Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР "Неожиданный гость"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Михайлова Валентина Павловна

Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование пространственных представлений и понятия предлога НА, посредством создания проблемной ситуации. В занятии учтена последовательность формирования пространственных представлений и мышления (наглядно-действенное, наглядно образное, словесно-логическое). Занятие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

ТЕМА:  «Неожиданный  гость»

Цель: Формирование пространственных представлений и понятия предлога НА, посредством создания проблемной ситуации.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширение знаний  о профессиях в детском саду;

- закрепить умение пространственно ориентироваться при соотнесении со словом «НА»;

- обучать детей, опираясь на схему, составлять простое предложение с использованием предлога НА.

  1. Развивающие:

- развивать умение синтаксически правильно строить простое предложение по действию с предметом и сюжетной картинке;

- формировать умение правильного употребления в речи предлога НА;

- закреплять умение зрительно ориентироваться в схеме предложения и в схеме предлога НА;

- формировать пространственные представления верх-низ, лево-право;

- формирование навыка фонематического синтеза (навыка чтения);

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы;

- развивать зрительное слуховое и восприятие, память, мышление;

- развивать координацию речи и движений, мелкую и общую  моторику.

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение оказывать помощь людям в трудной ситуации;

- воспитывать у детей умение слушать других и дожидаться своей очереди для ответа;

- воспитывать умение общаться по телефону.

Оборудование: мяч, панно для картинок,  схема простого предложения и предлога НА, сотовый телефон, кубики, теннисный шарик, мелкие фигурки животных, сюжетные картинки, медальоны с предлогом НА.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, изображающих людей разных профессий, которые присутствуют в детском саду, беседа о том какие функции они выполняют. Проведение экскурсии по детскому саду.  Изучение правил общения по телефону.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята скажите как называется наш детский сад?

Дети: «Калинка». Это наш детский сад.

Логопед: Правильно. Вы очень хорошо знаете, как называется детский сад в который вы ходите. Молодцы. А вы знаете, кто работает в детском саду, люди каких профессий? Сейчас я буду кидать каждому по очереди мяч, а вы назовёте профессии, только не повторяйтесь.

Игра с мячом: «Люди каких профессий работают в детском саду» (расширение словаря профессий, какие функции они выполняют).

Логопед: Ребята я вам загадаю загадку, а вы, пожалуйста, отгадайте её и скажите, о какой профессии я говорю:

Кто, когда придёте в садик, по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте, если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки, даст вам пластилин и краски,

Рисовать, лепить научит, ложки раздавать поручит?

Дети: Воспитатель.

Логопед: Молодцы. Ребята мы с вами познакомились с Настей, которая хочет стать воспитателем и учится в колледже. Она побывала в нашем детском саду в нашей группе и ей очень понравились, и вы ребята и наша группа. Давайте пригласим Настю в гости, на наше занятие?

Дети отвечают. Звонит телефон.

Логопед: Ребята, это она звонит, я включу телефон на громкую связь и мы с ней поговорим, пригласим в гости. (Здравствуйте.) Здравствуйте Настя.

Дети: Здравствуйте.

Настя: Здравствуйте ребята. Я так хочу с вами поиграть, можно прийти к вам на занятие?

Дети: Приходите к нам в гости.

Настя: Хорошо я сейчас приду.

Логопед: Ну что ребята ждём гостью, посмотрите друг на друга всё у нас в порядке с одеждой, а в нашей комнате.

Стук в дверь. Заходит Настя. В руках большая дамская сумка. На голове надеты очки.

  1. Ход занятия.

Настя: Ещё раз здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что пригласили меня. А какие вы красивые, ой вот только я вас разглядеть не могу. Представляете, торопилась, где-то очки потеряла, не смогла найти. Везде смотрела (поворачивается в стороны, заглядывает в сумку). Нигде нет моих очков.

(Дети подсказывают, что очки на голове. Анастасия смотрит в стороны, затем вниз под ноги.) Нет на голове очков.

Дети: Они на голове, сверху.

Логопед: Ребята, давайте покажем, поднимем руки вверх, на голову.

(Все поднимают руки вверх, а затем кладут себе на голову, чтобы показать, где очки. Анастасия находит очки).

Настя: Вот они. А я не поняла, где это «на голове».

