Статья на тему:"Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

Слоговая стрктура слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slogovaya_struktura_slova.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р. Е. Левина).

Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а вследствие этого и другие школьные навыки и знания.

На каждом уровне речевого развития при ОНР отмечаются свои характерные особенности развития слоговой структуры слова.

Слоговая структура слова – это последовательное чередование в слове безударных и ударных слогов, которые отличаются по своей степени сложности. А.К. Маркова в классификации по возрастанию степени сложности слоговой структуры слов выделяла 14 типов слоговой структуры слова.

Слоговая структура слова является одной из самых важных сторон развития речи ребёнка, так как является базой для овладения и развития речи. Поэтому изучение и формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было и остается одной из важнейших и актуальных тем современной логопедии.

С точки зрения становления слоговой структуры слова в онтогенезе, то проходит несколько этапов развития. А.Н. Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» [2] обращает особое внимание на становление слоговой структуры русских слов. На первый план он выдвигает такой критерий, как ударность, и утверждает, что сначала ребенок усваивает ударные слоги, затем предударные и потом слабые безударные слоги.

Основываясь на своей теории, он выделяет 6 ступеней последовательного овладения ребёнком слоговой структуры слова в онтогенезе. На 1 этапе формируется способность произносить открытый слог, на 2 – закрытый и приоткрытый, на 3 формируется способность соединять открытый и закрытый слоги,

на 4 ступени развивается способность ребёнка произносить слова со стечениями согласных, на 5 – объединять закрытый слог со стечениями согласных, и на последней, 6 ступени, ребёнок усваивает сложные слова с несколькими стечениями согласных в слове.

Так, первый уровень речевого развития характеризуется частичным или полным отсутствием речи. Ребёнок способен произносить только односложные или двусложные слова без стечений согласных. Фраза отсутствует. При попытке произнести слова более сложные по слоговому составу происходит непроизвольное сокращение до простого односложного или двусложного слова (например: кубики – «ку», велосипед – «ипет»).

На втором уровне речь детей значительно улучшается, появляются простые предложения. Ребёнок может без ошибок произносить односложные слова, однако в двусложных, трехсложных и многосложных словах могут наблюдаться ошибки звуко-наполняемости слога, т.е. пропуски звуков, а также ошибки слого-ритмической структуры слова - это пропуски, замены или повторения слогов.

Третий уровень речевого развития характеризуется употреблением ребёнком в основном простых распространенных предложений, ошибки в слоговой структуре слова встречаются чаще всего в виде перестановок или замен слогов в сложных по слоговой структуре словах. Но в целом, речь заметно улучшается в сравнении со вторым уровнем.

Многие авторы обращают особое внимание на то, что огромную роль в усвоении ребёнком слоговой структуры слова играет формирование у них предпосылок фонетико-фонематического восприятия, артикуляционных возможностей ребенка, моторного развития и развития оптико-пространственных представлений, поэтому обязательным в коррекции речи детей является формирование неречевых процессов на подготовительных уровнях работы [1, 3, 6].

В процессе коррекционной работы учителю-логопеду необходимо учитывать особенности овладения слоговой структурой слова детьми, находящимися на различных уровнях речевого развития при общем недоразвитии речи и их индивидуальные особенности, выстраивать работу последовательно и поэтапно, опираясь на классификацию слоговой структуры слов русского языка, выделенных А.К. Марковой [5].

Выстраивать работу по коррекции слоговой структуры слова на различных уровнях общего недоразвития речи стоит в несколько этапов.

Первый этап – это подготовительный. Данный этап рассчитан на подготовку ребенка к дальнейшему усвоению слого-ритмической структуры слова. На этом этапе работа должна быть направлена на формирование фонетико-фонематической стороны речи, оптико-пространственных представлений, развитие моторики и ритмико-координированных движений, а также на развитие слухового гнозиса. Данный этап осуществляется сначала на невербальном материале, затем на вербальном материале.

На основном этапе происходит сама коррекция слоговой структуры слова. Работа на данном этапе направлена на формирование и отработку правильного произношения слов различной слоговой сложности с и без стечений согласных. Логопеду важно учитывать классификацию слов различной слоговой сложности по степени возрастания, выделенную А.К. Марковой [5], и строить свою коррекционную работу поэтапно: от легкого к сложному. Работа осуществляет на вербальном материале, активно используется различные дидактические игры и пособия.

Закрепляющий этап направлен на закрепление уже сформированных навыков произнесения различных по слоговой сложности слов, повторения пройденного лексического материала.

Таким образом, чтобы достичь успешных результатов коррекционной работы слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, нужно организовывать поэтапную и системную коррекционную работу, выстроенную с учетом классификации А.К. Марковой [5] и индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка.

