ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
рабочая программа по развитию речи по теме

Андреева Ирина Владимировна

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  речевой патологией  обязательно включает раздел «Состояние словообразования», куда входит и словообразование родственных слов.

 Обычно обследование состояния сформированности словообразования родственных слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения словообразования у ребёнка в каждом конкретном случае и  наиболее типичные ошибки, которые он допускает. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_14.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

               Утверждено:

                                                              Приказом СП «Детский сад «Солнышко»

                                                       ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                                  От «02» сентября 2013г № 53 - ОД

                                    Заместитель руководителя

                                           по дошкольному образованию

                                             СП  «Детский сад «Солнышко»

                                                        ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

                                                         ____________________О.Ф.Разинова

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

                                     

Срок реализации программы  2 года.

                                   

                                                                      Составитель:

                                                                      Андреева И.В.

                                                                      учитель-логопед

                                                           СП «Детский сад «Солнышко»

                                ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                     

Принято:

Решением педагогического совета

СП  «Детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ №3 города  Похвистнево

От 02 сентября  2013 г. протокол № 1.

Председатель педагогического совета

____________________Разинова О.Ф.

2013 г.

Предисловие.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  речевой патологией  обязательно включает раздел «Состояние словообразования», куда входит и словообразование родственных слов.

 Обычно обследование состояния сформированности словообразования родственных слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения словообразования у ребёнка в каждом конкретном случае и  наиболее типичные ошибки, которые он допускает. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционный процесс.

Итак, традиционно логопед проводит обследование по следующим критериям:

  1. Обследование понимания словообразовательных аффиксов

- Покажи, где гриб, а где грибок.

- Покажи, где дом, а где домик.

- Покажи, где волк, а где волчонок.

2. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- стол - столик

- книга - …

- воробей - …

- ведро - …

- гнездо - …

 и др..

3.Образование имён существительных, обозначающих профессси (суффиксальный способ образования)

- стекло – стекольщик

- сварка - …

- кран -…

- сапог -…

и др..

4. Образование глаголов префиксальным способом  (шёл – ушёл, пришёл, зашёл, нашёл, вышел и др..)

5. Образование имён прилагательных от имён существительных.

- скамейка из дерева (какая?) деревянная, сок из клюквы (какой?) … и др..

6. Образование глаголов от имён прилагательных

- красный – краснеть, белый -… и др..

7. Образование притяжательных прилагательных от имён существительных

- у лисы хвост (чей?) лисий, а морда (чья?) и др..

Однако данная методика диагностирования не рассматривает образование относительных и качественных родственных слов, сравнительной степени прилагательных, образование существительных от прилагательных и глаголов, умение детей самостоятельно подбирать родственные слова, на слух выделять их из текста. В связи с этим, взяв за основу традиционную методику диагностирования детей с общим недоразвитием речи, мы предлагаем дополнительные задания для более глубокого обследования состояния словообразования родственных слов у детей  5-7 лет, опираясь на методы и приёмы   Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В.

Диагностика.

Цель диагностики: провести всестороннее обследование возможностей дошкольников в усвоении словообразования, а именно в формировании родственных слов.

Представленные  игры и задания помогут педагогам и родителям определить степень усвоения детьми содержания программы.

I. Образование родственных  существительных

1.Обследование понимания словообразовательных аффиксов 

Инструкции

Понимание

Покажи, где гриб, а где грибок.

Покажи, где дом, а где домик.

Покажи, где волк, а где волчонок.

Покажи, где ёлка, а где ёлочка.

Покажи, где лиса, а где лисёнок.

Покажи, где заяц, а где зайчонок.

2.Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение «Большой и маленький».

         С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

- Что это? (дом)

- Этот дом большой, а этот? (маленький).

- Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).

- Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок) и т.д..

Имена существительные

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Стол

столик

Книга

Воробей

Дом

Ведро

Хлеб

Ковёр

Ёлка

Заяц

Гнездо

Гриб

Окно

3. Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (птиц).

Упражнение «Кто у кого?»

Детям показывают картинки с изображениями кошки и котенка, козы и козленка  и т.д.

- Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок)

- Один котенок, а если много, как говорят? (котята) и т.д..

Взрослое животное

Детёныш  

Детёныши

Кошка

Котёнок

Котята

Коза

Кролик

Медведь

Заяц

Волк

Гусь  

4. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)

Упражнение «Встреча гостей»

Задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Взрослый  предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.

- Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)

- Куда положили хлеб? (в хлебницу)

- Где будут лежать конфеты? (в конфетнице) и т.д..

Имя существительное

Суффикс –ниц-

Суп

Супница

Соус

Салат

Конфеты

 Хлеб

Сухарь

5. Образование имен существительных, обозначающих профессии

Упражнение  «Назови профессию» (в старшей группе по картинкам)

Детям  предлагают ответить на вопросы:

-Кто сваривает трубы? (сварщик)

- Кто вставляет стекло? (стекольщик) и т.д.

Имена существительные

Суффиксальный способ образования

Стекло

стекольщик

Сварка

Кран

Сапог

Двор

6. Образование имен существительных с увеличительными  суффиксами

 Игра « Великан»

Игра состоит из набора картинок (игрушек), изображающих большие предметы, а также картинки с изображением  великана.  Ребёнок выбирает, любую картинку и озвучивает так, как это сказал бы великан.