Логопед: Приглашаем тебя Настя на наше занятие. Проходи. Какая у тебя красивая сумка, она будет мешать. Поставь её, пожалуйста, на стул и проходи.

Настя начинает засовывать сумку под стул, у неё ничего не получается, она охает.

Логопед: Ребята давайте подскажем, на стул это куда вверх или вниз, куда нужно ставить сумку?

Дети подсказывают, и помогают поставить сумку на стул.

Логопед: Молодцы помогли Насте, а сейчас присаживаемся НА стульчики и ты Настя вместе с нами, только не вздумай залазить под стул, сесть нужно сверху НА стул.

Дети садятся на места. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы как раз и будем говорить о маленьком слове НА. Вот посмотрите, у меня есть кубик и шарик, и я кладу шарик на кубик. Не вниз, не сбоку, не рядом, а наверх. И именно об это говорит маленькое слово НА. Схематично это слово обозначается вот так (схема предлога НА + слово НА). Мы с вами как раз прошли буквы Н и А и можем даже прочитать это маленькое слово. (дети хором читают слово НА).  У вас на столах в коробочках есть кубик и фигурки зверей. Возьмите из и поставьте фигурки  на кубик, НА – это значит положить наверх. Вот посмотрите у меня: бегемот стоит на кубике. А у тебя Анастасия? (Ответ). Ау тебя …(Имя ребёнка)? (Ответ) и т.д. Молодцы.

А на что ещё можно положить или поставить бегемотиков?

Настя:  Ребята давайте поиграем, сейчас пойдём на коврик и возьмём с собой бегемотиков.

Игра: «Найди место» (формирование пространственного представления о предлоге НА).

Ход игры: Ребята посмотрите вокруг себя и придумайте, куда можно положить бегемотиков. Например, я положу бегемотика на стол (на кровать, на стул, на пол, на ковёр, на полку, на книгу, на коробку и т.д.).

Дети придумывают и кладут бегемотиков, если ребёнок затрудняется или стесняется, то педагог помогает придумать. Дети оставляют бегемотиков на придуманных местах.

Настя: А сейчас я предлагаю вам ребята пройти на свои места, у меня для вас есть сюрприз.

Дети проходят на места. Настя из сумки достаёт пособие «Кот на цветке». Дети рассматривают его.

Настя: Я сейчас поставлю на панно схему предложения с предлогом НА, с этим маленьким словом, и мы с вами составим предложение про кота Ваську по схеме.  Все вместе составляют предложение по схеме: «Кот сидит НА цветке.» Давайте посчитаем сколько слов в этом предложении. (Один, два, три, четыре. Педагог показывает рукой на каждое слово отдельно).

А сейчас я вам раздам сюжетные картинки. И каждый составит по ним предложения по схеме. Педагог раздаёт картинки каждому ребёнку. Например, у меня «Лягушка сидит На грибе». Получилось предложение? Кто дальше составит?

Если ребёнок затрудняется, то педагог помогает составить предложение, подсказывая слово.

Логопед: Молодцы.  Ребята, какое маленькое слово мы сегодня произносили и ставили в предложение? Что обозначает это слово?

Дети: Слово НА. Нужно что-то положить сверху на что-то. (Если дети не говорят, значит педагог уточняет значение)

Настя: А сейчас давайте пройдём на коврик и поиграем

Двигательное упражнение. Проговаривание стихотворения с движениями.

        Платочки и шапки - на голове.

        Рубашки, футболки у нас на плечах.

        Ремень поясок носим на поясе.

        Носки и сандалики – они вот на ногах.

Итог занятия.

Настя: Ребята вот вам моя ладонь, и вы по очереди положите свою ладошку сверху на мою, и ты Настя. Мы с вами запомним,  что НА - это сверху, на чём-то.

Я вам приготовила небольшие подарки, это медальоны, вы их покажите своим родителям и дома составите предложения с маленьким словом НА.

Настя развешивает каждому ребёнку медальон.

Логопед:  Ребята вам понравилось занятие? Я очень рада.  Давайте скажем  Насте спасибо, и пожелаем, чтобы она училась хорошо снова и приходила к нам в детский сад.

Настя: Ребята я так рада, что побывала в детском саду у вас в гостях. Спасибо вам. До свидания, я больше очки не потеряю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....