Логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи посредством двигательного игротренинга «Глупый маленький мышонок»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Михайлова Валентина Павловна

Цель занятия: автоматизация звука Ш. В занятиии используются игры и упражнения с применением коррекционных мячей-фитболов. Применение  фитболов способствует психомоторному, речевому, эмоциональному и общему психическому развитию. Занятие можно проводить индивидуально или с подгруппой детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по формированию фонетической стороны речи

посредством двигательного игротренинга

«Глупый маленький мышонок»

ТЕМА: Автоматизация звука [Ш].

Задачи:

        Коррекционно-образовательные:
- обучение правильному диафрагмальному речевому дыханию;

- учить правильной артикуляции звука [Ш].

        Коррекционно-развивающие:

- автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, словах, стихах.
- развитие слухового восприятия, слухоречевого внимания, памяти;

- формирование пространственных отношений;
- развитие двигательных навыков и умений, координации движений с речью;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза.

- подбор прилагательных к существительному;
- согласование существительного с числительными.

        Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать внимание к собственной речи;

- воспитывать заботливое отношение к животным.
    Оборудование: воздушный шарик, ракушка,  2 мяча-фитбола, схема дыхания, мягкая игрушка – мышонок, пять шишек, «мышинная» копилка, символ и схема характеристики звука [Ш] .

     Организационный момент.

Л о г о п е д: У меня в руках воздушный шарик, он надут. Сейчас я  выпущу его из рук, и мы послушаем, какой звук получится.  ( Воздух постепенно выходит из шарика и получается звук [Ш]). Когда воздух выходит из шарика, слышится  звук  [Ш]. Как ты думаешь, где ещё мы можем услышать [Ш].
Ребёнок отвечает.
   Л о г о п е д: Правильно, мы можем слышать этот звук тогда когда ветер шумит среди листьев деревьев, а ещё такой шум можно услышать в морской раковине, когда змея шипит, когда осенние листья шуршат под ногами.
   Основная часть.
 Л о г о п е д: А сейчас мы  представим, как ветер шумит среди листьев деревьев.
                                             Упражнение
«Ветерок».
                    Ветер дует нам в лицо.                Покачивание рук над головой.
                Закачалось деревцо.                Наклоны туловища влево-вправо,
                                                        руки сцепить в кольцо над головой.
                Ветер, тише, тише, тише -         Покачивание рук над головой.
                Деревцо всё выше, выше.        Руки опустить вниз, встать на ноги
                                                        перед мячом.

Садятся обратно на мяч.
   Л о г о п е д: А сейчас мы  заглянем в гости к нашему другу Язычку. Вот он. Он спит. Мы пришли и его разбудили, слегка поглаживая по щеке, голове, рукам. Вот  Язычок проснулся, потянулся. Надо размять губки. У Язычка есть друзья «Слонёнок» и «Лягушка»(И.п. – сидя на мяче, руки вытянуть вперёд ладони друг к другу, губы вытянуть в трубочку, затем, развести в стороны и улыбнуться, повторить несколько раз);

 затем «Чистим зубки» (И.п. – сидя на мяче, кисти соединить, пальцы развести, сначала, помахать вверху, затем – внизу);  Язычок захотел кушать (погладили животик) -    стряпаем  «Блины» (И.п. – сидя на пятках за мячом, руки держат мяч с боков, встать на колени, руки положить на мяч, язык широкий на нижней губе, вернуться в исходное положение и так несколько раз), поел Язычок блины с вареньем, запачкал губы, надо их облизать («Варенье»: И.п. – сидя на пятках за мячом, руки держат мяч с боков, прокатить мяч на право – язычок провести по верхней губе слева направо, прокатить мяч справа налево, провести языком по нижней губе в том же направлении); Язычок стал пить чай - «Чашечка» (И.п. – сидя на мяче, вытянутые руки  перед собой ладошками вверх, пальцы согнуть, сделать «Чашечку», язык вытянуть вперёд и сделать «Чашечку»); пошёл Язычок погулять, увидел «Лошадку», сел на неё и поскакал в лес (И.п. – сидя на мяче, руки вытянуты вперёд, пальцы сжаты в кулак, язык «Цокает», покачивание на мяче), а в лесу Язычок увидел большой «Гриб», да не один (И.п. – сидя на мяче, руки постепенно поднимаются вверх, показывают, как наполняется корзина с грибами, язычок присосать к нёбу и удерживать). Набрал язычок грибов и отправился обратно на «Лошадке». Приехал уставший и лёг отдохнуть (И.п. – лечь животом на мяч, ноги носками касаются пола).

    Л о г о п е д: У Язычка есть кошка, она редко сидит дома, часто бегает на улице и любит прыгать по забору. Игра «Сломанный забор». 
    Инструкция: По схеме ритма отбить мяч об пол. Где нет досочки – пауза,  где досочки стоят подряд – отбивается быстро.

Мяч отставляется в сторону.
    Л о г о п е д: Вот  мы побывали в гостях у Язычка. Я слышу, кто-то шуршит тихонечко, давай посмотрим кто это. Это Мышонок. Мышонок пришёл к нам в гости. Он очень любит шуметь и шуршать, особенно сухими листьями или листочками бумаги и у него при этом получается хороший и правильный звук [Ш]. И он очень хочет, чтобы и ты научился правильно произносить звук [Ш]. Для этого он приготовил для тебя задания. Правильно выполняя задания, ты будешь получать шишки. А у мышонка есть волшебная копилка, в которую мы будем складывать эти шишки, и как только копилка наполнится, ты научишься правильно произносить звук [Ш]. А мышонку эти шишки пригодятся во время голодной зимы.

    Первое задание: 

    Л о г о п е д: Для того, чтобы правильно произносить звук [Ш] необходимо правильно дышать. А именно уметь плавно и длительно выдыхать.

 ( Схема). Необходимо сделать вдох носом, а выдох ртом, при вдохе животик округляется, надувается, при выдохе живот подтягивается к позвоночнику, выдох  должен быть длительным и плавным. Давай попробуем.

Ребёнок выполняет вместе с логопедом.

    Л о г о п е д: А сейчас мы  тоже самое попробуем сделать с мячом-фитболом.
Логопед показывает упражнение. (Исходное положение: стоя, мяч впереди в опущенных руках. Вдох – мяч поднимается вверх в положение над головой. Выдох – плавно опускается в исходное положение).

Затем это упражнение выполняется вместе с ребёнком.

    Л о г о п е д: Для того, чтобы  красиво произносить слова со звуком [Ш] необходимо развивать голос, мы немного попоём. Сейчас я тебе покажу, как это будет выглядеть.

Логопед показывает упражнение. (Исходное положение: стоя, мяч впереди в опущенных руках. Вдох – мяч поднимется в положение над головой. Выдох – наклон вправо, мяч в вытянутых руках над головой, одновременно с выдохом воздуха произносить звук [А] (а-а-а-а). Вдох – вернуться в положение: мяч в вытянутых руках над головой. Выдох – наклон влево, мяч в вытянутых руках над головой, одновременно с выдохом воздуха произносить звук [У] (у-у-у-у).

        Затем это упражнение выполняется вместе с ребёнком.

    Л о г п е д: Молодец, ты хорошо справился. Вот тебе 1-я ШИШКА.

А сейчас расскажи что  это за звук [Ш] и как его произносить. Вот символ звука [Ш].

Логопед и ребёнок садятся на ковёр. Мячи стоят в стороне.

    Р е б ё н о к: Звук согласный, глухой, всегда твёрдый, язычный – язык поднимается к нёбу и образует щель.
Характеристика звука [Ш] – 2-я ШИШКА.

Логопед и ребёнок произносят звук  несколько раз.
    Л о г о п е д: А сейчас мы покажем как мышонок шуршит сухими листьями. Прокатываем мяч вправо и соединяем звук [Ш] со звуком [А]: Ш-Ш-Ш-А и обратно – А-А-Ш-Ш, а затем прокатываем влево – Ш-Ш-Ш-У и обратно У-У-Ш-Ш. Молодец – 3-я ШИШКА.

