Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"
статья на тему

Пуссеп Валентина Прокопьевна

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи учитываются следующие принципиальные положения и методика работы, предложенная У.М.Сидоровой:

1.Формирование положительной мотивации в целом. Это направление представлено следующими видами:

    • упражнения на сотрудничество с взрослыми. Цель- создание условий для формирования положительной мотивации действия.

    • упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора. Сопоставляются разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного типа.

2.Развитие личностных характеристик (самооценки, самосознания). Определяются задачи максимальной трудности для себя, разрабатываются упражнения на закрепление адекватной самооценки. Цель - создание условий для формирования у детей умений объяснять свои успехи и неудачи.

3.Организация поисковой деятельности в разных формах её проявления (наблюдения, игры) как метода развития познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pussep.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды

     На современном этапе перед  образованием встаёт задача воспитывать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и готового освоить новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Она развивается из потребности в новых впечатлениях. В этом возрасте на основе  потребности у ребёнка появляется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

    Современная   психолого-педагогическая наука  располагает рядом исследований, посвящённых изучению  различных аспектов проблемы формирования познавательной активности  у детей дошкольного возраста. И  это очень ценно.

     В исследованиях Л.А.Венгер, Д.Б. Годовиковой, В.Б.Галицина, А.В.Петровского получила вербальное и весьма конкретное освещение проблема формирования познавательного отношения детей, в частности дошкольного возраста, к окружающему миру, как к источнику развития их  интеллекта. Исследователи отмечают, что познавательный интерес является мощным побудителем активности.

     Одно из обязательных  условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – высокий уровень их познавательной активности. Следует отметить, что при работе с детьми 5-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи на занятиях и в других видах деятельности было замечено, что детская любознательность начинает угасать, пассивно слушается материал  и воспринимается только зрительно. Дети не владеют познавательными действиями, происходит принуждение их к обучению, игнорируется то, что обучение для них должно быть  забавой.

     Важность всего этого определило выбор моей творческой темы: „Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой  среды”. Цель моей работы: создание условий для формирования  познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой  среды.

     Поэтому большое внимание уделяется построению предметно-развивающей среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку, активно воздействует на детей.

Учитываются принципы построения развивающей среды:

1. Принцип «дистанции позиции  при взаимодействии». Ориентируется на  организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

2. Принцип «активности». Проявляется и формируется у детей и взрослых путём создания своего предметного окружения.

3. Принцип «комплексирования и гибкого зондирования». Реализуется возможность построения пересекающихся сфер активности, свободно заниматься детям одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Организованная среда меняется с учётом возрастных особенностей познавательных интересов дошкольников.

     В воспитательно-образовательном процессе главное место занимает игра, как основной вид деятельности дошкольников, она составляет основу их жизни.

     Для успешной работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи создаётся картотека игр, с постепенным усложнением задач, использованием специальных методов (проблемных вопросов, ситуаций, задач исследовательского характера), увеличением объёма материала, наращиванием темпа выполнения заданий.

     При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи учитываются следующие принципиальные положения, определённые У.М.Сидоровой:

1.Ориентация на зону ближайшего развития ребёнка. На основе уровня развития познавательных потребностей определяются условия для расширения интересов детей.

2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации. При реализации данного принципа учитываются индивидуально-личностные потребности каждого ребёнка.

3.Включение детей в различные формы организации деятельности  общения с взрослым. Создаётся доверительная обстановка, внимание со стороны взрослого к познавательным проявлениям детей.

4.Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности. Любая форма взаимодействия с ребёнком предполагается формированием у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности.

5.Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации с взрослым. Используются методические приёмы, которые стимулируют речевую активность детей. При этом нейтрализуется речевая активность педагога.

6.Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы. Деятельность воспитателя является логическим продолжением работы логопеда.

     Методика работы по   формированию познавательной активности включает три направления по У.М.Сидоровой:

1.Формирование положительной мотивации в целом. Это направление представлено следующими видами:

    • упражнения на сотрудничество с взрослыми. Цель- создание условий для формирования положительной мотивации действия.

    • упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора. Сопоставляются разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного типа.

2.Развитие личностных характеристик (самооценки, самосознания). Определяются задачи максимальной трудности для себя, разрабатываются упражнения на закрепление адекватной самооценки. Цель - создание условий для формирования у детей умений объяснять свои успехи и неудачи.

3.Организация поисковой деятельности в разных формах её проявления        (наблюдения, игры) как метода развития познавательной активности. При реализации третьего направления у детей развивается наблюдательность, систематизируются знания, расширяется диапазон информации об окружающем мире. Организуются педагогические мероприятия, направленные на развитие вопросительно- познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

Большое внимание уделяется работе с семьёй. Взаимодействие с родителями проходит через разные формы: родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, открытые занятия.

     Вместе с родителями собирается познавательная литература. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым проблемам. В итоге вся эта работа поможет заложить фундамент будущей успешности ребёнка в школе.

     Для отслеживания результатов работы в начале и в конце учебного года  проводится диагностическое обследование детей. Используется методика Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной „Изучение уровня познавательной активности ”.

     В результате  обследования повысились показатели. Высокий уровень познавательной активности возрос с 10% до 43%, средний снизился с 42% до 28%, а низкий уменьшился с 48% до 29%.  

     Подводя итог, следует отметить, что у детей начинают складываться системные представления об окружающем, осваивается мир природы, вещей, человеческих отношений. Они начинают ориентироваться в разных  сферах деятельности, появляется интерес в общении и познании.

Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». [Текст]- М.: Просвещение,1988.-336с.- ISBN 5-09-00760-8

Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. [Текст] / Л.А.Венгер. М., 1986.-290с.

Годовикова, Д. Формирование познавательной активности. [Текст] / Д. Годовикова // Дошкольное воспитание, 1986.1.с.34

Гризик, Т. Методические основы познавательного развития детей. [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание, 1998.10.с.18

Коноваленко, С.В. Формирование познавательной деятельности у детей от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и педагогов. [Текст] - М.: «Гном-Пресс». «Новая школа», 1998.-56с. - ISBN 5-892-334-056-6.

Сидорова, У.М. Формирование речевой и  познавательной активности у детей с ОНР. Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. [Текст]- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64с. - (Логопед в ДОУ)- ISBN 5-89144-580-8.

Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] - М.: Издательский центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".

В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения  и одновременно решает многие задачи....

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...