На подготовительном этапе  предлагаются следующие  виды работ:

  • Отхлопывание ритма в ладоши.
  • Отстукивание ладонью по столу.
  • Оттопывание ногой.
  • Отстукивание мячом о пол.
  • Отстукивание ритмом с использованием музыкальных инструментов.
  • Упражнение «Повтори так же»

 При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на формирование пространственно-временных представлений. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структурой. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. 

  • Упражнение «Отхлопай ритмический рисунок слова»

Цуль: способствовать чувствовать ритмический рисунок слова.

Ход упражнения: логопед произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а дети по голосу должны отхлопать ритмический рисунок слова.

  • Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

 Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

  • Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

  • Упражнение «Дирижер».

Цель: способствовать чувствовать ритм слова.

Ход упражнения: проговаривают заданные слова, словосочетания, предложения, чистоговорки по слогам под движение руки.

  • Игра «Сложение и вычитание  букв».

Цель: способствовать концентрации и устойчивости внимания и разфитию слогового анализа и синтеза.

Ход игры: логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова.

  • Графический диктант с выделением гласных.

Цель: способствовать умению деления слов на слоги, слоговому анализу.

Ход упражнения: детям предлагается графически изображать слоговой ряд слова с выделением гласных.

  • Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

 Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

  • Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. 

 Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

 Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале). Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов. Проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов.

Основными задачами   коррекционной работы становятся:

1.Формирование слоговой структуры слова у младших школьников, через использование схем, условных знаков и обозначений;

  1. Упражнение в усвоении слов сложной слоговой структуры и многосложных слов (многосложные слова- слова, состоящие из 4 слогов и более).

3.Расширение и уточнение словарного запаса многосложных слов через использование лексико-грамматических заданий на уровне словосочетания, предложения и текста.

 Задания и упражнения даются таким образом, что предполагает постепенное  усложнение  в них словесного материала:

  • Простые, знакомые детям многосложные слова, со стечением согласных, словосочетания и предложения с этими словами, например: гимнастика, табуретка, гостиница, погремушка, телевизор, сковородка, комбинезон, голубоглазый, температура, подберезовик и т.д.;
  • Далее лексический материал усложняется за счет перехода к школьным и учебным терминам, словарным словам, простым по семантике, но сложным по звуко-слоговой структуре, например: самостоятельность ,электричество, путешественница, тракторист, представление, разнообразие, скульптура, пресмыкающиеся, пространство, существование и т.п.;
  • Лексический материал включает сложные по семантике и звуко-слоговой структуре термины, терминологические обороты, орфографические правила и другой лексический материал, заимствованный из учебников и учебных пособий для школьников младших классов, например:  Антарктида, простофиля, пренебрежение, автопогрузчик, распространение, классификация, промышленность, гидроэлектростанция, хлорирование, традесканция, железнодорожный переезд, кругосветное путешествие и т.д.

На начальных этапах работы, нужно использовать наглядные схемы, которые облегчают детям проговаривание слов. Постепенно их использование можно уменьшить и школьники, самостоятельно, без опоры на схему, смогут произносить   слоговую программу слова.

В ходе коррекции слоговой структуры слова, используется  прием «наращивания» количества слогов в слове. Этот прием можно усложнить, благодаря  одновременной работе над грамматическими категориями:

  • Величины, например: табуретка-табуреточка, помидор-помидорчик, и т.д.;
  • Числа, например: колокольчик-колокольчики, подснежник-подснежники, милиционер-милиционеры, и т.п.;
  • Рода, например: продавец-продавщица, учитель-учительница, и т.д.;
  • Сопоставление начальных и уменьшительно-ласкательных форм существительных, образованных при помощи разных суффиксов, например: крыжовник-крыжовничек, подберёзовик-подберезовичек, кукушка-кукушечка;
  • Сопоставление формы мужского и женского рода глаголов ед.числа прошедшего времени, например: напоминал-напоминала, выдвигал-выдвигала, обклеивал-обклеивала, и т.д.;

   Закрепление слоговой структуры слова происходит в дальнейшем в высказываниях. Таким образом, одновременно осуществляется развитие синтаксической стороны речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Книголюб. – 2005. – Серия «Логопедические технологии». – 96с. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/12/04/g-v-babina-n-yu-safonkina-slogovaya
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  3. Ларина Е.А., Лебедь С.В. Особенности слоговой стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. - №10. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slogovoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer
  4. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Электронный ресурс]. - Москва: Просвещение, 2009. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/levina-re-osnovy-teorii-i-praktiki-logopedii_a6bf6fea716.html
  5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. – Москва: АПН РСФСР, 1961. – 59- 70с.
  6. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – Москва: Гном Пресс, 2006. – 92 с.
  7. Винюкова С. С. Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №29 (108).  С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/4398-osobennosti-formirovaniya-slogovoj-strukturi

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

žСлог – это  фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом žСлоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...

Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей ...