Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

елинская светлана николаевна

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.

Методичекая разаботка описывает основные цели,задачи и  этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и содержит примеры игр и игровых упражнений для каждого периода логопедической работы по формированию фонематического восприятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Учитель-логопед Елинская С.Н.

Слайд 2

Основные направления коррекционно-логопедической деятельности у детей с ОНР. Формирование лексико - грамматических категорий; Формирование фонетико-фонематических процессов; Коррекция звукопроизношения

Слайд 3

Что такое фонематическое восприятие? Это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)

Слайд 4

Цели развития фонематического восприятия 1.Формирование фонетической системы (в т.ч. Слоговой структуры слова); 2.Формирование лексико-грамматический категорий; 3. Формирование звукового анализа

Слайд 5

Роль игр, способствующих развитию фонематического восприятия, в устранении ОНР Развитие фонематического восприятия и звукового анализа является ключевым моментом (« узловым образованием» по Р.Е. Левиной) в системе коррекции ОНР

Слайд 6

Этапы формирования фонематического восприятия 1.Узнавание неречевых звуков; 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; 3.Различение слов, близких по звуковому составу; 4.Дифференциация слогов; 5. Дифференциация фонем

Слайд 7

Дифференциация звучащих игрушек, предметов От 3-х (2-х) до 5-ти предметов Бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка… Предметы: стеклянная банка, металлическая коробка, деревянная шкатулка- вызывание звучания с помощью карандаша

Слайд 8

Дифференциация действий со звучащими предметами «Узнай что происходит?» Действия с предметами ( карандаш, Ножницы, чашка с водой, пустая чашка)

Слайд 9

Игры на воспроизведение ритмического рисунка Отхлопывание , отстукивание или подача звука на любом инструменте + + + ++ ++ + + ++ + и т.д.

Слайд 10

Различение на слух звукокомплексов Простых звукокомплексов (АУ) по тембру, высоте, силе голоса Игра по сказке «Три медведя» «Кто говорит?»

Слайд 11

Различение на слух слов близких по звуковому составу БАМАН ПАМАН БАНАН БАМАН

Слайд 12

Игра «Повтори вместе с гномиком» Воспроизведение похожих слов от 2-х до 3-х МАК-БАК-ТАК ТОК-ТУК-ТАК БЫК-БАК-БОК ДАМ-ДОМ-ГНОМ

Слайд 13

Игра «Какое слово лишнее» Помоги Незнайки выбрать «лишнее» слово Канава-канава-какао-канава Ком-ком-кот-ком Утенок-утенок-котенок-утенок Мак-бак-так-банан Сок-ком-индюк-дом Лимон- батон- кот-вагон

Слайд 14

Игра «Подбери слово» Катя Лену просит дать Краски, карандаш, … ( ручку, тетрадь, книгу)

Слайд 15

Игра «Договори словечко» Подбор слов в рифму: Как-то вечером две мышки Унесли у Пети … Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась ….

Слайд 16

Игра «Я тебе задачу дам все расставить по местам» Подбор нужного слова, близкого по звуковому составу ДОМ КОМ ГНОМ СОМ Что скатали мы зимой?... Что построили с тобой?... На крючок в реке попал?... Может всё, но ростом мал?...

Слайд 17

«Игры с гномиком» Воспроизведение : 1. звукового ряда со сменой ударного слога Та – та - та 2. слоговых сочетаний с одним согласными и разными гласными (и наоборот) Т а -т о -т у Т а- к а- п а 3. Слоговые сочетания, различающие по звонкости- глухости; твердости-мягкости Па-ба Па-пя 4. Слоговые пары с наращиванием стечения согласных и с общим стечением согласных звуков Па-пта Пта-пто-пту-пты 5. Слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении Пта - Тпа

Слайд 18

Литература: Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб., 1998 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968

Слайд 19

Выводы: Игры на развитие фонематического восприятия являются ключевыми в системе коррекции общего недоразвития у дошкольников и позволяют формировать у ребенка не только фонетико-фонематические процессы и слоговую структуру слова, но и способствуют развитию лексико-грамматических категорий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка совместной образовательно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы "Транспорт"

Целью данной методической разработки является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

Методическая разработка Тема: Предупреждение возможных трудностей у детей с общим недоразвитием речи в усвоении школьных знаний.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонетического и лексико - грамматического. В коррекционной работе с такими деть...

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского  районагорода Санкт-Петербурга...

Методическая разработка игр на развитие фонематического восприятия

                            Ребенок должен учиться различать речевые и неречевые звуки....