    Л о г о п е д: Сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки»

Инструкция: Логопед называет слова со звуком [Ш], и без него. Когда названо слово со звуком [Ш], ребёнок должен один раз отбить мяч об пол, если звука [Ш] в слове нет, то ребёнок ничего не должен делать.

    Л о г о п е д: Посмотри с правой стороны у ковра я увидела шишку, это за то, что ты постарался. 4-я ШИШКА.

    Л о г п е д: А сейчас мы поиграем в игру «Назови слово».

Инструкция: Нужно назвать слово со звуком [Ш] и после этого один раз отбить мяч  об пол, передавая ход другому. (5-6 переходов хода). (Шапка, шуба, машина, мышка, кошка, ландыш, шоколад, плюшка, мишка…) Отлично, ты справился с этим упражнением – 5-я ШИШКА.

    Л о г о п е д:  А сейчас игра «Посчитай слоги».
Инструкция: Логопед  назвает слово со звуком [Ш], а ребёнок  отбивает об пол мяч столько раз, сколько слогов в слове (шипы, шёпот, душ, камыши, шашки, шишки, малыши, шея, уши…).

Молодец ты хорошо всё сделал и заработал ещё одну шишку. 6-я ШИШКА.

   Л о г о п е д: Следующая игра: «Найди место звука» или «Гусеница». Вот три колечка, на левом усики – это голова, т.е. начало, а третье колечко хвостик – конец и в серединке колечко. Где находится звук в слове, на то колечко нужно поставить мяч (лексика предыдущих игр). Молодец – 7-я ШИШКА.

Я думаю, что мышонок обрадуется, когда увидит шишки. Как ты думаешь, мышонок, какой? Давай расскажем о нём. Игра «Назови какой?»
Ребёнок прокатывает мяч вокруг себя и одновременно называет прилагательные или прокатывает вокруг мышонка (серый, маленький, добрый, быстрый, шустрый, смелый, смешной, умный, голодный, сытый…)

     Л о г о п е д: Молодец – 8-я ШИШКА.

Мышонок очень доволен. Только он не умеет считать. Давай посчитаем вместе с ним шишки.

    Р е б ё н о к: Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре…
    Закрепление звука в тексте.

    Л о г о п е д: А сей час давай расскажем мышонку стихотворение.
Упражнение на автоматизацию звука [Ш] и координацию речи с движением.
Носом – вдох, а выдох – ртом,        Произвольное дыхание, исходное

        положение стоя, мяч перед собой на полу.

Дышим глубже, а потом -                 Ходьба с высоким подниманием колена
Шаг, шагаем не спеша.                        вокруг мяча.
Как? Покажем малышам.                Спрятаться за мяч, придерживая его
Надевай ловчей калошки,                руками, встать.
Побежали наши ножки.                Бег вокруг мяча.
Ну так что ж, ну так что ж,                Сидя на мяче, развести руками сначала
Много есть у нас калош!                  вправо, а затем влево.

         3. Заключительная часть.        

    Л о г о п е д: Убежал мышонок , угодили мы ему, а тебе понравилось заниматься с мячами-фитболами?   Какие игры тебе понравились?

    Р е б ё н о к: Да, понравилось. (ребёнок рассказывает что ему понравилось).

   Л о г о п е д:А с какой звук мы произносили?

   Р е б ё н о к: Мы произносили звук [Ш].

  Л о г о п е д: В группе с воспитателем ты повторишь стихотворение «Калошки» и расскажешь его дома, договорились? Но при этом ты должен правильно произносить звук [Ш]. Давай ещё произнесём его «ш-ш-ш-ш-ш».

   

Список рекомендуемой и использованной литературы:

  1. Косинова Елена, Говорим правильно и красиво, ЭКСМО, Москва 2003.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.,  Дидактический материал по автоматизации звуков Ш, Ж,
    Ч, Щ,  – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.  Двигательный игротренинг для дошкольников. Санкт – Петербург, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Формирование  навыка четкого  произношения  звука  С  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, скороговорках, тексте....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....