Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
рабочая программа по развитию речи по теме

Андреева Ирина Владимировна

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования лексико- грамматической стороны речи, а в дальнейшем - для овладения грамотой и  успешного обучения ребенка в школе.

Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

Программа «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи» (далее именуемая Программа)  посвящена одной из важнейших проблем логопедии – словообразованию, а именно формированию  родственных слов у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее именуемые ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.

 Настоящая Программа имеет коммуникативную направленность, носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 5-7 лет с ОНР с третьим и четвёртым уровнями речевого развития, зачисленных в группу компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях  (далее ДОУ) в течение двух лет.  Может быть  использована родителями для подготовки ребёнка к школе.

Программа (его теоретическая часть) опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Утверждено:

                                                              Приказом СП «Детский сад «Солнышко»

                                                       ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                                  От «02» сентября 2013г № 53 - ОД

                                    Заместитель руководителя

                                           по дошкольному образованию

                                             СП  «Детский сад «Солнышко»

                                                        ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

                                                         ____________________О.Ф.Разинова

ПРОГРАММА

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

                                     

Срок реализации программы  2 года.

                                   

                                                                      Составлена:

                                                                      Андреевой И.В.

                                                                      учителем-логопедом

                                                           СП «Детский сад «Солнышко»

                                ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                     

Принято:

Решением педагогического совета

СП  «Детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

От 02 сентября  2013 г. протокол № 1.

Председатель педагогического совета

____________________Разинова О.Ф.

2013 г.

Пояснительная записка

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования лексико- грамматической стороны речи, а в дальнейшем - для овладения грамотой и  успешного обучения ребенка в школе. 

Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

Программа «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи» (далее именуемая Программа)  посвящена одной из важнейших проблем логопедии – словообразованию, а именно формированию  родственных слов у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее именуемые ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.

 Настоящая Программа имеет коммуникативную направленность, носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 5-7 лет с ОНР с третьим и четвёртым уровнями речевого развития, зачисленных в группу компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях  (далее ДОУ) в течение двух лет.  Может быть  использована родителями для подготовки ребёнка к школе.

Программа (его теоретическая часть) опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме. Основной базой для неё стали:

  1. Образовательная программа детского сада;
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой,  2007.
  3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркиной, Т.В.Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», 2010.
  4. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), 2009

Цель программы: предупреждение и устранение  морфемных аграмматизмов  в устной речи дошкольников с ОНР (5-7 лет).

Объект: процесс формирования родственных слов у дошкольников.

Предмет: содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыков родственных слов у дошкольников с ОНР.

          Задачи:

  • формировать понимание интуитивного осознания детьми с общим недоразвитием речи семантической связи, существующей между родственными словами;
  • обогащать словарный запас детей (за счёт родственных и однокоренных слов);
  • формировать умения подбирать родственные слова к заданному слову и составлять предложения с этими словами;
  • формировать умения дифференцировать «родственные слова» от слов омонимов, опираясь на смысловое значение;
  • практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке;
  • формировать умения нахождения родственных слов детьми  в текстах;
  • формировать  навыки  применения родственных слов в устной  речи;
  • формировать умения выделять «лишнее» слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ;
  • подготовка детей к усвоению состава слова.

Отличительными чертами данной программы являются:

  1. Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения по формированию родственных слов у детей с ОНР  в течение двух лет.
  2. Комплексность (сочетание общеобразовательной и коррекционной программ).
  3. Объём образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами СанПиНа от 15 мая 2013г. № 26 , что позволяет избежать переутомления  дошкольников.
  4. Более раннее начало работы по формированию родственных слов у детей с ОНР (с I периода старшей группы) в составе коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи.
  5. Разработана балловая система оценки планируемых результатов освоения детьми Программы (определение уровня речевого развития по освоению родственных слов как раздела словообразования) с учётом специфических особенностей детей с ОНР.

Программа учитывает общность развития нормально развивающих детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе. Кроме того, успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов: наглядности, доступности, сознательности, постепенности, систематичности и повторяемости материала, концентрического наращивания информации, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющийся речевой опыт, а также данные психологии, согласно которым развивающий эффект может быть достигнут при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Коррекционное направление (образовательная область «Речевое развитие») в логопедической группе является ведущим. Все педагоги под руководством учителя-логопеда следят за речью детей, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов, закрепляют речевые навыки.  Кроме того, обеспечивают развитие и образование детей  по следующим направлениям (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое  развитие и физическое развитие, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

 Основой перспективного планирования программы  коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающее концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, служит эффективным средством установления   более тесных связей между специалистами, так как все работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Содержание Программы может реализовываться в различных видах совместной деятельности: в общении, в игре, в восприятии художественной литературы, в познавательно-исследовательской деятельности (метод моделирования, проекта), на коррекционных (логопедических) занятиях и др.

Итоговые интегрированные мероприятия рекомендуется проводить  с привлечением не только воспитателя, но и разных специалистов, принимающих участие в коррекционно-развивающем процессе (логопед, воспитатель и музыкальный руководитель, логопед и педагог-психолог, логопед, воспитатель и специалист по ИЗО и др.), а также родителей детей один раз в месяц. Эффективными формами подведения итогов реализации Программы являются: детский КВН, логопедические праздники, игры-путешествия и т.д., неизменно с привлечением родителей как участников. Используемый при этом речевой материал подбирается с учётом изученного материала за определённый  период обучения.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса (воспитателями, родителями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом,  и др..)

Данная Программа построена с учётом двух основных этапов коррекционно-логопедической работы по формированию родственных слов у детей с ОНР:

1.Диагностический (1-2 недели сентября и 1-2 июня).

Цель этапа: провести всестороннее обследование в усвоении словообразовательных возможностей дошкольников, а именно в формировании родственных слов.

         2. Коррекционный ( Ι, ΙΙ, ΙΙΙ периоды обучения)

Цель  этапа — сформировать  навыки  применения родственных слов в устной  речи.

Данная программа содержит методический комплект:

  1. Диагностические задания.
  2. Методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Целевые ориентиры.

Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует у них предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Теоретические основы процесса  формирования  навыков

родственных слов  у дошкольников.

Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными.

Словообразование в русском языке происходит несколькими способами:

 1. Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова. Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку — «за» и корень — «вод». Слова «мир» (вселенная) и «мир» (понятие, противоположное войне) появились на базе существительного «мир» в значении «общество, люди», и все три слова осознаются как разные и отличаются грамматически.

2. Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой (Прилагательные «запятая», «булочная», «лесничий», а также причастие «заведующий» перешли в категорию существительных).

3. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну (слово «тяжелораненый» появилось на базе двух слов — «тяжело» и «раненый»).

 4. Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования родственных слов, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Формирование навыков словообразования родственных слов у дошкольников  в онтогенезе.

Появляются «слова-корни» (лепетные), не сочетаются  по правилам грамматики.

Появляются следующие формы слов: И.п. ед.ч. и мн.ч.; В.п. имен существительных; повелительное наклонение; форма 3л. ед.ч. настоящего времени.

Начинается освоение способов словообразования родственных слов. Изредка дети образовывают новые детские слова, инновации. При образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, глаголов совершенного и несовершенного вида, в неопределенной форме (детята, лосих, клюкает, скользют).  

Зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Множество инноваций, соотнесенных с глаголом, существительным, прилагательным (я гармонил).  

Словообразование и словотворчество имеют взрывной характер. Образуют по образцу родственные слова.  

Совершенствуется умение детей образовывать родственные слова.

Итак, процесс развития словообразования родственных слов  у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. Данный период неразрывно связан с психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее «отзывчивы» к усвоению форм русского языка, разносторонне наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.)

Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР в

формировании навыков словообразования родственных слов.

         Под ОНР у детей с нормальным слухом  и первично сохранным интеллектом понимаются также формы речевых нарушений, при которых нарушается формирование каждого компонента речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Проявляется в разных видах степени: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В классической литературе выделено Р. Е. Левиной три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Т. Б. Филичева обосновала необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи. К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Процесс формирования навыков словообразования родственных слов у   дошкольников с  ОНР можно обобщить в таблице:

Ι уровень

Полное или почти полное отсутствие словесных средств в общении.

ΙΙ уровень

Способами словообразования дети не пользуются.  

ΙΙΙ уровень

Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Так, по заданию подобрать однокоренные слова к слову озеро дети подбирают «реки».

ΙV уровень

Правильно образуя слова, дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов: образования увеличительных и уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище - «рукина, рукакища»), наименований единичных предметов (волосинка - «волосики»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной - «смехной»), сложных слов (пчеловод - «пчелын»), приставочных глаголов (вместо присел - «насел»). У детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований (виноградник - «дядя сáдит виноград»). Отмеченное недоразвитие препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава.

Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.

Учебно-тематический план.

Учитывая положения, выдвинутые Р.Е. Левиной о том, что лишь детям с III уровнем речевого развития становятся доступны словообразовательные операции, то работу по формированию родственных слов у детей с речевыми нарушениями мы предлагаем вводить со старшей группы ДОУ. Реализация обозначенных задач Программы осуществляется в старшей и подготовительной к школе специализированных (логопедических) группах. Задачи, содержание, методы и приёмы работы с этими детьми носят дифференцированный характер в связи с различием возрастных возможностей, своеобразием речевых и когнитивных потенциалов дошкольников с ОНР.

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается 1 сентября, длится 10 месяцев и условно делится на 3 периода:

Ι период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

ΙΙ период – декабрь, январь, февраль;

ΙΙΙ период – март, апрель, май, июнь.

Первые 2 недели сентября отводятся  для диагностики речевых и неречевых функций детей. С третьей недели сентября  в старшей и подготовительной группах логопедом проводятся коррекционные фронтальные и подгрупповые занятия.

Особенностью Программы является выделение из логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи специального времени, направленного на формирование родственных слов у детей с ОНР 1 раз в неделю. Длительность совместной деятельности – в старшей группе 20 минут, в подготовительной  до 25 минут.

 Групповые коррекционные занятия в июне  не проводятся. Основное содержание работы состоит в совершенствовании самостоятельной разговорной речи детей и закреплении всех полученных навыков в свободном общении. В это же время логопед проводит обследование устной речи с целью отслеживания динамики развития и составления перспективного плана работы на следующий год.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе:

Содержание коррекционной работы

Количество занятий в неделю

Ι период

ΙΙ период

ΙΙΙ период

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Из них формирование родственных слов

3

1

3

1

3

1

Формирование правильного звукопроизношения

1

1

1

Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе

Содержание коррекционной работы

Количество занятий в неделю

Ι период

ΙΙ период

ΙΙΙ период

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Из них формирование родственных слов

3

1

2

1

2

1

Формирование правильного звукопроизношения

2

2

1

Обучение элементам грамоты

1

1

1

Содержание Программы

Поставленные Программой задачи отражаются в её содержании и реализуется в ходе изучения следующих тем:

Старшая группа (5-6 лет).

32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю с сентября по май включительно.

№ п/п

Лексическая тема

Содержание коррекционной работы по формированию родственных слов

Практический материал

1

2

3

4

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Диагностика (1, 2 недели сентября)

1

Мой детский сад. Любимые игрушки.

Формировать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ск-

Игры: «Назови ласково»

2

Ранняя осень. Овощи и фрукты.

Пополнение пассивного и активного словаря относительными прилагательными с суффиксом  –ов-Упражнять в  образовании существительных при  помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов –к-, -ск-

Игры «Поможем ёжику», «Назови ласково»

3

Домашние животные

Формировать умения в образовании существительных с суффиксами – онок-, - енок-, -ат-, -ят-. .

Игры "Три брата", «Семья» с предметами – заменителями, «У кого кто?»

4

Моя семья

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-

Игры «Мамино или Танино?», «Ванина или Дашина игрушка?»

5

Деревья, грибы. Ягоды.

Формировать  умения в образовании относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -н-, соотносящиеся по значению с растениями

Игры «Разноцветные листочки», «Назови сок и варенье», «Магазин соков»

6

Продукты питания.

Упражнять  в образовании относительных прилагательных  с суффиксами –ов-, -н-, соотносящиеся по значению с продуктами питания.  

Игра «Поварята»

7

День народного

единства.

Мой город.

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Игра «Какой? Какая? какое? Какие?»

8

Посуда 

Формировать умения образовывать существительные со значением вместилища с суффиксом –ниц-

Игры «Назови посуду», «Что для чего?»

9

Что мы носим.

Формировать навыки образования относительных прилагательных с суффиксом –ан-, -ян-, -енч-соотносящиеся по значению с материалом.  

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

10

Дикие животные

Формировать навыки образования притяжательных прилагательных с суффиксом –й-. упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят.  

Игра «Чей хвост, чья голова»?

Логосказка «Белая сказка», «У кого кто?»

II период (декабрь, январь, февраль)

11

Зима. Зимующие птицы

Развитие семантического поля слова «снег».

Подбор родственных слов к слову снег

12

Что нам стоит дом построить

Упражнять в  образовании относительных прилагательных с суффиксом –ан-, -ян-, -енч-соотносящиеся по значению с материалом.  

Игры «Что из чего?», «Какой дом?»

