Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей к данной проблеме не позволяет вовремя выявить и провести пропедевтическую работу по устранению нарушений речевой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития слоговой структуры слова  

старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей к данной проблеме не позволяет вовремя выявить и провести пропедевтическую работу по устранению нарушений речевой системы.

Общее недоразвитие речи, является органическим нарушением, поэтому необходимо комплексное воздействие все специалистов (логопедов, психологов, неврологов и дефектологов). При данном нарушение страдают все компоненты речи, которые формируют ее, как средство коммуникации. При общем недоразвитии речи выделяют три уровня сформированности данного психического процесса. При общем недоразвитие речи дети практически не говорят и общаются жестами или отдельными словами по типу «би-би» –машина, «ням-ням» – еда и т.д. При втором уровне речевого недоразвития у дошкольника уже появляется более понятная речь, ребенок меньше общается жестами, в речи появляются простые конструкции предложений, но речь остается не понятной. При третьем уровне ребенок общается предложениями, но в речи наблюдается много аграматизмов, речевые компоненты при этом уже приближаются к нижний границе возрастной нормы [1].

Подробнее хотелось бы рассмотреть слоговую структуру слова, как отдельный компонент речи дошкольника с общим недоразвитием речи.

В онтогенезе ребенок уже в 3 года может воспроизводить слово по законам русского языка. Если к 5 годам его речь не понятна, ребенок переставляет слоги местами, глотает слоги или не проговаривает окончания, то родителям стоит в срочном порядке обратиться к специалистам [3].

Хотелось бы отметить, что мне и моим коллегам удалось выработать четкий алгоритм в решении данного вопроса. Нами была проведена долгая и кропотливая работа по подбору игр, направленных на формирование слоговой структуры слова.

Искажение слоговой структуры слова у ребенка старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, корригируя эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма [2].

Игра «Трещотка»

Ребенку предлагается при помощи хлопков, прыжков, топанья нагой посчитать количества слогов. Детям очень нравится эта игра, так как она может быть использована, как часть физкультминутки.

Игра «Разложи сюрпризы»

Разложить игрушки по количеству слогов на тарелочки. В первую мы положим игрушки, в названии которых мы слышим один слог, во вторую игрушки в названии которых мы слышим два слога и т.д.

Игра «Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Игра «Зоопарк»

В эту игру мы с детьми играем на смарт доске. На экране появляется три вольера, и мы разбираем количество слогов в названии животного и размещаем его в нужный вольер.

Игра «Апельсины»

Предлагается ребенку, используя апельсины и тарелки, воспроизвести ритмический ряд в соответствие со зрительной опорой. Есть апельсин на тарелки, то нужно хлопнуть в ладоши, нет апельсина, то нужно будет выдержать паузу.

Эта только небольшая часть игр картотеки, но уже используя только эти варианты в работе и подбирая разные картинки и игрушки можно трансформировать данные игры в нечто новое и интересное.

Стоит отметить, что вышеуказанные игры можно использовать с детьми, у которых по результатам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии стоит фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для родителей мы подготавливаем рабочие папки с играми, направленными на формирования слоговой структуры слова.  Можно отметить, что в семьях, где относились ответственно к выполнению заданий дети стали говорить более понятно, перестали менять слоги местами и глотать их.

Таким образом, мы рассмотрели слоговую структуру слова, как отдельный компонент речевой системы, выборочно разобрали дидактические игры, которые можно использовать в логопедической работе.

Литература

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Сп.б.: Детство – пресс, 2005.
  2. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сп.б., Москва: САГА: Форум, 2006.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: Владос, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю...