Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
рабочая программа по развитию речи по теме
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования лексико- грамматической стороны речи, а в дальнейшем - для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Программа «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи» (далее именуемая Программа) посвящена одной из важнейших проблем логопедии – словообразованию, а именно формированию родственных слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее именуемые ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
Настоящая Программа имеет коммуникативную направленность, носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 5-7 лет с ОНР с третьим и четвёртым уровнями речевого развития, зачисленных в группу компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) в течение двух лет. Может быть использована родителями для подготовки ребёнка к школе.
Программа (его теоретическая часть) опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Приказом СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
От «02» сентября 2013г № 53 - ОД
Заместитель руководителя
по дошкольному образованию
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
____________________О.Ф.Разинова
ПРОГРАММА
Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
Срок реализации программы 2 года.
Составлена:
Андреевой И.В.
учителем-логопедом
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Принято:
Решением педагогического совета
СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
От 02 сентября 2013 г. протокол № 1.
Председатель педагогического совета
____________________Разинова О.Ф.
2013 г.
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования лексико- грамматической стороны речи, а в дальнейшем - для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Программа «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи» (далее именуемая Программа) посвящена одной из важнейших проблем логопедии – словообразованию, а именно формированию родственных слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее именуемые ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
Настоящая Программа имеет коммуникативную направленность, носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 5-7 лет с ОНР с третьим и четвёртым уровнями речевого развития, зачисленных в группу компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) в течение двух лет. Может быть использована родителями для подготовки ребёнка к школе.
Программа (его теоретическая часть) опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме. Основной базой для неё стали:
- Образовательная программа детского сада;
- Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2007.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркиной, Т.В.Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», 2010.
- Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), 2009
Цель программы: предупреждение и устранение морфемных аграмматизмов в устной речи дошкольников с ОНР (5-7 лет).
Объект: процесс формирования родственных слов у дошкольников.
Предмет: содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыков родственных слов у дошкольников с ОНР.
Задачи:
- формировать понимание интуитивного осознания детьми с общим недоразвитием речи семантической связи, существующей между родственными словами;
- обогащать словарный запас детей (за счёт родственных и однокоренных слов);
- формировать умения подбирать родственные слова к заданному слову и составлять предложения с этими словами;
- формировать умения дифференцировать «родственные слова» от слов омонимов, опираясь на смысловое значение;
- практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке;
- формировать умения нахождения родственных слов детьми в текстах;
- формировать навыки применения родственных слов в устной речи;
- формировать умения выделять «лишнее» слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ;
- подготовка детей к усвоению состава слова.
Отличительными чертами данной программы являются:
- Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения по формированию родственных слов у детей с ОНР в течение двух лет.
- Комплексность (сочетание общеобразовательной и коррекционной программ).
- Объём образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами СанПиНа от 15 мая 2013г. № 26 , что позволяет избежать переутомления дошкольников.
- Более раннее начало работы по формированию родственных слов у детей с ОНР (с I периода старшей группы) в составе коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи.
- Разработана балловая система оценки планируемых результатов освоения детьми Программы (определение уровня речевого развития по освоению родственных слов как раздела словообразования) с учётом специфических особенностей детей с ОНР.
Программа учитывает общность развития нормально развивающих детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе. Кроме того, успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов: наглядности, доступности, сознательности, постепенности, систематичности и повторяемости материала, концентрического наращивания информации, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющийся речевой опыт, а также данные психологии, согласно которым развивающий эффект может быть достигнут при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Коррекционное направление (образовательная область «Речевое развитие») в логопедической группе является ведущим. Все педагоги под руководством учителя-логопеда следят за речью детей, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов, закрепляют речевые навыки. Кроме того, обеспечивают развитие и образование детей по следующим направлениям (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Основой перспективного планирования программы коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающее концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как все работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Содержание Программы может реализовываться в различных видах совместной деятельности: в общении, в игре, в восприятии художественной литературы, в познавательно-исследовательской деятельности (метод моделирования, проекта), на коррекционных (логопедических) занятиях и др.
