МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
рабочая программа по развитию речи по теме

Андреева Ирина Владимировна

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. Исходя из этого, были сформулированы  цели данной работы:

·        формирование понимания, интуитивного осознания детьми с общим недоразвитием речи семантической связи, существующей между родственными словами;

·        обогащение словарного запаса детей;

·         подготовка детей к усвоению состава слова;

·        практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.

    Логопедическая работа  с дошкольниками  по формированию навыков родственных слов должна быть направлена в первую очередь на формирование  навыков словообразования родственных существительных, глаголов и прилагательных.  При этом развитие словообразования различных частей речи происходит  последовательно-параллельно. Дети  легче воспроизводят  родственные слова от имен существительных, следовательно, работу нужно начинать с этой части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_14.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

              Утверждено:

                                                              Приказом СП «Детский сад «Солнышко»

                                                       ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                                  От «02» сентября 2013г № 53 - ОД

                                    Заместитель руководителя

                                           по дошкольному образованию

                                             СП  «Детский сад «Солнышко»

                                                        ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

                                                         ____________________О.Ф.Разинова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

                                     

Срок реализации программы  2 года.

                                   

                                                                      Составитель:

                                                                      Андреева И.В.

                                                                      учитель-логопед

                                                           СП «Детский сад «Солнышко»

                                ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                     

Принято:

Решением педагогического совета

СП  «Детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

От 02 сентября  2013 г. протокол № 1.

Председатель педагогического совета

____________________Разинова О.Ф.

2013 г.

             Пояснительная записка.

 Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. Исходя из этого, были сформулированы  цели данной работы:

  • формирование понимания, интуитивного осознания детьми с общим недоразвитием речи семантической связи, существующей между родственными словами;
  • обогащение словарного запаса детей;
  •  подготовка детей к усвоению состава слова;
  • практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.

    Логопедическая работа  с дошкольниками  по формированию навыков родственных слов должна быть направлена в первую очередь на формирование  навыков словообразования родственных существительных, глаголов и прилагательных.  При этом развитие словообразования различных частей речи происходит  последовательно-параллельно. Дети  легче воспроизводят  родственные слова от имен существительных, следовательно, работу нужно начинать с этой части речи.

     В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1.Подготовительный. 

2. Коррекционный.

Подготовительный этап.

Цель  этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных слов на материале имен существительных.

На данном этапе нужно познакомить  детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов. Научить образовывать родственные слова с помощью суффиксов "ик",  "ищ".  Осуществление этих задач можно показать на примере лексической темы в старшей группе «Домашние животные». (по методике Р.И.Лалаевой)

Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов.

Игровое упражнение "Большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.

Ход: Предложить детям послушать сказку "Три брата":

Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).

          Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ» - в большие.

Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище. Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".

Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…

Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.

2.Далее учить образовывать родственные  слова с помощью суффикса "ниц" в значении вместилища (посуда).

Методические приемы: дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.

Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.

- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:

 Из тарелки едят…(суп, кашу),

из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),

а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.

А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:

для хлеба…(хлебница),

для салфеток…(салфетница),

для сахара…(сахарница).

Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".

Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"

Словесная игра "Назови правильно".

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).

3. Продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя

уточнению значений слов.

Методические приёмы: использование моделей в рисунках, дидактическая игра "Прятки".

Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:

- что это? (лист);

- как мы назовем маленький лист? (листик);

- а если их много? (листья);

- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);
- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);
- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).

Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".

Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.

Аналогично проводится работа со словом - "гриб".

- как мы назовём маленький гриб? (грибок).

- а если их много? (грибы)

- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).

- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).

и т.д.

     При знакомстве детей с понятием «родственные слова часто малыши называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова,  из предоставленного  наглядного пособия «Дерево родственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, картинки – для нечитающих).

Возможно использование пособия «Полянка родственных слов» с картинками –символами.

  • Две прямые вертикальные линии — слово, которое говорят, когда «предмета много»;
  • большой прямоугольник — слово, обозначающее большой предмет;
  • маленький прямоугольник — слово, обозначающее уменьшенный предмет;
  • контур человечка — слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом;
  • две прямые горизонтальные линии — слово-действие;
  • красная волнистая линия — слова-признаки (красивые (красные) слова).

На правой стороне поля пособия находятся окошечки с выдвижными линейками, которые ребенок может открыть, лишь придумав родственное слово. В левом верхнем углу расположен прозрачный карман для картинки -  главного слова, которое обозначено одной горизонтальной линией. К нему и будут подбираться родственные слова.

     В приложении к пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор картинок: рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собак, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб и т. д. Этот список постоянно пополняется.  Если ребенок называет родственное слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употребить.

II. Коррекционный этап

Цель  этапа — сформировать  навыки  применения родственных слов в устной  речи.

Способствуют самостоятельному подбору родственных слов следующие упражнения и игры.

1. Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

— А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро). Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

2. Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, горе;

боль, большой, больница;

водить, вода, водный;

лес, лесник, лестница;

море, морщины, морской;

беседа, беседка, соседка.

3. Назвать общую часть слов-«родственников».

Зимушки, зимовать, зимний;

Животное, живет, живой;

пасет, пастух, пастушка;

почка, печник, испечь;

дворик, дворник, дворовый;

корма, кормить, кормление;

сорить, мусор, насорить;

звонить, звонок, звонкий.

4. Объясните, почему так называется.

Рыболов (рыбу ловит),

листопад (листья падают),

пчеловод (пчел разводит),

ледоход (лед ходит, идет),

землекоп (землю копает),

самокат (сам катается),

пешеход (ходит пешком),

вездеход (везде ходит),

ледокол (колет лед),

самосвал (сам сваливает),

лесоруб (рубит лес),

паровоз (возит с помощью пара),

трубочист (трубы чистит),

пароход (ходит, едет с помощью пара),

самолет (сам летает).

5. Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит — (снегоочиститель),

канавы копает — (канавокопатель),

трубы укладывает — (трубоукладчик),

возит с помощью электричества — (электровоз), быстро ходит — (быстроход),

сама ходит — (самоходка),

землю роет — (землеройка).

6 Игра «Четвертый лишний»

Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Педагог. Сейчас я раздам карточки. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так думаете.

Дети поочередно называют все картинки на своих карточках, выделяют лишнюю и объясняют свой выбор.

Морозилка, мороженое, снегурочка

Снегурочка, снеговик, мороженое

Зимующие (птицы), мороженое, зима

Снеговик, зимующие (птицы), подснежник

Зима, снежинка, снегурочка.

          Для определения родственных слов можно использовать  тексты.  К каждому стихотворению необходимо подбирать сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения логопедом стихов выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столе у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова-«родственники», предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ

                …

Мы слова похожие

Как родственники  схожие

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

         Солнечное.

Солнышко утром проснулось,

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день,

Подсолнух не прячется в тень.

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнечник свой наряд

Солнцу показывать рад.

       Снежное

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад…

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик-

Ведь к снегопадам он привык.

А  Дед Мороз на Новый год

С собой снегурку приведет.

Но улетят вдруг снегири,

И стихнут лютые метели,

Подснежник- первенец весны

Проснется в снежной колыбели.

        Лесное

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.

На лесной опушке-

Ягоды волнушки.

Уже пора домой идти,

А дороги не найти…

Вдруг навстречу мне лесник,

С лесом он дружить привык.

Лесник дорогу указал,

И домой я побежал.

         

Загадки.

- Отгадайте загадки, найдите в тексте слова-«родственники»  к слову-отгадке.

Если песню он поет,

Если паром он чихает,

Значит, чашки он зовет

И на чай нас приглашает (чайник)

Вот осиновая роща

Под осинкой я расту.

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту (подосиновик)

Прилетят весной скворцы,

Для них построим мы дворцы. (скворечник)

Длинные и теплые

Сапожник сшил из кожи,

Зимой обуть их сможем. (сапоги)

И др..

После того как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступить к упражнениям на их группировку и самостоятельный подбор.

1.Дети, закончите рифмованные строчки нужными словами-«родственниками». Вместе с куклой Катей разложите продукты питания в нужную посуду. При повторном прочтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом – «родственником».

Мама сыплет соль в солонку,

Масло я кладу в (масленку).

Много хлеба в хлебнице,

А конфет  в (конфетнице).

Льется чай из чайника,

Кофе-  из ( кофейника).

Вот салат в салатнице,

А сухарь в  (сухарнице).

Все разложим по местам,

А теперь закончи сам!

2.Вспомним название детенышей животных. Здесь известные вам слова являются родственными.

 Вот идет усатый кот

 и ведет... (котенка).

 На поляне рыжий лис,

 А рядом два ...(лисенка).

 Белка спит в дупле с ... (бельчонком)

 Зайчиха прыгает с ... (зайчонком).

            Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними. В упражнениях на словообразование простые, легкие формы дети называют сами, а сложные – сначала логопед, а потом дети.

   «Придумала я три словечка»:

Река, реченька и речка.

Ну, а хитренький мальчонка

Подсказал слово... (речонка).

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово ... (речища).

А с косичками девчушка

Слово вспомнила ... (речушка).

У реки песок какой?

Все ответили ... (речной).

На реке цветы какие?

Ну, конечно же ... (речные).

А вода в реке какая?

Ясно всем, она ... (речная).

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора родственников звать!

            Текст проговаривается с помощью детей еще раз, потом логопед предлагает назвать из него родственные слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше всех слов «родственников». Выполняя это задание, дети многократно слышат словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

           Можно предложить  подобрать слова-родственники с помощью картинок.
1.Логопед называет слова,  а дети подбирают и называют соответствующие картинки:
балет – балерина

носить – носильщик

скрипка – скрипач

варить – повар

продавать – продавец

кран – крановщик

2.Подобрать с помощью картинок пары родственных слов:
лес – лесок

рыбка – рыбища

дуб – дубок

карандашик – карандашище

альбомчик – альбомище

3. Закончить цепочку слов:

волейбол –волейболист -...( волейболистка)

теннис – теннисист -.. (теннисистка)

журнал – журналист - ...(журналистка)

кот – котенок ...(котеночек)

лис – лисенок ...(лисеночек)

4. Игра с мячом « Назови слово – «родственник».

К заданному  слову нужно быстро подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Проводя это игровое упражнение, есть возможность увидеть, как быстро ребята подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознано идет подбор.

5.Предложить  закончить объяснение слова:

строитель – тот,  кто строит

рыбак – тот,  кто ...

учитель – тот, кто..

садовник – тот, кто..

6.По данному объяснению назвать слово – «родственник»:
посуда, которая нужна для селёдки,-....(селёдочница);

посуда которая нужна для конфет -....

посуда где хранят хлеб -..

посуда где хранят перец- ....

тот, кто очень добрый,- ...(добряк)

тот, кто очень сильный, - ...(силач)

тот, кто очень храбрый, - ...(храбрец)

тот, кто очень умный, - (мудрец)

тот, кто варит, - ..(повар)

тот, кто помогает, - ...(помощник)

тот, кто пасет, - ...( пастух )

тот, кто освобождает, - ....( освободитель)

7.Придумать слова - действия, родственные слову летел, ходил, ехал.
(прилетел,  залетел, влетел, улетел, налетел, отлетел,  облетел, слетел,   подлетел.)

8.Придумывая родственные слова – действия, дети объясняют их значение, составляют  предложения.

Листья на деревьях облетели.

Из клетки вылетел скворец.

 Налетел сильный ветер.

Такие  упражнения развивают мышление ребят, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова с помощью подбора к нему родственного. Таким образом,  логопед постоянно уделяет внимание осознанию дошкольниками возможных родственных связей между словами.

Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов дошкольниками в собственной речи. На этом этапе следует учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова – «родственники», которые  должны найти сами, не должны «потеряться».

Малинник.

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: « Скоро у нас будет малинник. Малинка - полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое  малиновое  варенье.

        Целесообразный подбор дидактического материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволит добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами.    Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, речь ребенка становится богаче и выразительнее.

 Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., Академиа, 1998.  

3. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, -М., 1998.- М., Академиа, 2000.

3. Арушанова А.Г..Речь и речевое общение.-М.: Мозаика-Синтез,1999

4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня// Логопед №1,2004

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., Педагогика, 1961.

6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.

7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., Просвещение, 1994

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

8.  Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

10. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб., «Каро», 2002.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб., 2001.

12. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.

14. Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская.- М.,- ВЛАДОС, 1988.

16. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов.// Под ред. Сохина -М., Просвещение, 1976г.

17.Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шанхрович А.М. К проблеме онтогенеза

18. Филичева  Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием  речи.- М., Педагогика, 1991.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада.- М., Педагогика, 1993.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

Доклад " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"

В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит  развитие речи, внимания,  памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...