Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии на тему

Дубских Александра Васильевна

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_didakticheskih_igr_dubskih_logoped.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , и др.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Практические исследования Большаковой С.Е., Сафонкиной Н.Ю. установили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации, которые являются  предпосылками развития слоговой структуры слова.

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

Пропедевтику  слоговой структурой слов целесообразно начинать в первом периоде обучения с формирования  неречевых процессов.

Эта работа проводится на  индивидуальных и фронтальных занятиях.

В ходе индивидуального  занятия по коррекции звукопроизношения для  ребенка  с нарушением слоговой структуры слова,  часть занятия отводится на  проведение  игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены   в индивидуальные планы.

На фронтальных занятиях работа  активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и  проходят  как организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.

1.Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий:

воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение, характеристика темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

- изменение темпа, ритма движений.

«Повтори за мной»,  «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…),  «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю»,  «Теремок» (по количеству ударов, отгадай,  кто стучит в теремок),  «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили»

2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

-развитие переключаемости движений пальцев рук; темпоральных,    ритмических параметров движений пальцев рук; формирование пространственной организации движений пальцев рук.

 «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным.

Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

«Кулак – ребро»;  «Кулак – ребро – ладонь»;  «Кулак левой руки–ребро правой руки» -  поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

-соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

-  совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

Развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ''перекрестные'' движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Выполнить задания: ''Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ''Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.''

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

а)XX / XX / XX /    ;       б) …. “ …. “ …. “ ….;      в) О ! + О ! + О ! +

Упражнение 11. «Найди лишнюю фигуру.»

 От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ''Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.''

Упражнение 13. Раскладывание и обсуждение с ребенком картинок по темам ''Времена года'', '' Части суток'','' Вчера – сегодня – завтра''

Для включения всех этих видов деятельности разрабатывается перспективный план.

Конкретные виды упражнений логопед выбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов проводится работа над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Профилактика нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи...