Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает многие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr_posredstvom_mnemotehniki.docx | 12.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи
посредством мнемотехники
учитель-логопед Решетникова В.А.
Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей с ОНР в нашем детском саду наряду с общепринятыми приёмами и принципами используются оригинальные и творческие методики, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы показывал, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
Результаты работы показывают, что дети отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. Введение моделей облегчает процесс овладения детьми описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Анализ рассказов выявил, что использование символической аналогии при пересказе рассказа или сказки, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...
Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет,...