Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Решетникова Валентина Алексеевна

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения  и одновременно решает многие задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи

посредством мнемотехники

учитель-логопед Решетникова В.А.

        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи.  В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

        Для детей с общим недоразвитием речи характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того,  большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей с ОНР в нашем детском саду наряду с общепринятыми приёмами и принципами  используются  оригинальные и творческие методики, эффективность которых очевидна.

        Коррекционное воздействие основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы показывал, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.  

        Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

       Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  - Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

  -  Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 - Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

          Результаты работы показывают, что дети отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. Введение моделей облегчает процесс овладения детьми описательных и повествовательных текстов, их связностью.  При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

           Анализ рассказов выявил, что использование символической аналогии при пересказе рассказа или сказки, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...

Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет,...