Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Направление работы:
Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на :
•    Слух;
•    Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
•    Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
•    Слоговые трансформации в слове;
•    Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы:

  1. Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на
  2. Слух;
  3. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
  4. Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
  5. Слоговые трансформации в слове;
  6. Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава

Игры и игровые упражнения

Есть или нет?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех                                предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А  <луна>?  Речевой материал:

 луна, луна, сова,

Сова, лапа, лапа, пила,

Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материал:

луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает – не бывает?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал:

 басака - собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан  - телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.

Найди слово

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;

в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.

Картинный материал:

 лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово

 ( на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух  (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».

Речевой и картинный материал:

    а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

        бума…(га),  забо… (ры),  руба…(ха),  пана…(ма),  маши…(на),

         соба…(ка),  газе…(та),  лопа…(та),  часи…(ки),  бана…(ны),

         раду…(га),  моло…(ко),  воро…(на),  соро…(ка),  коро…(ва),

         доро…(га),  топо…(ры),  мали…(на),  каче…(ли),  ряби…(на),

        бере…(за),  мага…(зин),  поми…(дор),  беге…(мот),  теле…(фон),

         васи…(лек),  коло…(бок),  коше…(лек),  паро…(ход), пуго…(вица),

        гусе…(ница),  Бура…(тино),  поми…(доры),  само…(леты),

        само…(каты),  бара…(баны),  оде…(яло);

   б) слова со стечениями согласных звуков:

         коф…(та),  пал…(ка),  бел…(ка),  вет…(ка),  бан…(ка),  пол…(ка),

         лам…(па),  руч…(ка),  мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),

         конфе…(та),  каран…(даш),  картош…(ка),  стака…(ны),

          подуш…(ка),  ромаш…(ка),  букаш…(ка);

   в)  слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

         но…(га),  ли…(са),  ли…(цо),  лу…(на),  лу…(жа),  ту…(ча),  ру…(ка),

          но…(ты).

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных

                           частей: два слога в трехсложных словах, два слога

                           (затем три слога) в четырехсложных словах;

                           один  слог в двухсложных (затем в трехсложных и

                           четырехсложных) словах.

Угадай начало слова

(на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры.

                Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина,  …тошка, …шонок>».

Речевой материал: (ду)…бина,  (кар)…тошка,  (ры)…балка, (ка)…бина,  (бо)…тинки,  (бу)…тылка, (жур)…налы,   (ска)…калка,  (мы)…шонок,  (ко)…тенок,   (зай)…ченок,   (те)…ленок,  (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;

 (дуби)…на,  (картош)…ка,  (ры-бал)…ка,  (каби)…на,   (ботин)…ки,   (бутыл)…ка,  (жур-на)…лы,   (скакал)…ка, (мышо)…нок,  (коте)…нок,  (зайчо)…нок,  (теле)…нок,  (но)…га,  (ли)…са, (ли)…цо,  (лу)…на,   (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.

Картинный материал:

нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок,  журналы,  котенок,  скакалка,  мышонок,  батарейка,  пистолеты,  автобусы,  поросенок.

Примечание. Рекомендуемый  порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем  трехсложных, четырехсложных) словах.

Чем похожи слова?

 



Предварительный просмотр:

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы:

Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на :

  1. Слух;
  2. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
  3. Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
  4. Слоговые трансформации в слове;
  5. Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава

Игры и игровые упражнения

Есть или нет?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех                                предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А  <луна>?  Речевой материал:

 луна, луна, сова, сова, лапа, лапа, пила, пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материал:

луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает – не бывает?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал: басака - собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан  - телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.

Найди слово

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;

в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.

Картинный материал:

 лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово

 ( на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух  (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».

Речевой и картинный материал:

    а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

        бума…(га),  забо… (ры),  руба…(ха),  пана…(ма),  маши…(на),

         соба…(ка),  газе…(та),  лопа…(та),  часи…(ки),  бана…(ны),

         раду…(га),  моло…(ко),  воро…(на),  соро…(ка),  коро…(ва),

         доро…(га),  топо…(ры),  мали…(на),  каче…(ли),  ряби…(на),

        бере…(за),  мага…(зин),  поми…(дор),  беге…(мот),  теле…(фон),

         васи…(лек),  коло…(бок),  коше…(лек),  паро…(ход), пуго…(вица),

        гусе…(ница),  Бура…(тино),  поми…(доры),  само…(леты),

        само…(каты),  бара…(баны),  оде…(яло);

   б) слова со стечениями согласных звуков:

   коф…(та),  пал…(ка),  бел…(ка),  вет…(ка),  бан…(ка),  пол…(ка),

    лам…(па),  руч…(ка),  мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка),

    свеч…(ка),

         конфе…(та),  каран…(даш),  картош…(ка),  стака…(ны),

          подуш…(ка),  ромаш…(ка),  букаш…(ка);

   в)  слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

         но…(га),  ли…(са),  ли…(цо),  лу…(на),  лу…(жа),  ту…(ча),  ру…(ка),

          но…(ты).

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных

                           частей: два слога в трехсложных словах, два слога

                           (затем три слога) в четырехсложных словах;

                           один  слог в двухсложных (затем в трехсложных и

                           четырехсложных) словах.

Угадай начало слова

(на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры.

                Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина,  …тошка, …шонок>».

Речевой материал:

 (ду)…бина,  (кар)…тошка,  (ры)…балка, (ка)…бина,  (бо)…тинки,  (бу)…тылка, (жур)…налы,   (ска)…калка,  (мы)…шонок,  (ко)…тенок,   (зай)…ченок,   (те)…ленок,  (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;

 (дуби)…на,  (картош)…ка,  (ры-бал)…ка,  (каби)…на,   (ботин)…ки,   (бутыл)…ка,  (жур-на)…лы,   (скакал)…ка, (мышо)…нок,  (коте)…нок,  (зайчо)…нок,  (теле)…нок,  (но)…га,  (ли)…са, (ли)…цо,  (лу)…на,   (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.

Картинный материал:

нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок,  журналы,  котенок,  скакалка,  мышонок,  батарейка,  пистолеты,  автобусы,  поросенок.

Примечание. Рекомендуемый  порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем  трехсложных, четырехсложных) словах.

Чем похожи слова?

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 "Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? ( разное начало)"

Речевой и картинный материал:

 цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.

Измени слово

(замена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью.)

Ход игры.

 На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть.  В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:

самолет                             самокат                        самовар

Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 " Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец)"

На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После названия картинок дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 "Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?" (изменить конец слова.)

 На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После названия картинки дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

"Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (самокат.) Замените кат на лет" и т.д.

Речевой и картинный материал:

        а) слова с двусоставной инициальной частью -      

            самовар, самолет, самокат;

            паровоз, пароход;

            телефон, телевизор, телебашня;

            ворота, ворона, воробей;

    б) слова с односоставной инициальной частью -

          лиса, лицо, лимон;

          нога, ноты, норы;

          каша, каток, кабан;

          салют, салат, сапог;

         мастер, матрас, матрос;

         камень, качели, калитка;

         бусы, бумага, букашка;

         пенал, петух, песок.

Найди маленькое слово в большом

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 "Найдите маленькое слово в большом."

Речевой материал:

 колобок,клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.

Сделай одно слово из двух

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 "Сделайте одно слово из двух."

Речевой материал:

 вол+осы; пол+осы; верх+ушки;

корм+ушки; вол+на; мак+ушки; маска+рад; кар+точка.

Картинный материал:

 вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска,  радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым  клювом (кар), точка.

Поменяй местами части слова

Ход игры.

 Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.

Например: чай-ка

Инструкция:

"Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово."

Речевой материал: дыра (рады)

                                         насос (сосна)

                                         сосна (насос)

                                         лама (мала)

                                         банка (кабан)

                                         чайка (качай)

                                         лыжи (жилы)

                                         мышка (камыш)

Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка.

                                     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования

Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...