«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Григорьева Инга Александровна

«Слова запоминаем – в логоритмику играем»

дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

 

Логоритмика –  это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

В нашем детском саду детей с ОНР много, и перед нами встала необходимость в поиске новых форм и техник комплексной помощи таким детям. Взяв за основу методические материалы известных авторов, мы разработали дидактическую игру «Слова запоминаем – в логоритмику играем».

Игра «Слова запоминаем – в логоритмику играем» нацелена на развитие ритмических способностей, быстрому запоминанию и пониманию значения слов на якутском языке. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слова и профилактики возникновения  дисграфий и дислексий у школьников.

Город Якутск многонациональный город, здесь проживает более ста различных национальностей. Изучение якутского языка в непринужденной и веселой обстановке среди русскоязычных дошкольников является одной из актуальных задач педагогов детского сада. Так же игру можно использовать в национальных детских садах для обучения русскому разговорному языку. Дошкольный возраст самый благоприятный для изучения различных языков.

           

Цель игы: Развитие слоговой структуры слова посредством разучивания коротких стихов.

Задачи:  развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха,  развитие чувства ритма;  обогащение словарного запаса; развитие творческого мышления; формирование обобщенных знаний якутского языка; расширение кругозора 

 

Требования проведению игр

 

При проведении игр «Слова запоминаем – в логоритмику играем» ведущее место занимает выразительный показ педагога. Целесообразно использовать следующие приемы: объяснения, показ, иллюстрирование,  позитивное обсуждение и оценка результатов деятельности.

Игры необходимо проводить с нарастания сложности, с использованием занимательных ситуаций, сюрпризов в доступной и понятной для детей форме.

Работу по разучиванию игр можно разделить на этапы:

  1. Воспроизведение заданного ритма
  2. Музыка тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки,  повороты головы, приседания и др),
  3. Ритмический рисунок стихотворения
  4. Игры со звуками (музыкальные инструменты),

Предлагаемые игры  доступны в овладении любым педагогом, и могут быть использованы как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе. Использование зрительных схем в игре «Ритмический рисунок стихотворения» будет способствовать лучшему восприятию задания.

 

Содержание игр

 

Игра «Игрушка танцует».

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Игровой материал: Игрушка большой зайчик (лиса, медведь, волк и др.)  и маленькие зайчики (лиса, медведь, волк и др. по числу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя игрушка зайчик (лиса, медведь, волк и др), у детей маленькие подобные игрушки. «Большой зайчик  учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей игрушкой  по столу несложный ритмический рисунок. Все дети сначала по одному, затем одновременно повторяют этот ритм своими игрушками.

 

Игра «Слушай и считай»

Цель:   Закрепить умение делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов, подбирать карточку-схему слова к соответствующей картинке.  Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух.

Игровой материал: карточки со схемами слов (лисичка, саhыл, бёреё, эhэ, медведь, заяц, мышка, кутуйах и др),  камушки марблс.

Вариант 1. Педагог  произносит слово по частям, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Ход игры: Педагог: «Послушай и посмотри, я буду называть слово по частям (слогам), а ты найди карточку,  где столько кружочков, сколько частей в слове ты услышал».

Вариант 2.

Ход игры: Педагог: «Послушай и посмотри, я буду называть слово по частям (слогам) и выкладывать камушки в ряд, на каждую часть слова я кладу один камушек.». Педагог называет слова и выкладывает  камушки марблс на стол. Затем просит ребенка сделать также самостоятельно.

 

 

Игра №1 «Ритм в стихах».

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: картинки с изображением животных о котором говорится в стихотворении

Вариант 1

Ход игры: педагог читает стихотворение,  одновременно отхлопывает ритм, затем просит детей повторить ритм стихотворения хлопками вместе с педагогом, после этого педагог читает стихотворение,  а дети самостоятельно отхлопывают ритм.

Вариант 2

Ход игры: педагог вместе с детьми проговаривает и прохлопывает стихи, используя разные двигательные комбинации.

Вариант 3

Педагог вместе с детьми проговаривает стих и ритмически обыгрывает его на детских музыкальных инструментах.

 

Игра №2 «Ритм в стихах».

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: картинки с изображением животных о котором говорится в стихотворении, детские шумовые музыкальные инструменты.

Ход игры:  Педагог вместе с детьми проговаривает стих и ритмически обыгрывает его на детских музыкальных инструментах  в определенном ритме (например, четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_zapominaem_v_logoritmiku_igaem_did_iga.docx412.52 КБ

Предварительный просмотр:

[ВВЕДИТЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ]

«Слова запоминаем – в логоритмику играем»

дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

Составитель:

[Введите имя автора]

Григорьева Инга Александровна хореограф

 


«Слова запоминаем – в логоритмику играем»

дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

Логоритмика –  это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

В нашем детском саду детей с ОНР много, и перед нами встала необходимость в поиске новых форм и техник комплексной помощи таким детям. Взяв за основу методические материалы известных авторов, мы разработали дидактическую игру «Слова запоминаем – в логоритмику играем».

Игра «Слова запоминаем – в логоритмику играем» нацелена на развитие ритмических способностей, быстрому запоминанию и пониманию значения слов на якутском языке. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слова и профилактики возникновения  дисграфий и дислексий у школьников.

Город Якутск многонациональный город, здесь проживает более ста различных национальностей. Изучение якутского языка в непринужденной и веселой обстановке среди русскоязычных дошкольников является одной из актуальных задач педагогов детского сада. Так же игру можно использовать в национальных детских садах для обучения русскому разговорному языку. Дошкольный возраст самый благоприятный для изучения различных языков.

         

Цель игы: Развитие слоговой структуры слова посредством разучивания коротких стихов.

Задачи:  развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха,  развитие чувства ритма;  обогащение словарного запаса; развитие творческого мышления; формирование обобщенных знаний якутского языка; расширение кругозора  

Требования проведению игр

При проведении игр «Слова запоминаем – в логоритмику играем» ведущее место занимает выразительный показ педагога. Целесообразно использовать следующие приемы: объяснения, показ, иллюстрирование,  позитивное обсуждение и оценка результатов деятельности.

Игры необходимо проводить с нарастания сложности, с использованием занимательных ситуаций, сюрпризов в доступной и понятной для детей форме.

Работу по разучиванию игр можно разделить на этапы:

  1. Воспроизведение заданного ритма
  2. Музыка тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки,  повороты головы, приседания и др),
  3. Ритмический рисунок стихотворения
  4. Игры со звуками (музыкальные инструменты),

Предлагаемые игры  доступны в овладении любым педагогом, и могут быть использованы как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе. Использование зрительных схем в игре «Ритмический рисунок стихотворения» будет способствовать лучшему восприятию задания.

Содержание игр

Игра «Игрушка танцует».

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Игровой материал: Игрушка большой зайчик (лиса, медведь, волк и др.)  и маленькие зайчики (лиса, медведь, волк и др. по числу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя игрушка зайчик (лиса, медведь, волк и др), у детей маленькие подобные игрушки. «Большой зайчик  учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей игрушкой  по столу несложный ритмический рисунок. Все дети сначала по одному, затем одновременно повторяют этот ритм своими игрушками.

Игра «Слушай и считай»

Цель:   Закрепить умение делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов, подбирать карточку-схему слова к соответствующей картинке.  Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух.

Игровой материал: карточки со схемами слов (лисичка, саhыл, бёреё, эhэ, медведь, заяц, мышка, кутуйах и др),  камушки марблс.

Вариант 1. Педагог  произносит слово по частям, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Ход игры: Педагог: «Послушай и посмотри, я буду называть слово по частям (слогам), а ты найди карточку,  где столько кружочков, сколько частей в слове ты услышал».

Вариант 2.

Ход игры: Педагог: «Послушай и посмотри, я буду называть слово по частям (слогам) и выкладывать камушки в ряд, на каждую часть слова я кладу один камушек.». Педагог называет слова и выкладывает  камушки марблс на стол. Затем просит ребенка сделать также самостоятельно.

Игра №1 «Ритм в стихах».

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: картинки с изображением животных о котором говорится в стихотворении

Вариант 1

Ход игры: педагог читает стихотворение,  одновременно отхлопывает ритм, затем просит детей повторить ритм стихотворения хлопками вместе с педагогом, после этого педагог читает стихотворение,  а дети самостоятельно отхлопывают ритм.

Вариант 2

Ход игры: педагог вместе с детьми проговаривает и прохлопывает стихи, используя разные двигательные комбинации.

Вариант 3

Педагог вместе с детьми проговаривает стих и ритмически обыгрывает его на детских музыкальных инструментах.

Лисичка

Саhыл это лисичка

Саhыл живёт в лесу
Лисичку-сестричку 
Найти я не могу

Сидя на стуле, повороты вправо и влево, руки согнуты в локтях «лапки» 

Руки над головой «крыша» 

Сомкнутые ладони перед лицом «прячутся» 

Сомкнутые ладони перед лицом «выглядывают» 

Волки

Волки воют на луну

 

Волк – бёрё
Поет он – уууу
 

И.п - стоя руки вверх, Плавно согнуться, не сгибая колени, прямые руки перед собой плавно опустить на ступни

Выпрямляясь, проводят по телу от ступней до головы 

Руки вверху, подняться на носки, произнести вслух УУУ

Зайчик

Куобах прыг 
Куобах скок 

Зайчик прыгнул за кусток
Глазки чёрные - харах 
Ушки длинные - кулгаах 
 

Наклон головы вправо и влево

  

Поднимают и опускают плечи

Хлопки по коленям

Хлопки в ладоши

Олень

Знают все, кому не лень,
Что таба - это олень
У оленя есть рога
Защищают от врага

И.п – руки на пояс Бьют носком правой ноги об пол,

Бьют носком левой ноги об пол,

Руки над головой «рога»

Наклон вперед , руки над головой «рога» 

Медведь

Медведь – эhэ

Не ходи ко мне


В берлоге сиди 
Медвежат сторожи

И.п – руки на пояс, ноги на ширине плеч Ритмичное покачивание телом в такт стихотворения 

Стоя, ноги на ширине плеч, повороты головы вправо и влево 

Присесть на «корточки» 

Сидя грозят пальцем 

Зайчик

Куобах зайчик в лес пошел
Землянику  там нашел

По полянке скачет
Землянику прячет
 

Шаг на месте

Согнутыми в локтях руками крутят перед собой “наматываем ниточку”

Прыжки на двух ногах

Ладони перед лицом «прячутся» 

Птичка

Чып-чып чыбычаах
Пела звонкая-чыычаах
Птичка звонко поет
Поиграть нас зовёт

Локти согнуты , поднимаем и опускаем руки «машем крылышками»

Прямые руки вперед, кистями рук изобразить «клювик» птицы

Прямые руки в стороны, машем крыльями 

Лошадка

Бъёт копытом Ат-ат

Ат - лошадка ждет ребят 

Стоя, бьют кулаками друг об друга сверху вниз 

Ноги вместе, неглубокие приседы. Руки держат «уздечку»

Игру проводят три раза с ускорением

Мышка

Маленькая кутуйах

Ищет зерна в закромах 

Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты в локтях «лапки», ноги прямые вытянуты вперед, не отрывая от пола пятки поднимать и опускать носок ступней попеременно.

Игру проводят три раза с ускорением.

Мышка

Кто пищит в углу?

Мышонок.

У мышонка голос тонок

Мама мышка – кутуйах

Не сиди в закромах!

А к мышонку беги

Зернышко ему неси 

Руки прикладываем к ушам, как бы прислушиваемся

«показываем в ладошках маленькую мышку» – на расправленную ладошку кладем сжатые кулак

грозим пальцем

от ступней вверх по телу проводим руками «мышка бежит»

вытягиваем вперед ладошки сложенные «чашечкой»

Лисичка

Лисичка – саhыл

Голосок твой мил

Хвостик пушистый

Мех золотистый

Стоя, плавно выставляем вперед правую руку, затем левую ладошками вниз

Разворачивае ладони вверх, сначала правую, затем левую

Плавно качаем обоими ладонями из стороны в стороны

Плавно качаем обе ладони вверх, вниз

Игра №2 «Ритм в стихах».

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: картинки с изображением животных о котором говорится в стихотворении, детские шумовые музыкальные инструменты.

Ход игры:  Педагог вместе с детьми проговаривает стих и ритмически обыгрывает его на детских музыкальных инструментах  в определенном ритме (например, четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).  

Слайд8.JPG

Слайд10.JPG

Слайд12.JPG

Слайд14.JPG

Слайд26.JPG

Слайд28.JPG

Слайд20.JPG

Слайд18.JPG

Слайд24.JPG

Слайд22.JPG

Слайд16.JPG

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Физическое развитие детей с ОНР имеет ряд отличий от физического развития сверстников без речевой патологии. Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с ...

Статья "Особенности развития театрализованной игры у детей с общим недоразвитием речи".

Данный материал будет интересен при работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"

В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...

«Использование нетрадиционных пособий в дидактических играх для детей с общим недоразвитием речи»

       У детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, словарный запас беден, качественно неполноценен...

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нару...

Конспект занятия с элементами логоритмики в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Цель: 1. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.2. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.3. Формировать навыки с...