Эффективные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Петрова Зоя Александровна

Всё чаще логопедам приходится работать с детьми, речевые нарушения которых имеют системный характер, когда перед специалистом встаёт необходимость  коррекции  всех компонентов речи. Слоговая структура слова является одним из таких компонентов. Коррекционная работа  по преодолению данного нарушения должна строиться постепенно, а её основной целью должно быть развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В настоящей статье подробно рассматриваются типы слоговых стуктур, различные виды их нарушений в речи детей, а также способы поэтапного преодоления данных нарушений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ  С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Актуальность темы:  в настоящее время  наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями системного характера, когда перед логопедом встаёт необходимость  коррекции  всех компонентов речи. Одним из таких компонентов является слоговая структура слова, т. е. взаиморасположение и связь слогов внутри слова. Коррекционная работа  по преодолению данного нарушения должна строиться поэтапно, и основной её целью должно быть развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, т.к. от  результативности  работы  логопеда в этом направлении зависит успешность овладения ребёнком  грамматическим строем речи в целом, а также формирование навыков   грамотного  письма и чтения.

Начнём с определения ключевого понятия. Слоговая структура слова – это  взаиморасположение и связь слогов в слове. Она относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структуры происходит поэтапно. К трём годам все трудности слогообразования оказываются преодолёнными. В этом же возрасте формируется чувство языка, когда ребёнок способен оценивать правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия.

Особенности несформированности слоговой структуры слова при разных уровнях общего недоразвития речи

У детей с диагнозом ОНР I уровня речь состоит из звуковых комплексов и звукоподражаний. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней. В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5 – 10 до 25 – 27 слов.

При II уровне ОНР у детей отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях – двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно– и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также слов с тремя слогами. Многосложные структуры часто редуцируются.

У детей с диагнозом ОНР III уровня зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс идёт трудно, о чём свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

От чего зависит овладения слоговой структурой слова?

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от:

  • состояния фонематического восприятия,
  • артикуляционных возможностей,
  • семантической недостаточности,
  • мотивационной сферы ребёнка,

а также от особенностей развития неречевых процессов:

  • оптико-пространственной ориентации,
  • ритмической и динамической организации движений,
  • способности к серийно-последовательной обработке информации.

Виды искажений слогового состава слова

Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

  • Нарушения количества слогов:

-        элизия – сокращение (пропуск) слогов: дога (дорога).

-        опускание слогообразующей гласной: пинино (пианино)

-        итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: таракатор (трактор).

  • Нарушение последовательности слогов в слове:

-        перестановка слогов в слове: вонора (ворона);

-        перестановка звуков соседних слогов: томоцикл (мотоцикл)

  • Искажение структуры отдельного слога:

-        сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый: тава (трава);

- вставка согласных в слог: банант (банан).

  • Антиципации – уподобления одного слога другому: кокодил (крокодил); бобода (борода).
  • Персеверации – циклический повтор, настойчивое воспроизведение: чепапаха (черепаха).
  • Контаминации – соединения частей двух слов: вазанка (ваза + банка).

Типы слоговой структуры слова

В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

1.        Двусложные слова, состоящие из открытых слогов (гора, лето).

2.        Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов (голова, ворона).

3.        Односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, дом).

4.        Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (диван, баран).

5.        Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (корка, будка).

6.        Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (кувшин, букварь).

7.        Трёхсложные слова с закрытым слогом (молоток, колобок)

8.        Трёхсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале или середине слова (комната, ботинки, тумбочка).

9.        Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или конце слова (ягнёнок, половник).

10.        Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11.        Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (грач, слон, мост).

12.        Двусложные слова с двумя стечениями согласных (брюква, крошка).

13.        Четырёхсложные слова из открытых слогов (королева, половина)

14.        Четырёхсложные слова со стечением согласных (карандаши, перекрёсток).

Формирование слоговой структуры слова

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры проходит в 2 этапа:

  • Подготовительный

Цель: Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Подготовка ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

  • Основной (коррекционный)

Цель: Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

  • Упражнения на развития оптико-пространственной ориентации
  • Упражнения на развития сомато-пространсвенной ориентации
  • Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги)
  • Упражнение на развитие временно-пространственной ориентации
  • Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений

Основной этап

  • Работа над гласными
  • Работа над слогами
  • Работа над слогами со стечением согласных
  • Работа над словами

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждает замещение гласных и перестановку слогов.

В работе над гласными целесообразно применять зрительные и ручные символы гласных звуков. Каждый символ соотносится с артикуляцией гласного звука. Таким образом, с ребёнком отрабатывается каждый гласный звук. Задания предлагаются детям сначала с опорой на зрительные и ручные символы звуков, затем без опоры

Ребёнку предлагаются следующие задания:

• Повторить пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: [а]-[и], [а]-[и]-[о], [у]-[а]-[и]-[о].

• Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения (произнесение серий звуков на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо, чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением ударного звука).

Для закрепления работы над гласными предлагается:

  • угадать, символ какого гласного звука показывает педагог;
  • угадать ряд звуков и показать их при помощи ручных символов;
  • сосчитать количество звуков, произнесённых педагогом;
  • выложить фишек столько, сколько звуков прозвучало;
  • придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано и т.д.

Работа над слогами

На этом этапе целесообразно первоначально при отработке слогов использовать ручные символы (любой согласный звук изображается кулаком, приближённым к плечу). При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперёд и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне. Затем слоги повторяются без опоры на символ.

Повторение рядов, начиная с двух–трёх слогов.

Берутся слоги:

  • с общим согласным (ма-мо-му-мы-мэ)
  • с общим гласным (бу-ку-ву-ну-ду)
  • обратные (ан-ын-он-эн-ун)
  • закрытые слоги, их ряды и пары (мак-мок-мук-мык-мэк; кап-пап, пых-тых)
  • прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными (ба-бя, ву-вю, ап-апь)

Работа над слогами со стечением согласных

Данный вид слогов требует отдельной отработки.

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них.

Предлагаются слоги:

  • открытые и закрытые: кна-акн, пту-упт…
  • с оппозиционными согласными: фта-вта, фта-фда, кму-гму…
  • цепочка слогов: мна-мно-мну-мны-мне
  • слоги со сменой позиции согласного: мна-нма, ско-ксо…

Работа над словами

I этап

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

«Длинное – короткое»: логопед произносит слово и предлагает ребёнку определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую фишку на длинную или короткую полоску бумаги.

«Раздели слова по группам»: перед ребёнком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

«Найди предмет»: один ребёнок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, ребёнок называет его.

II этап

Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнения на повторение с выделением ударного слога

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнения на оценку нормативности

Упражнения на переход к слитному произнесению

Упражнения на образования словосочетаний

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы: Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на : •    Слух; •    Угадывание нормативного...

Семинар – практикум ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Семинар – ...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В данной статье обзор логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недорозвитием речи....

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...

Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, ...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...