Михайлова Валентина Павловна

Сайт учителя-логопеда

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Развитие речи детей дошкольного возраста

Увлечения: Вязание, йога

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО

Место работы: МАДОУ ДС "Калинка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mihaylova-valentina-pavlovna

     Я работаю учителем-логопедом более десяти лет. С каждым годом всё больше возрастает потребность в грамотных специалистах, работающих с детьми с нарушениями речи. Я очень благодарна руководителям нашего городского департамента образования, которые понимают нужды детей их родителей, стараются сохранить психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В детских садах города Новый Уренгой ещё сохранены и продолжают работать группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В этих группах оказывается комплексная и всесторонняя помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи учителями-логопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами и квалифицированными воспитателями.
Происходит тесное взаимодействие с родителями дошкольников. Специалисты стараются не только оказать квалифицированную помощь самим дошкольникам, но и помогают родителям осознать проблемы детей, научить родителей педагогически грамотно помогать своим детям, и, в дальнейшем, сопровождать их уже во время обучения в школе.

О себе

Замужем. Трое детей. Люблю вкусно готовить.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Александр Грин "Алые паруса", Вениамин Каверин "Два капитана", Михаил Булгаков "Мастер и маргарита", Александр Сергеевич Пушкин и многое другое.... 

Мой взгляд на мир

Оптмистичный.

Мои достижения

2007 год - Благодарность за многолетний и добросовестный труд

2010 год - Почётная грамота управления образования города Новый Уренгой

2011 год - Диплом лауреата. Всероссийский конкурс "РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ"

"2011 год - Диплом участника 1 Всероссийского конкурса "Я - педагог"

2012 год - Грамота за актвное участие в мероприятиях городской Службы сопровождения ребёнка, творческий подход  инициативность в профессиональной деятельности

2013 год - Грамота 2 место в конкурсе профилактических флаеров от социально-психологических служб образовательных учреждений

Моё портфолио

     В своей работе я стараюсь применять инновационные методы и формы работы. Мне очень понравился опыт работы учителей-логопедов детских садов Санкт-Петербурга, которые для коррекции нарушений речи у детей применяют двигательный игротренинг и говорят о высокую эффективность этой методики.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Причин этому можно назвать множество: плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности (особенно в районах Крайнего Севера, в связи с особенностями климата), информационные и нейропсихические перегрузки. Особую группу дошкольников составляют дети с нарушением речи, у которых нарушения звукопроизношения связаны с недостаточной  сформированностью двигательной сферы: общая, мелкая, мимическая,  артикуляционная моторики.

Одну из категорий  детей с речевыми проблемами составляют дети с заключением: общее недоразвитие речи. Понятие ОНР включает недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, является системным нарушением всех речевых компонентов языка.
            Наряду с нарушениями речевых компонентов языка, наблюдаются не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, двигательные расстройства, нарушения пространственной ориентации и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

          Большой процент среди детей с ОНР, составляют дети с дизартрическими расстройствами, а именно дети со стёртой формой дизартрии.

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стёртых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), в более тяжёлых случаях отмечается наличие диспраксий, проявляющихся и в общей, и в мимической, и артикуляционной  мускулатуре, в наличии патологических рефлексов,  нарушении вегетативной нервной системы.

Многими авторами отмечается тесная связь и взаимное влияние состояния общей моторики и моторики речевого аппарата при дизартрических расстройствах.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как мощный оптимизирующий и оздоровительный фактор. Именно на этом основана система работы с применением двигательного игротренинга – это система игровых упражнений с коррекционными мячами, или фитболами.

Я изучила предложенный материал по двигательному игротренингу и постаралась эффективно применить их опыт в своей работе. Мною была разработана методика по применению двигательного игротренинга для коррекции нарушений речи у дошкольников пяти-семи  лет с общим недоразвитием речи.

         Основной целью  методики двигательного игротренинга является максимальное развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре.

