Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Михайлова Валентина Павловна

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек. Занятие можно использовать на открытых мероприятиях для демонстрации достижений воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое  занятие по развитию связной речи

для детей с общим недоразвитием речи

с интеграцией изобразительной деятельности

«Мой ласковый и верный друг»

Ответственные: учитель-логопед, руководитель по изодеятельности.

 ТЕМА: Составление описательного рассказа о собаке.

Цель: Развитие связной речи посредством создания проблемной ситуации.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширение знаний  о собаках: породы, особенности окраски, строения тела;

- закрепить умение составлять описательный рассказ с опорой на схему;

- обучать детей, опираясь на словесный образец, переносить внешнее изображение на бумагу с помощью красок методом наложения.

  1. Развивающие:

- развивать умение логически последовательно выстраивать рассказ-описание собаки;

- закреплять у детей правильное употребление в речи сложнообразованных  прилагательных - светло-коричневый, тёмно-коричневый, гладкошёстный и т.д.;

- обогащение речи антонимами длинный – короткий, тонкий – толстый, пушистый – гладкий;

- развивать умение задавать вопросы и отвечать полным ответом;

- развивать наглядно-образное  мышление, память;

- закреплять навыки чтения;

- развивать координацию речи и движений, мелкую и общую  моторику.

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение оказывать помощь людям в трудной ситуации;

- воспитывать у детей самоконтроль за  речью;

- воспитывать культуру общения  по телефону.

Оборудование: мяч, контурные изображения собак разных пород, схема описания животных, сотовый телефон, кисточки, краски, напечатанный текст для объявления.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, изображающих породы собак, описание собак разных пород. Чтение рассказов о собаках: Л. Н. Толстой и т д. Изучение правил общения по телефону.

  1. Организационный момент.

Стихотворение Б. Заходера  «Жил на свете пёс собачий».

Жил на свете пёс СОБАЧИЙ,

У него был нос СОБАЧИЙ,

Хвост СОБАЧИЙ, рост СОБАЧИЙ,

Слух СОБАЧИЙ…

И характер был СОБАЧИЙ – то есть чуточку ГОРЯЧИЙ.

Игра с мячом: «Назови - Чей? Чья? Чьи?» - образование притяжательных прилагательных.

  1. Ход занятия.

Дети садятся на места. Объявление темы занятия. На доске схема описания животных.

«Составление описательного рассказа о животном».

Стук в дверь.

Входит Антошка и плачет.

Л о г о п е д: Здравствуй. Как тебя зовут?

А н т о ш к а: Антошка.

Л о г о п е д: Что у тебя случилось, Антошка?

А н т о ш к а: У меня пропал друг. Я не знаю как его найти. Мне без него очень, очень плохо.

Л о г о п е д: Кака зовут твоего друга?

А н т о ш к а: Моего друга зовут Тяпа. Помогите мне, пожалуйста.

Л о г о п е д: Ребята поможем Антошке найти его друга? Судя по имени Тяпа – это кто?

Д е т и: Это животное: кошка, собака, хомячок…

А н т о ш к а: Да, это моя собака. Мы пошли гулять, Тяпа погналась за котом, и я её больше не видел.

Л о г о п е д: Ребята, что делают люди, когда у них теряется собака?

Д е т и: Надо повесить объявление, объявить о пропаже собаки по радио, телевидению, по интернету.

Л о г о п е д: Правильно. Антошка, у тебя есть фотография твоей собаки?

А н т о ш к а: Нет у меня фотографии. Тяпа у меня живёт недолго, но она такая, такая хорошая. Помогите мне её найти.

Л о г п е д: Чтобы повесить объявление надо знать,  как выглядит собака. Антошка расскажи нам, пожалуйста, как выглядит твоя собака Тяпа.

А н т о ш к а: Она такая, такая хорошая. Она очень хорошая. Помогите мне её найти.

Л о г о п е д: Всё понятно, ребята,  Антошка не умеет описывать собаку и поэтому ничего не может рассказать нам о Тяпе. Но мы с вами умеем составлять описательные рассказы, давайте научим это делать и Антошку. А чтобы было понятнее возьмём схему описания. Ребята вы согласны?

Д е т и: Да.

Л о г о п е д: Антошка, ты согласен?

А н т о ш к а: Да. Я буду очень внимательно слушать.

Л о г о п е д: Ребята, а вы будете по схеме задавать вопросы Антошке  и запоминать  его ответы. А ты Антошка постарайся полно ответить на вопросы ребят. Хорошо?

А н т о ш к а: Хорошо.

Л о г о п е д: И так мы знаем что это собака. Её зовут Тяпа, что нужно узнать дальше?

Р е б ё н о к (1): Нужно узнать породу собаки, по контурным изображениям.

(контуры: такса, борзая, боксёр, далматин, овчарка, дворняга)

А н т о ш к а: Вот, вот моя Тяпа!

Л о г о п е д: Второе нужно узнать окраску собаки. Начинаем с головы: ушки, мордочка, глаза, носик какие?

Р е б ё н о к (2): Антошка, скажи, как выглядят голова собаки?

А н т о ш к а: Голова коричневая, мордочка остренькая светло коричневая, глаза и носик чёрные.

Ребёнок: (3): Антошка, скажи, как выглядят уши собаки?

А н т о ш к а: Ушки остренькие, торчат, по краям светлая каёмочка, коричневые.

Р е б ё н о к(4): Антошка какое туловище у твоей собаки: спина, живот, грудка?

