Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербург

 

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слова.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями. В произношении слов сложно-слогового состава (нарушение последовательности слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов, звуков)

Нарушения слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Диапазон нарушений варьируется: то от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых. Нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных, даже с опорой на наглядность. Слоговая структура слов представляет собой необходимую предпосылку для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова, с одной стороны, и для усвоения и фонетического состава слова- с другой», писала Р. Е. Левина.

Как показывать исследования, по мере возрастающей способности к различению и воспроизведению многосложных структур, расширяется основа для более интенсивного накопления фонематических обобщений. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с общим недоразвитием речи дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговой состав, усвоенный в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Для правильного произнесения слоговой структуры слова немаловажна и степень знакомства с ним. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова понятные и хорошо известные ребёнку.

О важности и актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для установления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе. Анализ литературы показывает, что различные искажения слогового состава слова являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения. В связи с этим, углублённое изучение усвоения слоговой структуры слова имеет важное значение для ранней диагностики имеющих трудностей и прогнозирования возможных проблем обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: « Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи»

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга  

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями. В произношении слов сложно-слогового состава (нарушение последовательности слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов, звуков) Нарушения слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи.

Диапазон нарушений варьируется: то от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых. Нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных, даже с опорой на наглядность.

Слоговая структура слов представляет собой необходимую предпосылку для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова, с одной стороны, и для усвоения и фонетического состава слова- с другой», писала Р. Е. Левина. Как показывать исследования, по мере возрастающей способности к различению и воспроизведению многосложных структур, расширяется основа для более интенсивного накопления фонематических обобщений. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с общим недоразвитием речи дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговой состав, усвоенный в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Для правильного произнесения слоговой структуры слова немаловажна и степень знакомства с ним. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова понятные и хорошо известные ребёнку.

О важности и актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное. Овладение правильной речью имеет большое значение для установления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

Анализ литературы показывает, что различные искажения слогового состава слова являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения.

В связи с этим, углублённое изучение усвоения слоговой структуры слова имеет важное значение для ранней диагностики имеющих трудностей и прогнозирования возможных проблем обучения грамоте.

Общая характеристика нарушений слогового состава слова.

А.К. Маркова в своей исследовательской работе выявила следующие виды искажений слова:

  • Нарушение количества слогов:
  • Сокращение, пропуск слогов - резко выраженное искажение слогового контура слова(«моток»-молоток)

Данное искажение встречается, когда ребёнок с общим недоразвитием речи не в состоянии произнести слово в его полном слоговом составе, т.е. при назывании картинки или при повторении слова вслед за логопедом. Ребёнок пропускает некоторые слова, слоги.

Пропуск слога происходит и за счёт опускания слогообразующей гласной.

  • Добавление лишних слогов в слове

Искажение слоговой структуры слова могут принимать форму удлинения слогового контура, когда вместо предъявляемой двухсложной структуры ребёнок произносит трёхсложную, вместо трёхсложной-четырёхсложную и т.д.

По наблюдениям А.К. Марковой ошибки добавления слогов допускаются детьми с недоразвитием речи в гораздо меньшем количестве слов, чем сокращения слогов.

  • Нарушения последовательности слогов в слове.

Особое место занимают искажения, при которых число слогов и ударения не нарушаются,

В то время как слоговой состав претерпевает те или иные изменения.

  • Перестановка слогов.

Слоги могут перемещаться местами внутри слова («накава»-канава, «подбодорок»- подбородок)

  • Перестановка звуков соседних слогов.

Может искажаться структура отдельного слова («пига»-книга, «капута»-капуста)

Нарушая слоговой состав слова или строение отдельного слога, эти искажения в той или иной мере распространяются на звуковой состав слова.

  • Уподобление слогов («БИБИ»- грибы, «ПАПАНАС» -ананас)

Уподобление слогов чаще всего встречается у детей с общим недоразвитием на ранних этапах речевого развития. Эти дети многие картинки называют лепетными словами, представляющие  собой не что иное, как двукратное повторение одного и того же слога: «ТАТА»- «КУКЛА»

Дети, овладевшие трёх- и четырёхсложной структурами также иногда заполняют контур слова одинаковыми слогами: сасарница»-сахарница. Отличие этих ошибок от уподобления на ранних этапах состоит в том, что уподобление здесь затрагивает лишь часть слогового состава, остальные слоги произносятся правильно.

  • Искажение структуры   отдельного слога.

Дети с недоразвитием речи часто упрощают структуру отдельных слогов, сокращая стечения согласных или добавляя согласный в слог, что в ряде случаев очень затрудняет понимание и употребление речи.

Сокращение стечения согласных.

Сокращение стечения согласных широко распространены у детей с общим недоразвитием речи.

Факты об усвоении стечений согласных в зависимости от их места в слове необходимо учитывать в процессе обучения: слова со стечением согласных А.К. Маркова должны предъявляться ребёнку в определённой последовательности6 сначала стечения должны стоять на стыке двух слогов, и лишь затем давать для произнесения и заучивания слова со стечением согласных в начале слова.

Произнесение различных стечений согласных зависит не только от их места в слове, но и от их качества, их фонетического состава. Наименьшее число сокращений падает на стечение согласных в середине слова в случае, если вторым звуком является взрывной звук.

В начале же слова наиболее благоприятным является сочетание, где вторым компонентом является сонорный звук. Эта закономерность имеет значение для установления последовательности подачи  стечений согласных в процессе обучения произношению слоговой структуры слова детей с общим недоразвитием речи. С другой стороны, она позволяет сформулировать некоторые теоретические  положения о взаимосвязи звукового и слогового состава слова.

Однако и сам звуковой состав слова обратно влияет на возможность правильного произнесения стечения согласных, а поэтому и на воспроизведение элементов слоговой структуры слова в их полном составе.

Итак, общая характеристика нарушений слогового состава при произнесении слова может выглядеть таким образом ( по А.К. Марковой)

  • Нарушение количества слогов.

- сокращение(пропуск) слога

-опускание слогообразующей гласной

-увеличение количества слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных

  • Нарушение последовательности слогов в слове

- перестановка слогов

-парафазии (замена звуков)

-перестановка звуков соседних слогов

  • Уподобление слогов
  • Искажение структуры отдельного слога

- сокращение стечения согласных

-вставка согласных в слог

Существуют и другие нарушения слоговой структуры, но они не так часто встречаются, поэтому мы только обозначим их:

-антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

-персеверации (циклическое повторение)

-контаминации (смешение элементов слов)

-итерации и др.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка. Так указывали в своей работе Филичева и Г. В. Чиркина

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращений стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер.  Поэтому работу по преодолению искажений слогового состава следует начинать с формирования сенсорных возможностей или с компенсаторного преодоления нарушений звукопроизношения слова путём опоры на сохранные функции- зрительные и моторные.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращения числа согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер. При таких нарушениях важно уделить внимание артикуляционной работе.

Таким образом, при коррекции нарушений слоговой структуры слова необходимо провести тщательную диагностику, индивидуализировать процесс обучения с опорой на анализ характера ошибок при усвоении слова.

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  мы понимаем такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (по Р. Е. Левиной)

При общем недоразвитии речи наблюдается позднее её начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефект произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного её основания до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Р.Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи. Причём первые два характеризуют глубокие. Степени нарушения речи, а на третьем уровне у детей остаются лишь отдельные проблемы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Основные положения, характерные для 1 уровня общего недоразвития речи:

Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний., лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребляемых слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.

Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации весьма ограничено.  Фразовая речь полностью отсутствует.

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова ещё не сформирована. В частности, по слоговой структуре слова на 1 уровне речевого недоразвития мы можем сказать, что в речи преобладают односложные и двусложные образования, а в отражённой речи заметна тенденция сократить повторяемое.

(слово до одного -двух слогов кубики-«ку», карандаш –«дас»)

Естественно, что и звуковой анализ слова на уровне лепетной речи совершенно не доступен ребёнку.

Основные положения, характерные для 2 уровня общего недоразвития речи:

Активный словарь расширяется не только за счёт существительных и глаголов, но и за счёт использования (преимущественно качественных) прилагательных и наречий.

Происходит некоторое обогащение речи за счёт использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки ещё неудачные.

Дети начинают пользоваться фразой. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.

Произношение звуков и слов резко нарушено. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

Более подробно остановимся на том, что нас больше всего интересует- на слоговом составе слова.

На этом этапе речевогоразвития слоговой состав слова оказывается более доступным, чем на предыдущем.

Дети часто могут правильно воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав этих слов является ещё диффузным. Более или менее правильно передаётся звуковой состав односложных слов, состоящих из одного закрытого слога(

МАК, без стечения согласных)

Повторение простейших двусложных слов, состоящих из прямых слогов, во многих случаях не удаётся, хотя в отдельности звуки, входящие в состав таких слов, произносятся правильно (пила- «ля», ваза- «вая» и т.д.)