Имена существительные

Увеличительные суффиксы

Медведь

Медведище

Голова

Глаза

Снег

Гнездо

7. Образование имен существительных с суффиксами единичности  

Игра «Аналогии»

Изменить слова по аналогии

Виноград – виноградинка, горох -…

Имена существительные

 Суффиксы единичности

Бусы

Бусинка

Дождь

Пыль

Изюм

Икра

Снег

Снежинка

Пух

8. Образование сложных слов

Упражнение «Придумай одно слово вместо двух»

Снег чистит

снегоочиститель

Канавы копает

Рыбу ловит

Быстро ходит

9. Определение «лишнего» слова из ряда родственных слов, умения аргументировать свой ответ.

 «Найди лишнее слово»

Боль, большой, больница

большой

Лес, лесник, лестница

Беседа, беседка, соседка

Море, морщины, морской

Водить, вода, водный

II. Образование родственных прилагательных

  1. Образование  относительных прилагательных

«Игра со словами».

 Игра  направлена на проверку умения образовывать  относительные прилагательные от имён существительных.

-Стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный)

-Стол сделан из дерева. Какой он? (деревянный) и т.д..

Имя существительное

Имя прилагательное

Скамейка из дерева, какая?

деревянная

Сок из клюквы, какой?

Сумка из кожи, какая?

Тетрадь из бумаги, какая?

Ручка из пластмассы, какая?

Кукла из резины, какая?

Стакан из стекла, какой?

Шуба из меха, какая?

  1. Образование качественных прилагательных

Игра «Назови, какой?»

Игра  направлена на проверку умения образовывать  качественные прилагательные от имён существительных.

Имя существительное

Имя прилагательное

Мороз

морозный

Жир

Смех

Лень

Трус

Обида

Снег

Зима

3.Образование притяжательных прилагательных от имен существительных

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображениями животных, разрезанных на 3 части. Ребёнок  называет, чья это голова, хвост, туловище или ноги

Инструкция

Имя прилагательное

У лисы хвост чей?

лисий

Морда чья?

Туловище  чьё?

Лапы чьи?

4. Образование  имён прилагательных в сравнительной степени.

Упражнение «Сравни предметы и закончи предложения»

Апельсин большой, а арбуз …

Апельсин большой, а арбуз ещё больше

Клубника маленькая, а смородина ещё…

Дыня сладкая, а арбуз ещё…

Груша вкусная, а ананас ещё…

Дерево высокое, а башня ещё….

IIΙ. Образование родственных глаголов.

1.Образование глаголов префиксальным способом

Упражнение «Назови действие»

(шел - ушел, пришел, нашел, зашел, вышел)

Педагог предлагает ребёнку назвать действия по картинкам.

Глагол

У-

При-

На-

За-

Вы-

Подо-

Шёл

Ехал

2. Образование глаголов от имен прилагательных

Игра «Выбери нужную картинку»

Взрослый предлагает показать картинку, куда подходит выражение красный помидор, а куда краснеть от стыда. Затем педагог произносит только выражения с прилагательными и показывает соответствующую картинку, ребёнок должен найти картинку с действием и озвучить её.

Имя прилагательное

Глагол

Красный помидор

Краснеть от стыда

Белый мел

Белить стену

Гладкий камень

Гладить бельё

Обеденный стол

Семья обедает

3.  Назвать характерное действие по предъявляемому производителю.

 Упражнение «Кто он такой?»

Задание предназначено для проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Детям предлагается ответить на вопросы:

- Как ты объяснишь, кто - такой строитель?

- Как ты объяснишь, кто - такой учитель? и т.д..

Существительные

Глаголы

Повар

Варит

Учитель

Учит

Строитель

Строит

Воспитатель

Воспитывает

Продавец

Продаёт  

Швея

Шьёт

Заключение.

Использование предложенного комплекса заданий (16 штук) для диагностического обследования дошкольников оценивается по трехбалльной системе:

1б.- низкий уровень развития

 2б. - средний уровень

3б.- высокий уровень развития.

Итого: максимально ребёнок может получить 48 баллов.

От 1 до 16 – низкий уровень развития, от 16 до 32 – средний уровень, от 32 до 48 – высокий.

Если в каких-то заданиях дошкольник испытывает затруднения, окажите ему помощь, постарайтесь понять, почему это произошло: до школы ещё есть время.

Выполнение ребёнком заданий по этим разделам позволит проверить не только сформированность словообразовательных навыков, но предпосылки  к учебной деятельности:

- понимание  задачи;

- умение выполнять её самостоятельно;

- развивать  самоконтроль и самооценку;

- умение адекватно воспринимать оценку выполненной им работы.

Список использованной литературы.

1. Арушанова А.Г..Речь и речевое общение.-М.: Мозаика-Синтез,1999

2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня// Логопед №1,2004

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. – М., 2004.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

5.  Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб., «Каро», 2002.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб., 2001.

8. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.

10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.

11. Мазанова Е.В.  Коррекционная образовательная программа для детей с ОНР (3-7 лет), Самара, 2011

12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.

13.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

14. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шанхрович А.М. К проблеме онтогенеза

18. Филичева  Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием  речи.- М., Педагогика, 1991.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада.- М., Педагогика, 1993.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»- М.: Просвещение, 2010

22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...