Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, способствуют удержанию равновесия при смене различных поз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу и включая в занятия или в прогулку подвижные игры, воспитатели должны четко представлять физические и речевые  возможности детей.  Подвижные игры одновременно осуществляют  коррекцию двигательной сферы и связной  речи детей. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более  младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп. Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. После того, как большинство детей усвоят правила игры, им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры. Предлагаем подвижные игры.

1)"Не теряй равновесия"

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.

2)"Кому достанется кегля"

На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

3)"Тик-так-тук"

Ведущий говорит, обращаясь к детям: "Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик-так-тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: "Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

4)"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

5) "Узнай по голосу"

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

 Таким образом, подвижные игры, можно использовать как часть физкультурных, музыкальных занятий, в ходе проведения  праздничных утренников,  в часы развлечений, на прогулке.

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

Игра малой подвижности «Мухомор»

Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (dкружка 10—15 см). Это «мухомор».Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:

Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. Хлопают в ладоши. Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе). Тебя ждали год, Стояли у ворот.

(Выполняют «пружинку»,руки на пояс.)

А пришел мороз, Заморозил нам нос. Шагают на месте. Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.

В прятки ты поиграй Да подарки нам дай... (Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени). Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки. (Постукивают кулачками друг о друга)

Будем веселиться, Танцевать, резвиться. (Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно).

Игры на развитие мелкой моторики

(пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Белка - продавец». Сидит белка на тележке. Продает она орешки. Хлопают в ладоши. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому. Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого. Кому в платок, Кому в зобок... Ударяют кулачками друг о друга. Кому в лапочку. Показывают ладошки

Подвижные речевые игры для детей с ОНР

Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя-логопеда с целью решения какой-либо речевой задачи.

Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные». Инвентарь: мяч Описание игры. Дети стоят в круг. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку с: словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка» Если играющий отвечает неправильно: он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальные детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока. 

Подвижные игры на развитие внимания

Внимание — один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Как известно, дети-логопаты характеризуются недостаточным уровнем развития внимания, низкими показателями его переключаемости. Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители (команда педагога, удар в бубен, звук свистка и т.д.).

 Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» — игроки останавливаемся, поднимают руки вверх;
  • «Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» — разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

 Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

Все дети с речевой патологией входят в группу риска по дисграфии — нарушению функции правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая нога, правая рука и т.д.), но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т.д.). Следует шире использовать предлоги: в, на, за, перед, около и др. («встаньте за линию», «присядьте на скамейку», «положите мяч в обруч» и т.д.), применять двигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями. Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений (веселая маршировка) и т.п.

Подвижная игра «Найди, где спрятано»

 Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Педагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры. По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.

Игры на развитие коммуникативных функций

 Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения. Решению этих задач способствует коллективное выполнение построек из деталей набора «Альма», игры на воспитание культуры поведения и общения («Едем в автобусе», «Прогулка' по парку», «Переходим дорогу» и т.д.), а также различные подвижные игры.

Подвижная игра «Чижик»

По считалке выбирается водящий- «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова: Ходит чижик у житницы, Ищет зернышко пшеницы. Чижик отвечает: Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг Оставшийся без пары встает в середину круга — он «чижик». Игра продолжается.

Подвижные игры на развитие выразительных движений

При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приемы имитации и подражания («Покажите, как ходит петушок, прыгает белочка, ползет змея, летает бабочка и т.п.»).

Подвижные игры на расслабление

Дети-логопаты отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности; обладают некоторой замедленностью или, наоборот, «расторможенностью» в двигательной сфере. Поэтому после подвижных игр большой и средней подвижности необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.

Подвижная игра «Ветер и зайка»

Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются, наклоняют голову к коленям. Из сугроба на опушке Чьи-то выглянули ушки. Встают, ставят кисти рук перпендикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелят ушками».

И помчался — скок-скок-скок, Белый маленький зверек.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Вот запрыгал он проворно По тропинкам по зеленым.

Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Ветер у берез кружит, Зайке ушки шевелит.

Выполняют руками маховые движения перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рук перпендикулярно голове — «шевелят ушками».

Ветер-ветер, поиграй-ка, Убаюкай быстро зайку. Присаживаются на корточки, складывают ладони вместе, помещают их под щечку.

Подвижные игры с музыкальным сопровождением

(в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции)

Использование музыки при проведении подвижных игр способствует развитию координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

Подвижная игра «Дружба»

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу. Найдем себе мы друга. Найдем себе мы друга. Найдем себе дружка.

По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!» После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание Педагог может подать и другие команды, например:

  • «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — дети должны разбиться на тройки;
  • «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);
  • при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!» В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

Подвижная игра «Хрустальная вода»

Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».

Подвижные игры-превращения

Этот вид игр способствует развитию у детей фантазии, снятию излишней напряженности, формированию представлений об окружающем мире.

Подвижная игра «Цветочек»

Дети встают врассыпную по всему спортивному залу. Педагог предлагает им потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла») согнуть руки в локтях («стебелек сломался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволив корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»)

 

Литература

1. Труфанова О.И. Двигаемся, играем, развиваем речь. Издательство «Владос», 2011

2. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Издательство «Владос», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Физическое развитие детей с ОНР имеет ряд отличий от физического развития сверстников без речевой патологии. Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с ...

Статья "Особенности развития театрализованной игры у детей с общим недоразвитием речи".

Данный материал будет интересен при работе с детьми с общим недоразвитием речи....

«Использование нетрадиционных пособий в дидактических играх для детей с общим недоразвитием речи»

       У детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, словарный запас беден, качественно неполноценен...

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нару...

Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи.

СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ....

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...