А н т о ш к а: Спина коричневая, на груди белое пятно как галстук или нагрудник, живот светло-коричневый, шерсть на Тяпе,  средней длинны.

Р е б ё н о к(5): Антошка,  как выглядят  у Тяпы лапы и хвост?

А н т о ш к а: Лапы средней высоты, коричневые, на передних лапах беленькие носочки, а на задних лапах беленькие гольфики. Хвост пушистый длинный, заворачивается вверх в кольцо, кончик хвоста беленький.

Р е б ё н о к(6): Антошка, какое поведение у твоей собаки.

А н т о ш к а: Моя Тяпа весёлая, добрая, заботливая, верная. Она мне помогает во всём  и жалеет меня, когда мне бывает плохо.

Л о г о п е д: Молодцы все. А сейчас мы с вами расскажем всё описание собаки целиком. Ребята выходите. А ты Антошка внимательно слушай.

(Описательный рассказ детей: Мой друг – это собака. Порода – дворняга. Зовут собаку Тяпа. Голова у Тяпы  коричневая, ушки остренькие, торчат, по краям светлая каёмочка, коричневые. Мордочка остренькая светло коричневая, глаза и носик чёрные. Спина коричневая, на груди белое пятно как галстук или нагрудник, живот светло-коричневый, шерсть на Тяпе,  средней длинны. Лапы средней высоты, коричневые, на передних лапах беленькие носочки, а на задних лапах беленькие гольфики. Хвост пушистый длинный, заворачивается вверх в кольцо, кончик хвоста беленький).

Тяпа весёлая, добрая, заботливая, верная. Она помогает во всём хозяину  и любит его и очень хочет чтобы он нашёлся.

А н т о ш к а:  Спасибо вам ребята, но как мне найти Тяпу. (плачет ещё сильнее)

Л о г о п е д: Ребята у меня есть контурные изображения такой собаки. Мы можем нарисовать Тяпу, а с рисунками,  что можно сделать?

Д е т и: Повесить на улице, чтобы люди помогли найти собаку, показать по телевидению, поместить на сайт в интернете.

Л о г о п е д: Ребята,  а кто нам поможет раскрасить эти контуры в нужный

цвет?

Д е т и: Маргарита Владимировна – руководитель по изодеятельности.

Л о г о п е д: Ой, а как нам сообщим ей о своей просьбе.
Д е т и: (Разные варианты – выбирается вариант позвонить по сотовому телефону).

Л о г о п е д: Сейчас я наберу номер сотового телефона Маргариты Владимировны. Кто из вас будет разговаривать по телефону? (выбирается ребёнок) Только не забудь правила общения по телефону (поздороваться; представиться; спросить - Вы можете сейчас разговаривать?  - после утвердительного ответа  объяснить свою просьбу;  называя собеседника по имени отчеству, поблагодарить).

Ребёнок говорит по сотовому телефону.

Л о г о п е д: Хорошо. А пока Маргарита Владимировна готовится к нашему приходу,  мы  проведём физкультминутку.

                        Динамическая пауза  «Два щенка».

        Два щенка щека к щеке                        Руки сложить ладонями друг к другу:

        Щиплют щётку в уголке.                К правой, а затем к левой щеке.

        А у щётки половой                        Руки поднимаем вверх и

        Палка есть над головой.                соединяем над головой.

        Палка – щёлк щенков с плеча,        Хлопок по плечам.

        Два щенка ушли пища.                        Обойти вокруг своего стула и сесть на                                                                 него.

        Все переходят в изостудию. Маргарита Владимировна встречает гостей. Дети садятся на места. По словесному описанию Антошки дети красками раскрашивают контурное изображение собаки.

Когда всё готово вызывается ребёнок со своим рисунком. Он повторяет описание собаки по рисунку. Антошка внимательно слушает. Дети сверяют свои рисунки.

  1. Итог занятия.

Л о г о п е д: Ребята,  вы молодцы что вызвались помочь Антошке найти его друга, но если мы рисунки развесим вот в таком виде, люди догадаются, чего мы хотим?

Д е т и: Нет, не догадаются. Нужно написать объявление.

Л о г о п е д: М ы с вами знаем все буквы и умеем писать, я предлагаю короткое объявление:

 «Помогите найти Тяпу. Звоните по номеру 25-68-04. Антошка». 

(Логопед выставляет таблички со словами. Дети читают.)

Л о г о п е д:  Сейчас мы с вами пойдём в группу. В группе каждый напишет на своём рисунке это объявление, и мы отдадим рисунки Антошке. Антошка развесит их. Только Антошка, обязательно приди к нам и расскажи,  помогли наши рисунки и нашлась ли Тяпа.

Использованная и рекомендуемая литература:

  1. Морозова Л.Н. Ты и твоя речь, У-ФАКТОРИЯ, Екатеринбург, 1999г.
  2. Ткаченко Т.А.  Схемы для составления описательных рассказов, «Детство – пресс». 1999 г.
  3. Филичева Т.Б. Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения. Второй год обучения. Москва, 1993г.

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек. Занятие можно использовать на открытых мероприятиях для демонстрации достижений воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

«Формирование мелкой моторики детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи по средством изобразительной деятельности.»

Практическая значимость заключается в экспериментальном  изучении особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с общим недоразвитием речи и использовании этих данных при построении...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Формирование у детей с общим недоразвитием речи предпосылок к учебной деятельности

Большинство современных исследований  в области специальной педагогики свидетельствует  об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, при этом общее недоразвитие речи (ОНР) является...