Итоговые интегрированные мероприятия рекомендуется проводить с привлечением не только воспитателя, но и разных специалистов, принимающих участие в коррекционно-развивающем процессе (логопед, воспитатель и музыкальный руководитель, логопед и педагог-психолог, логопед, воспитатель и специалист по ИЗО и др.), а также родителей детей один раз в месяц. Эффективными формами подведения итогов реализации Программы являются: детский КВН, логопедические праздники, игры-путешествия и т.д., неизменно с привлечением родителей как участников. Используемый при этом речевой материал подбирается с учётом изученного материала за определённый период обучения.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса (воспитателями, родителями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, и др..)
Данная Программа построена с учётом двух основных этапов коррекционно-логопедической работы по формированию родственных слов у детей с ОНР:
1.Диагностический (1-2 недели сентября и 1-2 июня).
Цель этапа: провести всестороннее обследование в усвоении словообразовательных возможностей дошкольников, а именно в формировании родственных слов.
2. Коррекционный ( Ι, ΙΙ, ΙΙΙ периоды обучения)
Цель этапа — сформировать навыки применения родственных слов в устной речи.
Данная программа содержит методический комплект:
- Диагностические задания.
- Методические рекомендации для воспитателей и родителей.
Целевые ориентиры.
Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует у них предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Теоретические основы процесса формирования навыков
родственных слов у дошкольников.
Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными.
Словообразование в русском языке происходит несколькими способами:
1. Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова. Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку — «за» и корень — «вод». Слова «мир» (вселенная) и «мир» (понятие, противоположное войне) появились на базе существительного «мир» в значении «общество, люди», и все три слова осознаются как разные и отличаются грамматически.
2. Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой (Прилагательные «запятая», «булочная», «лесничий», а также причастие «заведующий» перешли в категорию существительных).
3. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну (слово «тяжелораненый» появилось на базе двух слов — «тяжело» и «раненый»).
4. Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования родственных слов, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Формирование навыков словообразования родственных слов у дошкольников в онтогенезе.
1г | Появляются «слова-корни» (лепетные), не сочетаются по правилам грамматики. |
2г 3г | Появляются следующие формы слов: И.п. ед.ч. и мн.ч.; В.п. имен существительных; повелительное наклонение; форма 3л. ед.ч. настоящего времени. Начинается освоение способов словообразования родственных слов. Изредка дети образовывают новые детские слова, инновации. При образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, глаголов совершенного и несовершенного вида, в неопределенной форме (детята, лосих, клюкает, скользют). |
4г | Зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Множество инноваций, соотнесенных с глаголом, существительным, прилагательным (я гармонил). |
5л | Словообразование и словотворчество имеют взрывной характер. Образуют по образцу родственные слова. |
6л | Совершенствуется умение детей образовывать родственные слова. |
Итак, процесс развития словообразования родственных слов у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. Данный период неразрывно связан с психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее «отзывчивы» к усвоению форм русского языка, разносторонне наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.)
Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР в
формировании навыков словообразования родственных слов.
Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимаются также формы речевых нарушений, при которых нарушается формирование каждого компонента речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Проявляется в разных видах степени: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В классической литературе выделено Р. Е. Левиной три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Т. Б. Филичева обосновала необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи. К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Процесс формирования навыков словообразования родственных слов у дошкольников с ОНР можно обобщить в таблице:
Ι уровень | Полное или почти полное отсутствие словесных средств в общении. |
ΙΙ уровень | Способами словообразования дети не пользуются. |
ΙΙΙ уровень | Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Так, по заданию подобрать однокоренные слова к слову озеро дети подбирают «реки». |
ΙV уровень | Правильно образуя слова, дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов: образования увеличительных и уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище - «рукина, рукакища»), наименований единичных предметов (волосинка - «волосики»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной - «смехной»), сложных слов (пчеловод - «пчелын»), приставочных глаголов (вместо присел - «насел»). У детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований (виноградник - «дядя сáдит виноград»). Отмеченное недоразвитие препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава. |
Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.
Учебно-тематический план.
Учитывая положения, выдвинутые Р.Е. Левиной о том, что лишь детям с III уровнем речевого развития становятся доступны словообразовательные операции, то работу по формированию родственных слов у детей с речевыми нарушениями мы предлагаем вводить со старшей группы ДОУ. Реализация обозначенных задач Программы осуществляется в старшей и подготовительной к школе специализированных (логопедических) группах. Задачи, содержание, методы и приёмы работы с этими детьми носят дифференцированный характер в связи с различием возрастных возможностей, своеобразием речевых и когнитивных потенциалов дошкольников с ОНР.
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается 1 сентября, длится 10 месяцев и условно делится на 3 периода:
Ι период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
ΙΙ период – декабрь, январь, февраль;
ΙΙΙ период – март, апрель, май, июнь.
Первые 2 недели сентября отводятся для диагностики речевых и неречевых функций детей. С третьей недели сентября в старшей и подготовительной группах логопедом проводятся коррекционные фронтальные и подгрупповые занятия.
Особенностью Программы является выделение из логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи специального времени, направленного на формирование родственных слов у детей с ОНР 1 раз в неделю. Длительность совместной деятельности – в старшей группе 20 минут, в подготовительной до 25 минут.
Групповые коррекционные занятия в июне не проводятся. Основное содержание работы состоит в совершенствовании самостоятельной разговорной речи детей и закреплении всех полученных навыков в свободном общении. В это же время логопед проводит обследование устной речи с целью отслеживания динамики развития и составления перспективного плана работы на следующий год.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе:
Содержание коррекционной работы | Количество занятий в неделю | ||
Ι период | ΙΙ период | ΙΙΙ период | |
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи Из них формирование родственных слов | 3 1 | 3 1 | 3 1 |
Формирование правильного звукопроизношения | 1 | 1 | 1 |
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
Содержание коррекционной работы | Количество занятий в неделю | ||
Ι период | ΙΙ период | ΙΙΙ период | |
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи Из них формирование родственных слов | 3 1 | 2 1 | 2 1 |
Формирование правильного звукопроизношения | 2 | 2 | 1 |
Обучение элементам грамоты | 1 | 1 | 1 |
Содержание Программы
Поставленные Программой задачи отражаются в её содержании и реализуется в ходе изучения следующих тем:
Старшая группа (5-6 лет).
32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю с сентября по май включительно.
№ п/п | Лексическая тема | Содержание коррекционной работы по формированию родственных слов | Практический материал |
1 | 2 | 3 | 4 |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
Диагностика (1, 2 недели сентября) | |||
1 | Мой детский сад. Любимые игрушки. | Формировать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ск- | Игры: «Назови ласково» |
2 | Ранняя осень. Овощи и фрукты. | Пополнение пассивного и активного словаря относительными прилагательными с суффиксом –ов-Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов –к-, -ск- | Игры «Поможем ёжику», «Назови ласково» |
3 | Домашние животные | Формировать умения в образовании существительных с суффиксами – онок-, - енок-, -ат-, -ят-. . | Игры "Три брата", «Семья» с предметами – заменителями, «У кого кто?» |
4 | Моя семья | Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин- | Игры «Мамино или Танино?», «Ванина или Дашина игрушка?» |
5 | Деревья, грибы. Ягоды. | Формировать умения в образовании относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -н-, соотносящиеся по значению с растениями | Игры «Разноцветные листочки», «Назови сок и варенье», «Магазин соков» |
6 | Продукты питания. | Упражнять в образовании относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -н-, соотносящиеся по значению с продуктами питания. | Игра «Поварята» |
7 | День народного единства. Мой город. | Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных. | Игра «Какой? Какая? какое? Какие?» |
8 | Посуда | Формировать умения образовывать существительные со значением вместилища с суффиксом –ниц- | Игры «Назови посуду», «Что для чего?» |
9 | Что мы носим. | Формировать навыки образования относительных прилагательных с суффиксом –ан-, -ян-, -енч-соотносящиеся по значению с материалом. | Упражнение «Какой? Какая? Какое?» |
10 | Дикие животные | Формировать навыки образования притяжательных прилагательных с суффиксом –й-. упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят. | Игра «Чей хвост, чья голова»? Логосказка «Белая сказка», «У кого кто?» |
II период (декабрь, январь, февраль) | |||
11 | Зима. Зимующие птицы | Развитие семантического поля слова «снег». | Подбор родственных слов к слову снег |
12 | Что нам стоит дом построить | Упражнять в образовании относительных прилагательных с суффиксом –ан-, -ян-, -енч-соотносящиеся по значению с материалом. | Игры «Что из чего?», «Какой дом?» |
13 | Мебель | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик-, -ик-, -очк-, -к- | Игра «Назови ласково» |
14 | Новый год. | Формировать умения в образовании приставочных глаголов с помощью приставок по-, пере-. | Упражнение «Что сделал?» |
15 | Что из чего и для чего. Инструменты и материалы. | Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. | Заучивание стихотворений |
16 | Я вырасту здоровым. | Развивать навыки образования и использования в речи возвратных глаголов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк-, -ц- | Упражнение «Кто, что делает?» Игра «Назови ласково» |
17 | Кто живёт в воде. | Развитие семантического поля слова «рыба». | Игра «Семейка слов» |
18 | Человек славен трудом. Профессии. | Формировать умения в образовании существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. | Игры «В ателье», «Назови профессию» |
19 | Защитники Отечества. Родная армия | Формировать умения в образовании существительных мужского рода, обозначающих военные профессии | Игра «Кто, где служит?» |
20 | Животные севера. | Упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, образования притяжательных прилагательных с суффиксом –й-. | Игры «У кого кто?» «Чей хвост, чья голова»? |
21 | Я и моя безопасность. Электроприборы. | Обогащение экспрессивной речи сложными словами. | Игра «Покажи и назови» |
III период (март, апрель, май, июнь | |||
22 | Ранняя весна. | Развитие семантического поля слова «капля», упражнять в образовании относительных прилагательных с уменьшительно- ласкательным значением | Игры «Семейка слов», «Какой подснежник?» |
23 | О любимых мамах | Формировать умения в образовании существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола с суффиксами – ниц -, -иц-, -стк-.-ц-, -к-., упражнять в подборе родственных слов. | Упражнения «Подбери родственные слова» «Назови женские профессии» |
24 | На чём люди ездят. Транспорт | Формировать умения в образовании приставочных глаголов с помощью приставок –в-, на-, за-, по-, пере-. | Игры «Весёлые гонки» |
25 | Животные жарких стран | Формировать умения в образовании качественных прилагательных – к-, -н-, -ив-, чин-, -оват-, - еват- | Игра «Какой зверь?», |
26 | Птицы нашего края. | Упражнять в образовании приставочных глаголов с помощью приставок –в-, на-, за-, по-, пере-. | Игра «Где птичка?» |
27 | Космос. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «звезда» | Игра «Семейка слов» |
28 | Мы живём в России. Что мы знаем о своих правах. | Развивать умения разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. | Беседа «Что значит Родина?» |
29 | Как хлеб на стол пришёл. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «хлеб» | Игра «Слова-родственники» |
30 | Цветущая весна. Насекомые. Цветы | Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами | Игра «Назови ласково» |
31 | Этот День Победы. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «май» | Игра «Семейка слов» |
32 | Весне скажем: «До свиданья"; лету красному - «Привет» | Способствовать самостоятельному подбору родственных слов. | Игра «Семейка слов» |
Ожидаемые результаты.
К концу года дети могут:
- образовывать и использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значениями;
- образовывать и употреблять в речи существительные, обозначающие детёнышей животных, профессии и лица, осуществляющие действия, слова со значением вместилища (посуда);
- самостоятельно употреблять в речи приставочные глаголы (въезжать, выезжать, подъезжать, заезжать, переезжать), возвратные и невозвратные глаголы (чистить-чиститься);
-образовывать и употреблять в речи относительные, качественные и притяжательные прилагательные (лень-ленивый, обида- обидчивый, луг-луговой, поле-полевой, серебро-серебряный, рожь-ржаной, собака- собачий, рыба-рыбий);
- самостоятельно подбирать родственные слова.
Подготовительная группа (6-7 лет)
32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю с сентября по май включительно
№ п/п | Лексическая тема | Содержание коррекционной работы по формированию родственных слов | Практический материал для совместной деятельности с детьми |
1 | 2 | 3 | 4 |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
Диагностика (1,2 неделя сентября) | |||
1 | Мой детский сад. Любимые игрушки. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «игрушка» | Игра «Подбери семейку слов» |
2 | Ранняя осень. Овощи и фрукты. | Упражнять в образовании относительных прилагательных по значению с растениями. Формировать умения в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов единичности (горох – горошинка) | Игры «Осенние листья», «Маленькие повара», «Маленькие кулинары», «Назови ласково» |
3 | Домашние животные | Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-. . Формировать навыки образования притяжательных прилагательных с суффиксами –й-, -ин- | Упражнения «Будь внимательным» Игры «Чей, чья, чьё, чьи?», «Образуй новое слово» |
4 | Моя семья | Упражнять в подборе слов-родственников с помощью картинок. | «Дерево родственных слов» |
5 | Деревья, грибы. Ягоды. | Упражнять в образовании относительных прилагательных. Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. | Игры «Вот какие повара!», «Что делают?» |
6 | Продукты питания. | Упражнять в образовании относительных прилагательных. Формировать умения находить общую часть слов-«родственников». | Игры: «Какая каша?» «Найди лишнее слово». |
7 | День народного единства. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «Москва» | Игра «Соберём семейку» |
8 | Посуда | Образование слов с суффиксами –иц-, -к-, -онк-, -ёнк-, -ниц-. Образование относительных прилагательных | Игра-соревнование «Виды посуды» Упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Весёлый круг» |
9 | Что мы носим. | Упражнять в образовании относительных прилагательных. | Упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?» |
10 | Дикие животные | Употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят. Образование существительных с помощью суффикса -иц. | Подвижная игра «На водопой», «Закончи цепочку слов» |
II период (декабрь, январь, февраль) | |||
11 | Зима. Зимующие птицы | Упражнять в образовании существительных с суффиксами единичности (снежинка, льдинка), в образовании притяжательных прилагательных. | Игра «Чей, чья, чьё, чьи?», «Назови ласково», |
12 | Что нам стоит дом построить | Образование сложных слов | Упражнение «Какой дом? |
13 | Мебель | Формировать умения в образовании прилагательных в сравнительной степени, существительных с суффиксом увеличительности. | Игры: «Ещё лучше» «В гостях у Михаила Потапыча», «Самый-самый» |
14 | Новый год. | Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Способствовать самостоятельному подбору родственных слов. | Упражнение «Быстро отвечай!» Игра: «Снежные слова» |
15 | Орудия труда и инструменты | Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Упражнять в образовании слов по аналогии | Упражнение «Сложные слова» |
16 | Я вырасту здоровым. | Развивать навыки образования и использования в речи возвратных глаголов в разных временных формах, | Подобрать слова-родственники с помощью картинок, |
17 | Кто живёт в воде. | Формировать умения в образовании притяжательных прилагательных. Способствовать самостоятельному подбору родственных слов. | Игра «Семейка слов», «Чей, чья, чьё, чьи?» |
18 | Человек славен трудом. Профессии. | Обогащение экспрессивной речи сложными словами-существительными | Игра «Сложные слова» |
19 | Защитники Отечества. | Образование глаголов движения с приставками. Упражнять в образовании существительных мужского рода, обозначающих военные профессии | Игра «Разноцветная эскадрилья», «Кто, где служит?» |
20 | Животные севера. | Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, прилагательных в сравнительной степени. | Игры: Игра «Чей, чья, чьё, чьи?», «Скажи наоборот» |
21 | Я и моя безопасность. Электроприборы. | Формировать умение объяснять лексическое значение слов | Игра «Почему так называют?», отгадывание загадок. |
III период (март, апрель, май, июнь | |||
22 | Ранняя весна. | Формировать умения в образовании существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Упражнять в образовании существительных с суффиксом единичности | Игры «Ловишка», «Большой—маленький» |
23 | О любимых мамах | Пополнение экспрессивного словаря приставочными глаголами. Упражнять в преобразовании существительных мужского рода в существительные женского рода . | Упражнение «Что делает девочка?» «Назови профессию женщин» |
24 | На чём люди ездят. Транспорт | Упражнять в образовании глаголов движения префиксальным способом, прилагательных в сравнительной степени. Обогащение экспрессивной речи сложными словами | Игры: «Весёлые гонки», «Придумай одно слово вместо двух», загадки |
25 | Животные жарких стран | Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в употреблении глаголов движения с приставками | Игры: «Чей, чья, чьё, чьи?», «Скажи наоборот», «Весёлый попугай» |
26 | Птицы нашего края. | Упражнять в образовании существительных с суффиксами –ат-, -ят-. и сложных прилагательных, в употреблении приставочных глаголов движения | Игры», «У кого кто?» «Скворушка» Упражнение «Скажи одним словом» |
27 | Космос. | Формировать умения подбирать родственные слова к слову «Космос». Развивать понимание значения слова. | Игры: «Соберём семейку», «Четвёртый лишний» |
28 | Мы живём в России. Что мы знаем о своих правах. | Упражнять в образовании прилагательных в сравнительной степени, в умении самостоятельно подбирать родственные слова | Игры: «Сравни и расскажи», «Рифмы» |
29 | Как хлеб на стол пришёл. | Развивать умения использовать родственные слова в собственной речи. | Пересказ текста с установкой на то, что слова – «родственники», не должны «потеряться». |
30 | Цветущая весна. Насекомые. Цветы | Упражнять в употреблении приставочных глаголов движения. Развивать умения в узнавании родственных слов в тексах, в самостоятельном подборе. | Игры: «Жил на свете старый жук», «Весёлые бабочки», отгадывание загадок, «Продолжи цепочку» |
31 | Школа. | Упражнять в подборе родственных слов к слову «школа» | Игра «Соберём семейку» |
32 | Весне скажем: «До свиданья"; лету красному - «Привет» | Способствовать самостоятельному подбору родственных слов. | Игра «Семейка слов», «Придумала я три словечка» |
Ожидаемые результаты.
