Главные вкладки

    Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия по развитию речи

    Келепури Светлана Валерьевна

    Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilag1.docx19.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Пояснительная записка.

    Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

    Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.

    На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

    Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

    Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи.

    - уточнение значений слов;

    - формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

    - организация семантических полей, лексической системы;

    Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

    На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля         выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.        

    - активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

    В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.

    При разработке данной методики по развитию словаря прилагательных были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, Е.Ф.Соботович, А.М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

    Методическая разработка по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

    У старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован словарь прилагательных. Однако не все компоненты словаря прилагательных нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.

    В связи с этим, при разработке методических рекомендаций мы учитывали неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и построили направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).

    Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у дошкольников может осуществляться по следующим направлениям:

    1. Развитие словаря обобщающих слов;

    2. Обогащение словаря синонимов;

    3. Обогащение словаря антонимов;

    4. Развитие активного словаря прилагательных;

    5. Развитие пассивного словаря прилагательных.

    I направление. Развитие пассивного словаря прилагательных;

    Задачи:        

    - Обогащение пассивного словаря прилагательных;

    - Развитие словесно-логического мышления;

    - Развитие слухового внимания и памяти

     Примерные виды заданий:

    1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.

    Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.

    Например:

    Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)

    Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).

    Я рыжая, шустрая, люблю орехи

    Я большой, серый с длинным хоботом (слон)

    Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)

    Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)

    Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)

    2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

    Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.

    Например:

    Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)

    Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)

    Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)

    II направление логопедической работы.

    Активизация и обогащение словаря прилагательных

    Задачи:

    - Актуализация и обогащение словаря прилагательных;

    Примерные виды заданий:

    1. «Назови лишнее слово».

    Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

    Крепкий, надежный, далекий, прочный;

    Смелый, звонкий, храбрый, отважный;

    Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;

    Глубокий, печальный, грустный, унылый.

    Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий

    2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

    Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

    Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

    Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.

    3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

    Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

    Идет (какой?) дождик

    Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.

    III направление. Обогащение словаря антонимов.

    а) развитие пассивного словаря антонимов

    Задачи:

    - Развитие антонимии

    - Развитие словесно-логического мышления;

    - Развитие слухового внимания и памяти

    Примерные задания:

    1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

    Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»

    Большой, низкий, маленький

    Длинный, большой, короткий

    Радость, грусть, смех

    Брать, поднимать, опускать

    Большой, высокий, низкий

    День, сутки, ночь

    б) Активизация и закрепление словаря антонимов

    Задачи:

     - Актуализация антонимов

    - Развитие связной речи

    - Развитие слухового внимания и памяти

    Примерные виды заданий:

    1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».

    Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»

    Камень тяжелый, а пушинка…

    Летом тепло, а зимой…

    Белка скачет быстро, а улитка ползает…

    Сметана густая, а молоко…

    Днем светло, а ночью…

    Фея добрая, а ведьма…

    Слон большой, а комар…

    Сахар сладкий, а горчица…

    Лев храбрый, а заяц…

    Дерево высокое, а куст…

    Ручеек узкий, а река…

    Сегодня мне весело, а вчера было…

    2. Игра «Сравни!».

            По вкусу: лимон и конфету.

            По цвету: снег и сажу.

            По высоте: дерево и куст.

            По толщине: канат и нитку.

            По ширине: реку и ручеек.

            По возрасту: ребенка и старика.

            По весу: камень и пушинку.

            По размеру: слон и мышь.

    3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

     К данным словам придумать слова - «неприятели».

    Большой

    новый

    молодой-

    высокий

    острый -

    веселый

    кислый

    сухой

    добрый

    смелый

    здоровый

    чистый

    IV Направление. Обогащение словаря синонимов

    Задачи:

    - Развитие синонимии

    - Развитие словесно-логического мышления;

    - Развитие слухового внимания и памяти

    а) развитие пассивного словаря синоним

    Примерные виды заданий:

    1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».

    Крепкий, веселый, прочный;

    Слабый, неловкий, неуклюжий;

    Большой, огромный, красивый;

    Храбрый, звонкий, смелый;

    Глубокий, печальный, грустный.

    б) Развитие активного словаря синоним

    - Развитие антонимии

    - Развитие словесно-логического мышления;

    - Развитие слухового внимания и памяти

    - Развитие связной речи

    Примерные виды заданий:

    1. Игра «Придумай предложение».

    Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

    Большой – громадный – огромный;

    быстрый – скорый – стремительный;

    неловкий – неуклюжий – нескладный;

    ненастный – пасмурный – радостный.

    2. Добавить одно общее слово к двум словам

    Мяч, яблоко – какие?

    Желтый, кислый – что?

    Сахар, мед – какие?

    Снег, лед – какие?

    Вода, молоко – какие?

    Активация и закрепление словаря синонимов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

     Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

    Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

    Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

    Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

    Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

    Тема: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ.

     Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Слов...

    Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...