Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи

Келепури Светлана Валерьевна

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag1.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.

На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи.

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля         выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.        

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.

При разработке данной методики по развитию словаря прилагательных были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, Е.Ф.Соботович, А.М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

Методическая разработка по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован словарь прилагательных. Однако не все компоненты словаря прилагательных нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.

В связи с этим, при разработке методических рекомендаций мы учитывали неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и построили направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).

Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у дошкольников может осуществляться по следующим направлениям:

1. Развитие словаря обобщающих слов;

2. Обогащение словаря синонимов;

3. Обогащение словаря антонимов;

4. Развитие активного словаря прилагательных;

5. Развитие пассивного словаря прилагательных.

I направление. Развитие пассивного словаря прилагательных;

Задачи:        

- Обогащение пассивного словаря прилагательных;

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

 Примерные виды заданий:

1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.

Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.

Например:

Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)

Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).

Я рыжая, шустрая, люблю орехи

Я большой, серый с длинным хоботом (слон)

Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)

Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)

Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)

2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.

Например:

Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)

Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)

Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)

II направление логопедической работы.

Активизация и обогащение словаря прилагательных

Задачи:

- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;

Примерные виды заданий:

1. «Назови лишнее слово».

Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Крепкий, надежный, далекий, прочный;

Смелый, звонкий, храбрый, отважный;

Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;

Глубокий, печальный, грустный, унылый.

Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий

2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.

3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Идет (какой?) дождик

Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.

III направление. Обогащение словаря антонимов.

а) развитие пассивного словаря антонимов

Задачи:

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные задания:

1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»

Большой, низкий, маленький

Длинный, большой, короткий

Радость, грусть, смех

Брать, поднимать, опускать

Большой, высокий, низкий

День, сутки, ночь

б) Активизация и закрепление словаря антонимов

Задачи:

 - Актуализация антонимов

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».

Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»

Камень тяжелый, а пушинка…

Летом тепло, а зимой…

Белка скачет быстро, а улитка ползает…

Сметана густая, а молоко…

Днем светло, а ночью…

Фея добрая, а ведьма…

Слон большой, а комар…

Сахар сладкий, а горчица…

Лев храбрый, а заяц…

Дерево высокое, а куст…

Ручеек узкий, а река…

Сегодня мне весело, а вчера было…

2. Игра «Сравни!».

        По вкусу: лимон и конфету.

        По цвету: снег и сажу.

        По высоте: дерево и куст.

        По толщине: канат и нитку.

        По ширине: реку и ручеек.

        По возрасту: ребенка и старика.

        По весу: камень и пушинку.

        По размеру: слон и мышь.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

 К данным словам придумать слова - «неприятели».

Большой

новый

молодой-

высокий

острый -

веселый

кислый

сухой

добрый

смелый

здоровый

чистый

IV Направление. Обогащение словаря синонимов

Задачи:

- Развитие синонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

а) развитие пассивного словаря синоним

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».

Крепкий, веселый, прочный;

Слабый, неловкий, неуклюжий;

Большой, огромный, красивый;

Храбрый, звонкий, смелый;

Глубокий, печальный, грустный.

б) Развитие активного словаря синоним

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

- Развитие связной речи

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение».

Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

Большой – громадный – огромный;

быстрый – скорый – стремительный;

неловкий – неуклюжий – нескладный;

ненастный – пасмурный – радостный.

2. Добавить одно общее слово к двум словам

Мяч, яблоко – какие?

Желтый, кислый – что?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Активация и закрепление словаря синонимов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...

Формирование словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...