13

Мебель

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик-, -ик-,  -очк-,  -к-

Игра «Назови ласково»

14

Новый год.

Формировать умения в образовании приставочных глаголов с помощью приставок по-,  пере-.

Упражнение

«Что сделал?»

15

Что из чего и для чего. Инструменты и материалы.

Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.

Заучивание стихотворений

16

Я вырасту здоровым.

Развивать навыки образования и использования в речи возвратных глаголов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -очк-,  -ц-

Упражнение «Кто, что делает?»

Игра «Назови ласково»

17

Кто живёт в воде.

Развитие семантического поля слова «рыба».

Игра «Семейка слов»

18

Человек славен трудом. Профессии.

Формировать умения в образовании существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Игры «В ателье», «Назови профессию»

19

Защитники Отечества. Родная армия

Формировать умения  в образовании существительных мужского рода, обозначающих военные  профессии

Игра «Кто, где служит?»

20

Животные севера.

Упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, образования притяжательных прилагательных с суффиксом –й-.

Игры «У кого кто?» «Чей хвост, чья голова»?

21

Я и моя безопасность. Электроприборы.

Обогащение экспрессивной речи сложными словами.

Игра «Покажи и назови»

III период (март, апрель, май, июнь

22

Ранняя весна.

Развитие семантического поля слова «капля», упражнять в образовании относительных прилагательных с уменьшительно- ласкательным значением

Игры «Семейка слов», «Какой подснежник?»

23

О любимых мамах

Формировать умения  в образовании существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола с суффиксами – ниц -, -иц-, -стк-.-ц-,

-к-., упражнять в подборе родственных  слов.

Упражнения «Подбери родственные слова»

 «Назови женские профессии»

24

На чём люди ездят.

Транспорт

Формировать умения в образовании приставочных глаголов с помощью приставок –в-, на-, за-, по-, пере-.

Игры «Весёлые гонки»

25

Животные жарких  стран 

Формировать умения в образовании качественных прилагательных – к-, -н-, -ив-, чин-, -оват-, - еват-

Игра  «Какой зверь?»,

26

Птицы нашего края.

Упражнять в образовании приставочных глаголов с помощью приставок –в-, на-, за-, по-, пере-.

Игра «Где птичка?»

27

 Космос.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «звезда»

Игра «Семейка слов»

28

Мы живём в России. Что мы знаем о своих правах.

Развивать умения разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Беседа  «Что значит Родина?»

29

Как хлеб на стол пришёл.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «хлеб»

Игра «Слова-родственники»

30

Цветущая весна. Насекомые. Цветы

Упражнять в образовании существительных и  прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами 

Игра «Назови ласково»

31

Этот День Победы.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «май»

Игра «Семейка слов»

32

Весне скажем: «До свиданья"; лету красному - «Привет» 

Способствовать самостоятельному подбору родственных слов.

Игра «Семейка слов»

Ожидаемые результаты.

К концу года дети могут:

-  образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значениями;

- образовывать и употреблять в речи существительные, обозначающие детёнышей животных,  профессии и лица, осуществляющие действия, слова со   значением вместилища (посуда);

- самостоятельно употреблять в речи приставочные глаголы (въезжать, выезжать, подъезжать, заезжать, переезжать), возвратные и невозвратные глаголы (чистить-чиститься);

-образовывать и употреблять в речи относительные, качественные и притяжательные прилагательные  (лень-ленивый, обида- обидчивый, луг-луговой, поле-полевой,  серебро-серебряный, рожь-ржаной, собака- собачий, рыба-рыбий);

- самостоятельно подбирать родственные слова.

Подготовительная группа (6-7 лет)

32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю с сентября по май включительно

№ п/п

Лексическая тема

Содержание коррекционной работы по формированию родственных слов

Практический материал для совместной деятельности с детьми

1

2

3

4

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Диагностика (1,2 неделя сентября)

1

Мой детский сад. Любимые игрушки.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «игрушка»

Игра «Подбери семейку слов»

2

Ранняя осень. Овощи и фрукты.

Упражнять в образовании относительных прилагательных по значению с растениями. Формировать умения в  образовании существительных при  помощи уменьшительно-ласкательных  суффиксов единичности (горох – горошинка)

Игры «Осенние листья», «Маленькие повара», «Маленькие кулинары», «Назови ласково»

3

Домашние животные

Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-. . Формировать навыки образования притяжательных прилагательных с суффиксами –й-, -ин-

Упражнения «Будь внимательным»

Игры «Чей, чья, чьё, чьи?», «Образуй новое слово»

4

Моя семья

Упражнять в подборе слов-родственников с помощью картинок.

«Дерево родственных слов»

5

Деревья, грибы. Ягоды.

Упражнять в образовании  относительных прилагательных.

Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.

Игры «Вот какие повара!», «Что делают?»

6

Продукты питания.

Упражнять в образовании  относительных прилагательных.

Формировать умения находить  общую часть слов-«родственников».

Игры: «Какая каша?» «Найди лишнее слово».

7

День народного

единства.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «Москва»

Игра «Соберём семейку»

8

Посуда 

Образование слов с суффиксами –иц-, -к-, -онк-, -ёнк-, -ниц-. Образование относительных прилагательных

Игра-соревнование «Виды посуды» Упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?»,

«Весёлый круг»

9

Что мы носим.

Упражнять в образовании  относительных прилагательных.

Упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?»

10

Дикие животные

Употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят.  Образование существительных с помощью суффикса  -иц.

Подвижная игра «На водопой», «Закончи цепочку слов»

II период (декабрь, январь, февраль)

11

Зима. Зимующие птицы

Упражнять в образовании существительных с суффиксами единичности (снежинка, льдинка), в образовании притяжательных прилагательных.

Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»,  «Назови ласково»,  

12

Что нам стоит дом построить

Образование сложных слов

Упражнение «Какой дом?

13

Мебель

Формировать умения в образовании прилагательных в сравнительной степени, существительных с суффиксом увеличительности.

Игры:  «Ещё лучше»

«В гостях у Михаила Потапыча», «Самый-самый»

14

Новый год.

Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Способствовать самостоятельному подбору родственных слов.

Упражнение «Быстро отвечай!»

Игра: «Снежные слова»

15

Орудия труда и инструменты

Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Упражнять в  образовании слов по аналогии

Упражнение «Сложные слова»

16

Я вырасту здоровым.

Развивать навыки образования и использования в речи возвратных глаголов в разных временных формах,

Подобрать слова-родственники с помощью картинок,
 «Найди лишнее слово»

17

Кто живёт в воде.

Формировать умения в образовании притяжательных прилагательных. Способствовать самостоятельному подбору родственных слов.

Игра «Семейка слов»,  «Чей, чья, чьё, чьи?»

18

Человек славен трудом. Профессии.

Обогащение экспрессивной речи сложными словами-существительными

Игра «Сложные слова»

19

Защитники Отечества.

Образование глаголов движения с приставками. Упражнять в  образовании существительных мужского рода, обозначающих военные  профессии

Игра «Разноцветная эскадрилья»,  «Кто, где служит?»

20

Животные севера.

Упражнять в  образовании притяжательных прилагательных, прилагательных в сравнительной степени.  

Игры: Игра «Чей, чья, чьё, чьи?», «Скажи наоборот»

21

Я и моя безопасность. Электроприборы.

Формировать умение объяснять лексическое значение  слов

Игра «Почему так называют?», отгадывание загадок.

III период (март, апрель, май, июнь

22

Ранняя весна.

Формировать умения в образовании существительных с уменьшительными и увеличительными  суффиксами. Упражнять в образовании существительных  с суффиксом единичности

Игры «Ловишка», «Большой—маленький»

23

О любимых мамах

Пополнение экспрессивного словаря приставочными глаголами.  Упражнять в преобразовании существительных мужского рода в существительные женского рода .

Упражнение «Что делает девочка?»

«Назови профессию женщин»

24

На чём люди ездят.

Транспорт

Упражнять в образовании глаголов движения префиксальным способом, прилагательных в сравнительной степени.  Обогащение экспрессивной речи  сложными словами

Игры: «Весёлые гонки», «Придумай одно слово вместо двух», загадки

25

Животные жарких  стран 

Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в употреблении глаголов движения с приставками

Игры: «Чей, чья, чьё, чьи?», «Скажи наоборот»,

«Весёлый попугай»

26

Птицы нашего края.

Упражнять в  образовании  существительных с суффиксами –ат-, -ят-. и  сложных прилагательных,  в употреблении приставочных глаголов движения

Игры», «У кого кто?»

 «Скворушка»

Упражнение «Скажи одним словом»

27

 Космос.

Формировать умения подбирать родственные слова к слову «Космос». Развивать понимание значения слова.

Игры: «Соберём семейку», «Четвёртый лишний»

28

Мы живём в России. Что мы знаем о своих правах.

Упражнять в образовании прилагательных в сравнительной степени, в умении самостоятельно подбирать родственные слова

Игры:  «Сравни и расскажи», «Рифмы»

29

Как хлеб на стол пришёл.

Развивать умения использовать родственные слова в собственной речи.

Пересказ текста с установкой на то, что слова – «родственники», не должны «потеряться».

30

Цветущая весна. Насекомые. Цветы

Упражнять в употреблении приставочных глаголов движения. Развивать умения в узнавании родственных слов в тексах, в самостоятельном подборе.

Игры:

«Жил на свете старый жук», «Весёлые бабочки», отгадывание загадок, «Продолжи цепочку»

31

Школа.

Упражнять в подборе родственных слов к слову «школа»

Игра «Соберём семейку»

32

Весне скажем: «До свиданья"; лету красному - «Привет» 

Способствовать самостоятельному подбору родственных слов.

Игра «Семейка слов»,   «Придумала я три словечка»

Ожидаемые результаты.

К концу года дети:

- могут образовывать и использовать в речи имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными, увеличительными суффиксами (медведь-медведище) и суффиксами единичности (горох – горошинка, снег-снежинка,  лёд-льдинка) по всем изучаемым лексическим темам;

- могут образовывать и использовать в речи возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собирать – собираться, улетает- летит- улетел- улетит);

- образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (высокий – выше);

- образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (кататься - покатаюсь, буду кататься);

- образовывать сложные слова;

- образовывать слова по аналогии;

- называть общую часть слов-родственников;

- объяснять лексическое значение слова (рыболов – ловит рыбу);

- определять (находить) родственные слова в тексте на слух;

- самостоятельно подбирать родственные слова.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

Необходимость проведения занятий определяется следующим:

  1. Создаются условия для  усвоения программных задач по формированию лексико-грамматических средств языка:

- различение семантического значения слов;

- различение разных грамматических категорий слов;

- понимание разницы в значении слов, связанной с изменением морфемных элементов (окончаниями, суффиксами, приставками);

- уточнение и расширение словарного запаса;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательным  и увеличительным значениями;

- образование глаголов с разными приставками (на-, вы-, по-, под-, с-, пере-, в-, подо-);

- образование относительных и притяжательных прилагательных с использованием суффиксов (-ов-, -ев-, -ин-, -ын-, ий-, -ья-, -ье-, -ан-, -ян-);

- образование сложных слов;

- образование сравнительной степени прилагательных;

- образование существительных от глаголов;

- подбор родственных слов.

2) Компенсируется дефицит речевого общения.

3) Формируются предпосылки к учебной деятельности (понимание задачи, её самостоятельное решение, самоконтроль и самооценка).

4) Создаются условия, при которых дети с речевыми нарушениями учатся способам самостоятельного постижения знаний, умений и навыков, в результате чего у дошкольников развивается мышление, память, внимание.

2.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав  условия для самостоятельной речевой деятельности ребёнка.

 Для этого необходимо иметь достаточное количество настольно-печатных игр, пособий. Сейчас выбор таких пособий велик, и педагог может приобрести их, учитывая особенности развития детей своей группы.

3.Работа с родителями.

Работа по программе предполагает взаимодействие не только с воспитателем, но и с родителями. Успех коррекционного обучения  во многом определяется тем, насколько чётко организована в группе взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями, насколько осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

Во-первых, необходимо познакомить родителей с программой, можно начинать с родительского собрания, далее продолжать в индивидуальных беседах с родителями, в  индивидуальных и групповых консультациях в течение года; через информационный стенд группы, где необходимо отразить, как ребёнок занимается в группе, предложить материал для занятий дома. Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия  с целью демонстрации форм и методов работы по программе.

Список использованной литературы.

1. Арушанова А.Г..Речь и речевое общение.-М.: Мозаика-Синтез,1999

2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня// Логопед №1,2004

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. – М., 2004.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

5.  Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб., «Каро», 2002.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб., 2001.

8. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.

10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.

11. Мазанова Е.В.  Коррекционная образовательная программа для детей с ОНР (3-7 лет), Самара, 2011

12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.

13.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2007.

14. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шанхрович А.М. К проблеме онтогенеза

18. Филичева  Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием  речи.- М., Педагогика, 1991.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада.- М., Педагогика, 1993.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»- М.: Просвещение, 2010

22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Развивать языковое чутьё, способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожей частью слова по звучанию (корнем).

Развитие понимания словообразовательных аффиксов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...