Более выражены затруднения, встречающиеся при воспроизведении звукового состава двусложных слов, имеющих в своём составе обратные и прямые слоги. Количество слогов в слове часто воспроизводятся неровно (окно-«капо», «апо», «ако»). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом часто обнаруживается выпадение звуков (банка-«бака», вилка-«вика»)

Наибольшие трудности вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слоге. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядов стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (н-р, звезда- «визьга», «вида», «ада»  и т.д)

В трёхсложных словах, наряду с искажением  звуков , встречается перестановки слогов и опускание их (голова-«ава», «ува», «коволя»…)

В трёхсложных словах искажения звуков значительно более резко выражены, чем в двусложных.

Четырёх- и пятисложные слова и сложные слоговые структуры произносятся детьми настолько искажённо, что слова становятся совершенно не похожи на образцы. В ряде случаев происходит укорачивание много сложной структуры - (милиционер-«апей»)

На  фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные, глаголы. Мало  слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов, действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов , и почти не образуются в речи более сложные предлоги.

Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка и видовых форм глагола, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения.

У большинства детей ещё сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвёрдое владение многими грамматическими  формами.

На 3 уровне общего недоразвития дети пользуются полной слоговой структурой. Лишь в качестве остаточного явления отмечаются перестановки звуков, слогов, слов ( колбаса-«кобаса») По сравнению со 2 уровнем, нарушения слоговой структуры слова проявляются значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов  и в предложениях.

Итак, проанализировав характеристику нарушений слоговой структуры слова на каждом уровне, мы можем выделить  специфические ошибки искажений слова, встречающихся на том или ином уровне общего недоразвития речи ,пользуясь предложенной Л.К. Марковой типологией ошибок.

На 1 уровне речевого недоразвития преобладает тенденция к упрощению слоговой структуры слова, в частности, сокращение числа слогов (КУБИКИ-«КУ»)

На 2 уровне также отмечаются сокращение числа слогов (пила- «ЛЯ»), здесь уже проявляются перестановки слогов (ОКНО-«КАПО»), сокращение стечений согласных(БАНКА-«БАКА»). На этом  уровне ошибки искажения слова более распространены.

На 3 уровне, по характеристике, данной Р. Е. Левиной, мы видим ошибки, сводящиеся к нарушению правильной  последовательности слогов, т.е. их перестановки (колбаса-«КОБАСА») Эти ошибки  преобладающие, но мы  можем встретить и другие  искажения слоговой структуры слова: добавление слогов, сокращение согласных, уподобление слогов-эти ошибки малочисленные.

Обзор методик по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Этой проблемой занимались многие исследователи. Но стоит обратить особое внимание на работах Г.Л. Каше и на методике Л.К. Марковой.

Оба автора говорят о том, что работу по формированию слогового состава слова нужно сочетать с работой по постановке отсутствующих и искажённых звуков, а также  с работой по подготовке детей обучению грамоте.

Авторы методик останавливаются на том, что прежде чем приступить к работе над формированием слогового состава слова  в полном объёме, следует поработать над развитием сенсорных возможностей ребёнка. Прежде всего, необходимо привлечь внимание ребёнка с общим  недоразвитием речи к различению  слов по их слоговому составу.. Ребёнку предлагают прислушаться к своему произношению слова, сравнить его  с произношением педагога и других детей, находить свои ошибки. Можно также указать ребёнку на то, как меняется смысл слова, если опустить какой-то слог или переставить слоги. Для этого используются слова близкие по звучанию и различающихся одним слогом или местом его в слове (КАМЫШ и «МЫШЬ», РУКАВА и «РУКА», НАСОС и «СОСНА», /ГОРА и «РОГА» и т.д.

Отсюда вытекает необходимость научит ребёнка делить слова на слоги (сначала по подражанию, потом самостоятельно); подсчитывать число слогов в слове; придумывать слова на заданное количество слогов добавлять недостающий слог слова при опоре на картинки и т.д.

Маркова Л.К. и Г.А. Каше   сходятся во мнении, что для усвоения слоговой структуры слова детьми с общим недоразвитием речи необходима специальная работа над слухоречевым ритмом. Она может быть представлена в виде различных игр, в которых дети должны узнать, н-р, какую картинку, из лежащих на столе назвал педагог, отхлопывая в ладоши такое-то количество раз. Затем от узнавания ритмической структуры слова можно переходить к её воспроизведению. В данном случае ребёнок сам расчленяет на слоги слова, для чего могут быть использованы возможные отстукивания карандашом, отхлопывание в ладоши и т.д.

Эти и подобные упражнения развивают слуховое восприятие ребёнка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.

Усвоению произношения слоговой структуры слова способствуют также специальные артикуляционные упражнения  по воспроизведению  различных слоговых  комбинаций.