         Работа по этой методике способствует коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития; максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации, учитывая комплекс соматических проблем.

Методика включает в себя два раздела:

- работа логопеда по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР:

     1. Формирование артикуляционных укладов для правильного                  произнесения звуков.

     2. Коррекция речевого дыхания.

     3. Развитие динамической координации в сочетании с                              ритмическими речевыми автоматизированными рядами на этапе             постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

     4. Развитие слухового и зрительного восприятия, увеличения                      объёма памяти, повышение уровня произвольности движений.

     5. Развитие динамической координации движений и речи.

     6. Воспитание внимания к собственной речи.

-  совместная работа специалистов (логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, воспитателя) по психомоторному и общему двигательному и речевому развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Применяя данную методическую разработку в работе с дошкольниками, автором  были разработаны игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики и формированию фонематических процессов, которые интегрировано используются с коррекционными мячами-фитболами, так же выделены этапы работы учителя-логопеда по формированию правильного звукопроизношения, разработан календарно-тематический план взаимодействия специалистов ДОУ  по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи пяти - семи лет посредством двигательного игротренинга.

Благодаря применению методики вырос уровень статической координации, движения детей стали более точными, уверенными, появился интерес к выполнению упражнений и их усложнению, вырос уровень сформированности динамики и согласованности движений. Дети активно учатся согласовывать движения с речью, отслеживают правильность произношения поставленных звуков (ускорилась автоматизация и дифференциация поставленных звуков в самостоятельной речи), с удовольствием посещают занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые.

Применение  двигательного игротренинга в комплексной работе всех специалистов - это великолепный способ не только развития детей, но и хороший способ порадовать их родителей, украсить любой концерт или развлечение. Как итог усвоения материала проводились комплексные занятия: «Путешествие в мартовский лес» (логопед – музыкальный руководитель), «Праздник мяча» (логопед – инструктор по физ. обр.).

Возможность реализации  комплексного подхода в данной методической разработке позволяет разнообразить средства и способы достижения результата.  Мы имеем возможность включать в работу различные подвижные игры: сюжетные, с соревновательным элементом, эстафеты, «ловишки», спортивные, игры-забавы. Подвижные игры можно использовать на музыкальных, физкультурных занятиях, в утренней зарядке  (при проведении в спортивном или музыкальном зале). Они используются для вводной части как «организационные» упражнения, для динамической паузы и как итог занятия.

Множество игр направленно на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение. Очень важно проводить игры под музыку, где музыка играет регулирующую роль, определяя начало и конец движения. Подвижные игры являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторному и речевому развитию.

Взаимосвязь с музыкальным руководителем осуществляется посредством проведения ритмической гимнастики с мячами-фитболами. Это упражнения с высокой двигательной активностью, в которых требуется выразительность, пластичность и гибкость. Основой структурной единицей фитбол-ритмики является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Песни-композиции исполняются непрерывно, в течение десяти – двенадцати  минут.  Песенные композиции  хорошо подходят для работы по закрепления правильного звукопроизношения детей логопедических групп. Так, например, песенная композиция  «Кошки-мышки» слова М. Приходько музыка Г. Гладкова великолепно подходит для автоматизации шипящих звуков и дифференциации со свистящими звуками, песня-композиция «Чебурашка» и «Облака» - для автоматизации сонорных звуков.

А также, для развития связной речи хорошо подходят фитбол-сказки. Пересказ сказок при помощи мячей-фитболов, выполненный с музыкальным сопровождением, великолепный способ не только развития детей, но и хороший способ порадовать их родителей, украсить любой концерт или развлечение. Как итог усвоения материала проводятся комплексные занятия  в конце каждого периода обучения.

Везде мячи, кругом мячи,
В спортзале, в группе, в музыкальном зале

И в кабинете логопеда – поскачи

                                      и посвисти, и порычи,

И правильно звук гласный покажи.

Спасибо вам чудесные мячи,

Мы рады, что о вас узнали.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы