Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Большое значение для развития связной речи детей-логопатов имеет пример взрослой речи.Чем больше живого, полноценного общения, чем глубже желание ребенка поделиться своими мыслями, переживаниями, знаниями с заинтересованным лицом. В последние годы в практике дошкольного образования появилось и активно развивается обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с воспитанием традиций, уклада жизни и форм национального опыта. С целью углубления и расширения коррекционного воздействия, я разработала и апробировала свою систему работы по развитию познавательной активности у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pedagogicheskiy_opyt.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы»
Выполнила: Курнаева Е.А. Воспитатель МДОУ№80
Пролетарского района
г.Тверь, 2012 год.
Я работаю воспитателем логопедической группы в МДОУ д/с №80 с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Специфика работы здесь определяется имеющимися у каждого ребенка:
- речевыми нарушениями;
- особенностью психических процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
- личностными особенностями.
Поэтому, работая с этой категорией детей, мне приходится решать как общеобразовательные задачи, касающиеся здоровья, воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, так и коррекционно-развивающие, направленные на устранение речевого нарушения.
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Результаты обследований логопедами города детей дошкольного возраста показывают, что 65% имеют те или иные нарушения речи. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Ведь нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других. Поэтому одной из существенных задач дошкольной логопедии является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих полноценному дальнейшему обучению детей в школе. Дети-логопаты часто испытывают психологичекие проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В результате меняется их поведение: одни становятся замкнутыми, закомплексованными, другие - сверхактивными, агрессивными, чтобы привлечь к себе внимание сверстников и добиться если не уважения и понимания, то страха. Из-за речевых проблем талантливые дети не могут раскрыться в полной мере, часто они отвергаются окружающими, высмеиваются - а это сказывается как на настроении, так и на весь процесс обучения и воспитания детей, вплоть до искажения личности развития. Отсутствие целенаправленной систематической своевременной работы с дошкольниками-логопатами в семье и в обществе может привести к нежелательным последствиям. Все чаще в школу поступают дети с общим недоразвитием речи. У них успеваемость отличается от сверстников с нормальным речевым развитием. Так как число логопатов в начальной школе растет, то среднестатистические оценки по русскому языку и чтению, гуманитарным предметам имеют тенденцию к сниженияю по сравнению с результатами их сверстников, которые обучались в 70-80 года.
( Особенно низкий показатель развития связной речи (умение рассказать из опыта, пересказать произведение, составить рассказ по картине).
Большое значение для развития связной речи детей-логопатов имеет пример взрослой речи. Живое общение является как примером, образцом речевой культуры, так и инициирует мотивированность для говорения. Ребенку легче вступить в диалог со взрослым. А взрослый, развивая диалог, упражняет культуру связной речи, обогащая словарь и грамматику дошкольника. Чем больше живого, полноценного общения, чем глубже желание ребенка поделиться своими мыслями, переживаниями, знаниями с заинтересованным лицом. Все исследователи данной проблемы указывают, что при обучении детей-логопатов педагоги должны так строить процесс, чтобы интерес к деятельности у детей поддерживался на протяжении всей деятельности. Педагог должен давать интересный, эмоционально насыщенный, развивающий материал, направленный на зону ближайшего развития. Ни в коем случае с этими детьми нельзя работать однообразно, неэмоционально.
В последние годы в практике дошкольного образования появилось и активно развивается обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с воспитанием традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Педагоги много внимания уделяют вопросам познавательно-речевого развития дошкольников в ходе работы с краеведческим материалом: знакомят их с родным городом, знаменитыми людьми, посещают музеи, выставки. Однако в большинстве случаев эта работа проводится эпизодически.
Пробудить у юных тверитян любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами тверитян - дело сложное, требующее от педагогов и родителей широких знаний. Однако для того, чтобы эта работа была систематической и целенаправленной необходимо выполнять несколько условий:
- непосредственное участие детей и взрослых (родителей и педагогов);
- постоянное обогащение детей знаниями и система в прохождении познавательного материала;
- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;
- использование краеведческого материала в практической детской деятельности.