Слоговые сочетания типа, П-ПУ, ПА-КУ, МА-ПА и т.д.

 Ходе обучения усложняются   линии увеличения кол-ва слогов, включения  обратных и закрытых слогов, стечений  согласных. Г.А. Каше предлагает  повторять за педагогом  простые слоговые ряды с  различным ударением, н-р, ГА-ГА, ТА-ТА … По е]ё мнению  сочетания ГА-ТА-ГА облегчает переход  от послогового  к слитному произнесению трёхсложного  слова с ударение с на последнем слоге.  Одним из приёмов овладения произношением слов новой слоговой  структуры Г.А. Каше и  считает именно заучивание слов по слогам и одновременно по подражанию. Зрительной опорой при заучивании слов (особенно трёхсложных) может служить схема слов, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги.

Итак, Л.К. Маркова  в своей  методике выделяет 2 направления:

Обучение произношению слов из имеющихся у ребёнка звуков и работа над словами в период автоматизации новых усваиваемых звуков.

В работах Г.А. Каше можно найти похожие высказывания. Н-р, она предлагает поставит звук, сначала автоматизировать звук в доступных словах, затем автоматизировать в ходе работы над слоговой структурой  слова, и наконец,( в этом сходятся и Каше Г.А. и Маркова Л.К.) новое слово, которое ребёнок научился произносить, сразу вводить во фразу.

Оба направления работы нужно осуществлять параллельно с самого начала обучения.

В первом случае работа над произношением слова будет тесно связана с активизацией речи ребёнка, расширением его словарного запаса. Педагог для этого предлагает детям слова для заучивания в определённой последовательности. С точки зрения их слоговой трудности. Для этого соответствующим образом подбирает речевой материал для игр (ДОМИНО, ЛОТО, а также сюжетные картинки)

Приведём примерный ряд слов, расположенный по степени слоговой трудности(от более лёгких к более трудным), предложенный Л.К. Марковой.

  1. Двусложные слова из открытых слогов: мама, папа ,вата, ноты, ива, кино, мука.
  2. Трёхсложные слова из тот крытых слогов: панама, копыто, монета, машина, тополя.
  3. 3. Односложные слова: мак, дом, кот, лев, Ким.
  4. Двусложные слова с одним закрытым  слогом: веник, петух, лимон, пакет, каток, Алик.
  5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, папка, утка, лепта.
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: телефон, котёнок, пулемёт.
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных: конфеты, комната, калитка.
  9.  Трёхсложные   слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, хлеб.
  12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
  13. 13. Четырёхсложные слова из открытых слогов: паутина.
  14. Многосложные слова: милиционер.

Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности мы начинаем вводить только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребёнку  нужно многократно повторять их, заучивать. Чтобы повторение не было механическим и скучным, следует использовать различные игровые ситуации «лото», «домино», «магазин» и т.д.

Одновременно с работой над слоговой структурой слова, следует осуществлять постановку отсутствующих и искажённых звуков. Этому обычно предшествует уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков, что является непосредственной основой и для вышеописанной работой над словом.

Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговые ряды в определённой последовательности: односложные, двусложные, трёхсложные(СА,СА_СА-СА) и т.д. Тем самым  у ребёнка вновь закрепляется  навык  произнесения слоговых контуров различного размера. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки (ТА-СА, МА-МА—СА, то повторение их прямо способствует формированию. Умения ребёнка переключаться с одного слога на другой, предупреждая ошибки уподобления слогов.

При введении отрабатываемого звука слова необходим также, считает Л.К. Маркова, соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так , не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых ещё не отработана.

Здесь следует придерживаться той же последовательности слоговых структур, которая предложена выше для слов с сохранными звуками.

Г.А. Каше считает, ч то в группах численность в 12-14 человек вполне реально при условии постоянного учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка проводить обучение детей по овладению произношением слов различной звукослоговой сложности.

Работа по формированию слоговой структуры слова должна осуществляться как на занятиях по произношению, так и на индивидуальных занятий в этом разделе работы диктуется неизбежным неравенством отдельных детей по уровню знаний,- пишет Маркова Л.К.

Итак, проанализировав две разные методики Г.Л. Каше и Л.К. Марковой, мы видим, что они во многом схожи. Работу по формированию слогового состава слова следует сочетать с работой по постановке отсутствующих или искажённых  звуков, а также  с работой по подготовке детей к обучению грамоте. Данная работа должна проходить как в форме фронтального занятия, так и в форме индивидуального занятия, учитывая индивидуальные  особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы: Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на : •    Слух; •    Угадывание нормативного...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...

Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее разви...