К концу года дети:
- могут образовывать и использовать в речи имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными, увеличительными суффиксами (медведь-медведище) и суффиксами единичности (горох – горошинка, снег-снежинка, лёд-льдинка) по всем изучаемым лексическим темам;
- могут образовывать и использовать в речи возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собирать – собираться, улетает- летит- улетел- улетит);
- образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (высокий – выше);
- образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (кататься - покатаюсь, буду кататься);
- образовывать сложные слова;
- образовывать слова по аналогии;
- называть общую часть слов-родственников;
- объяснять лексическое значение слова (рыболов – ловит рыбу);
- определять (находить) родственные слова в тексте на слух;
- самостоятельно подбирать родственные слова.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
Необходимость проведения занятий определяется следующим:
- Создаются условия для усвоения программных задач по формированию лексико-грамматических средств языка:
- различение семантического значения слов;
- различение разных грамматических категорий слов;
- понимание разницы в значении слов, связанной с изменением морфемных элементов (окончаниями, суффиксами, приставками);
- уточнение и расширение словарного запаса;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;
- образование глаголов с разными приставками (на-, вы-, по-, под-, с-, пере-, в-, подо-);
- образование относительных и притяжательных прилагательных с использованием суффиксов (-ов-, -ев-, -ин-, -ын-, ий-, -ья-, -ье-, -ан-, -ян-);
- образование сложных слов;
- образование сравнительной степени прилагательных;
- образование существительных от глаголов;
- подбор родственных слов.
2) Компенсируется дефицит речевого общения.
3) Формируются предпосылки к учебной деятельности (понимание задачи, её самостоятельное решение, самоконтроль и самооценка).
4) Создаются условия, при которых дети с речевыми нарушениями учатся способам самостоятельного постижения знаний, умений и навыков, в результате чего у дошкольников развивается мышление, память, внимание.
2.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной речевой деятельности ребёнка.
Для этого необходимо иметь достаточное количество настольно-печатных игр, пособий. Сейчас выбор таких пособий велик, и педагог может приобрести их, учитывая особенности развития детей своей группы.
3.Работа с родителями.
Работа по программе предполагает взаимодействие не только с воспитателем, но и с родителями. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована в группе взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями, насколько осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Во-первых, необходимо познакомить родителей с программой, можно начинать с родительского собрания, далее продолжать в индивидуальных беседах с родителями, в индивидуальных и групповых консультациях в течение года; через информационный стенд группы, где необходимо отразить, как ребёнок занимается в группе, предложить материал для занятий дома. Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия с целью демонстрации форм и методов работы по программе.
Список использованной литературы.
1. Арушанова А.Г..Речь и речевое общение.-М.: Мозаика-Синтез,1999
2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня// Логопед №1,2004
3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. – М., 2004.
4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб., «Каро», 2002.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб., 2001.
8. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.
10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
11. Мазанова Е.В. Коррекционная образовательная программа для детей с ОНР (3-7 лет), Самара, 2011
12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
13.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2007.
14. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шанхрович А.М. К проблеме онтогенеза
18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., Педагогика, 1991.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., Педагогика, 1993.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»- М.: Просвещение, 2010
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Развивать языковое чутьё, способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожей частью слова по звучанию (корнем).
Развитие понимания словообразовательных аффиксов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Выступление для педагогов «Изучение родственных слов с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Описание системы работы над родственными словами....
Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"
В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...