Также для успешного и полноценного сотрудничества детского сада и родителей необходимо выделить основные условия, способствующие развитию творческой индивидуальности у ребенка в семье и детском коллективе:
- Положительный пример взрослых, позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, где ребенок находится регулярно. Дети усваивают нормы межличностных отношений путем подражания, причем реагируют они на действия и эмоции находящихся рядом взрослых. Положительным считается такой нравственный климат, когда взрослые обходятся без криков и шлепков, а смех, поощрения и слова любви звучат гораздо чаще, чем порицания.
Педагогу необходимо найти индивидуальный стиль взаимоотношения с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что целесообразно значимую часть образовательной работы организовать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
С целью углубления и расширения коррекционного воздействия, я разработала и апробировала свою систему работы по развитию познавательной активности у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Работа шла в несколько этапов.
1. Подготовительный этап:
Он включает изучение литературы по проблеме, подбор игр и упражнений, стимулирующих познавательную активность детей с ОНР, отбор специальных методов и приемов работы, оснащение коррекционно- педагогического процесса информационными и дидактическими материалами.
2. Диагностический этап.
Приступая к работе по данной теме, необходимо провести диагностическое обследование уровня познавательно-речевого развития у детей.
Диагностику можно проводить, используя разнообразные методы:
-наблюдение;
- беседа;
- решение тестовых заданий.
Для проведения исследования выбираются критерии, которые необходимо отследить: 1. уровень развития познавательных представлений;
2. уровень развития связной речи.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:
Карта развития познавательной активности детей
когнетивный | мотивационный | Эмоционально-волевой | Действенно- практический |
наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность | создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность | проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач | проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач |
На основе данных критериев были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий. Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
В ходе обследования в начале работы было выявлено, что дети имеют разный уровень познавательного развития :
Уровень | показатели |
Высокий | 25% |
Средний | 40% |
низкий | 35% |
На основе полученных результатов был разработан перспективный план работы с детьми (см.приложение).
После проведенной работы по намеченному плану в конце года была проведена контролирующая диагностика. Ее результаты сравнительно отличались от первой:
Уровень | показатели |
Высокий | 40% |
Средний | 50% |
низкий | 10% |
Данные результаты говорили о наличии положительной динамики в познавательном развитии у детей. Дети использовали полученные знания в жизни при общении, почувствовали интерес к познавательной деятельности, появилась уверенность в своих силах и возможностях.
Результаты диагностики уровня развития связной речи
Уровень | Начало года | Конец года |
Высокий | 10% | 40% |
Средний | 40% | 70% |
низкий | 60% | 10% |
Благодаря использованию разнообразных приемов использования в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала к концу году дети стали более уверенны в выборе средств для выражения своей мысли, умели самостоятельно (или с помощью схем-опор) составить рассказ-описание, состоящее из 7-8 предложений. Используемый словарь в активной речи стал разнообразен.
3этап: Создание системы работы
Диагностическое обследование детей дало возможность определить имеющийся уровень развития детей На основе этого была разработана система работы с детьми с ОНР с использованием краеведческого материала. Обобщая опыт многих педагогов, работающих по этой теме (Г.Е.Каше, С.А.Мироновой, Л.В.Мелеховой), мною был разработан перспективный план работы именно с детьми в логопедической группе.
Я попыталась выстроить систему работы. Прежде был составлен перспективный план ознакомления детей с окружающим по основным лексическим темам. В нем предусмотрела разные виды деятельности: обучение, игру, труд, самостоятельную и продуктивную деятельность.
В основу системы работы легли принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- природосообразности, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологической комфортности, обеспечивающий каждому ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояния психологического благополучия;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность все субъектов воспитательного процесса в системах: "ребенок-педагог","родители – ребенок", "педагог – родители";
-формирования деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее.
Серьезное внимание было уделено созданию предметно-развивающей среде, в которой находится ребенок с ОНР, его информационная доступность для самостоятельного освоения. Я постаралась сделать ее эмоционально-привлекательной (яркой, необычной), информационно насыщенной (она является неисчерпаемым источником информации о мире, предметах, человеке: большое количество энциклопедий, познавательной литературы, справочников, дидактических игр, фотоальбомов и т.п.) и имеющей возможность практической деятельности с ней.
Наработала практический материал по работе с детьми и родителями по данной теме:
- устройство современного города,
- юный тверитянин- звучит гордо.
Тематику занятий рече-познавательного цикла задает педагог-логопед. А педагоги в группе проводят учебные занятия по разным направлениям (изодеятельность, ознакомление с окружающим, развитие речи) на закрепление данной темы. В совместной деятельности все формы работы должны быть подчинены главной теме. Краеведческий материал воспитатели включают для расширения темы, для обогащения кругозора детей. Педагоги считают, что комплексные занятия и интегрированные формы работы более эффективны в работе с детьми-логопатами. Поэтому в практической деятельности большинство педагогов используют активные формы работы: целевые прогулки, экскурсии. В ходе данных форм работы, используя краеведческий материал, дети активно открывают для себя новые знания, обогащая при этом свой словарь. На основе полученных на экскурсиях знаниях мы строим свою продуктивную деятельность (изодеятельность, конструирование, устраиваем выставки). Эмоции от полученных знаний подталкивают детей к говорению (активизиции устной речи). Этот процесс мы отражаем при создании альбомов с загадками, со сказками, рассказами из личного опыта.
Рекомендованные формы работы содействуют обогащению словарного запаса детей-логопатов, усвоению грамматических категорий, а главное развитию связной речи.
В ходе запланированных форм работы используются педагогом упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Эти упражнения помогают ребенку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения - то есть формировать психологические основы развития связной речи.
Представленная система мероприятий в совместной деятельности направлена на развитие коммуникативных функций речи и активизацию познавательной деятельности, направлены на стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего недоразвитие речи.
Работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям.
Во-первых, знакомство родителей с взаимосвязью познавательного и речевого развития у детей, необходимо заинтересовать родителей данной проблемой через беседы, консультации, папки-передвижки, совместные культпоходы. Постаралась приобщить родителей к «музейной педагогике»..
Важной частью работы с родителями является вовлечение их в активную деятельность (помощь в подготовке экскурсий, изучение необходимого познавательного материала, создание пособий, оснащение предметно-развивающей среды в группе).
И, наконец, родители являются участниками мероприятий, в ходе которых испытывают искренние эмоции и чувства, которыми так и хочется поделиться с детьми . Совместные мероприятия с детьми и родителями укрепляют их взаимоотношения, дают богатый материал для взаимного общения.
Так как состав логопедической группы ежегодно меняется, то план мероприятий был динамичным- приходилось его корректировать в зависимости от уровня развития детей вновь поступивших в группу.
Свой проект я представляла для воспитателей внутри ДОУ, проводила открытый просмотр совместной деятельности и занятия на основе краеведческого материала, выступала с докладом из опыта работы на педагогическом совете МДОУ.
Разработанный мною проект был реализован в течение двух лет: начинали с детьми 5 лет в логопедической группе и заканчивали, когда детям было 7 лет.
В ходе реализаци проекта удалось:
1. Создать условия для познавательно-речевой активности детей в ходе краеведческой деятельности.
2. Развивать связную речь, внимание, память, мышление и воображение.
3. Систематизировать перспективное планирование познавательно-речевой деятельности детей через краеведческую работу с учетом специфики логопедической группы.
4. Способствовать развитию у родителей понимания важности данной проблемы и привлечение их к совместному ее решению.
5. Наработать практический материал.
Дети, с которыми мы проводили нашу работу, успешно прошли собеседование и адаптировались в школе, самостоятельно выбрали себе факультативные занятия по интересам. Успеваемость по гуманитарным предметам имеет стойкую положительную тенденцию. Данные получены из бесед с родителями и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...
"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»
В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Коснпект НОД по развитию связной речи у детей с недоразвитием речи....
Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...
«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...