Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilag1.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка.
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.
Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.
На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.
Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи.
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
- организация семантических полей, лексической системы;
Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.
На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.
При разработке данной методики по развитию словаря прилагательных были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С. Выготским, Е.Ф.Соботович, А.М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Методическая разработка по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован словарь прилагательных. Однако не все компоненты словаря прилагательных нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.
В связи с этим, при разработке методических рекомендаций мы учитывали неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и построили направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).
Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у дошкольников может осуществляться по следующим направлениям:
1. Развитие словаря обобщающих слов;
2. Обогащение словаря синонимов;
3. Обогащение словаря антонимов;
4. Развитие активного словаря прилагательных;
5. Развитие пассивного словаря прилагательных.
I направление. Развитие пассивного словаря прилагательных;
Задачи:
- Обогащение пассивного словаря прилагательных;
- Развитие словесно-логического мышления;
- Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.
Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.
Например:
Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)
Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).
Я рыжая, шустрая, люблю орехи
Я большой, серый с длинным хоботом (слон)
Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)
Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)
Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)
2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.
Например:
Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)
Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)
Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)
II направление логопедической работы.
Активизация и обогащение словаря прилагательных
Задачи:
- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;
Примерные виды заданий:
1. «Назови лишнее слово».
Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
Крепкий, надежный, далекий, прочный;
Смелый, звонкий, храбрый, отважный;
Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;
Глубокий, печальный, грустный, унылый.
Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий
2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.
Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.
3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»
Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Идет (какой?) дождик
Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.
III направление. Обогащение словаря антонимов.
а) развитие пассивного словаря антонимов
Задачи:
- Развитие антонимии
- Развитие словесно-логического мышления;
- Развитие слухового внимания и памяти
Примерные задания:
1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»
Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»
Большой, низкий, маленький
Длинный, большой, короткий
Радость, грусть, смех
Брать, поднимать, опускать
Большой, высокий, низкий
День, сутки, ночь
б) Активизация и закрепление словаря антонимов
Задачи:
- Актуализация антонимов
- Развитие связной речи
- Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».
Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»
Камень тяжелый, а пушинка…
Летом тепло, а зимой…
Белка скачет быстро, а улитка ползает…
Сметана густая, а молоко…
Днем светло, а ночью…
Фея добрая, а ведьма…
Слон большой, а комар…
Сахар сладкий, а горчица…
Лев храбрый, а заяц…
Дерево высокое, а куст…
Ручеек узкий, а река…
Сегодня мне весело, а вчера было…
2. Игра «Сравни!».
По вкусу: лимон и конфету.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и куст.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: реку и ручеек.
По возрасту: ребенка и старика.
По весу: камень и пушинку.
По размеру: слон и мышь.
3. Игра с мячом «Скажи наоборот».
К данным словам придумать слова - «неприятели».
Большой
новый
молодой-
высокий
острый -
веселый
кислый
сухой
добрый
смелый
здоровый
чистый
IV Направление. Обогащение словаря синонимов
Задачи:
- Развитие синонимии
- Развитие словесно-логического мышления;
- Развитие слухового внимания и памяти
а) развитие пассивного словаря синоним
Примерные виды заданий:
1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».
Крепкий, веселый, прочный;
Слабый, неловкий, неуклюжий;
Большой, огромный, красивый;
Храбрый, звонкий, смелый;
Глубокий, печальный, грустный.
б) Развитие активного словаря синоним
- Развитие антонимии
- Развитие словесно-логического мышления;
- Развитие слухового внимания и памяти
- Развитие связной речи
Примерные виды заданий:
1. Игра «Придумай предложение».
Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».
Большой – громадный – огромный;
быстрый – скорый – стремительный;
неловкий – неуклюжий – нескладный;
ненастный – пасмурный – радостный.
2. Добавить одно общее слово к двум словам
Мяч, яблоко – какие?
Желтый, кислый – что?
Сахар, мед – какие?
Снег, лед – какие?
Вода, молоко – какие?
Активация и закрепление словаря синонимов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...
Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...
Формирование словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...