План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ярославцева Марина Георгиевна

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. 

Предлог ПОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логокоррекционного

 занятия  в  старшей группе

по формированию грамматического строя речи

Тема: Предлог «ПОД»

Цели: 1) Учить понимать значение предлога «ПОД» и правильно употреблять его в речи, учить детей определять пространственное расположение предметов; закрепить умение употреблять в речи предлог НА.

2) Развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи;

3) Воспитание учебного поведения

Лексическая тема: Дикие животные. Мебель.

Оборудование: Схемы-символы предлогов НА, ПОД; 8 индивид комплектов схем предлогов НА, ПОД; карточки с сюжетными картинками, сюжетная картина «Звери в лесу», 8 вырезных бумажных снежинок, лист картона синего цвета, 2 кубика, инд.комплекты для составления схем  предложений, изображение Незнайки (можно куклу), предметные картинки диких животных.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас новое занятие, а вот о чем мы будем говорить на занятии, вы догадаетесь сами. Сегодня я ваш командир, отдаю приказы, а вы внимательно слушаете и быстро выполняете.

-Поднимите левую руку. Поднимите правую руку. Положите руки на колени. Положите руки на стол.

II.  Повторение пройденного материала.

1.    - Посмотрите в окно. На чем лежит снег? (На деревьях, на земле, на крышах, на машинах)

- Вот и к нам прилетели снежинки.  (Выкладываю их на стол) Возьмите по одной снежинке и положите на синий картон. Снежинки лежат наверху или внизу предмета?

- Если предмет находится наверху другого предмета, то какое маленькое слово мы используем? (Маленькое слово НА)  Вот знак-символ маленького слова НА. (показываю)   Догадались, о чем мы будем говорить на занятии?

-Мы будем говорить о маленьких словах и учиться правильно их употреблять.

2.    Рассказ.

- Послушайте  рассказ и постарайтесь заметить и запомнить маленькое слово НА..

На земле сидели 3 птицы и клевали зернышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички тут же взлетели. Синичка села на подоконник, голубь взлетел на крышу дома, а воробей – на забор. Никого не поймал хитрый котище.

- Где сидели птицы и клевали зерна?

- Куда сели птицы, когда их вспугнул кот?

- Какое маленькое слово использовали в этом рассказе?

III.  Объяснение нового материала.

3.  Объяснение новой темы. (Беру снежинки и кладу их под картон)

- Куда я положила сейчас снежинки? Они лежат наверху или снизу другого предмета?

- Когда предмет лежит снизу другого предмета, мы используем маленькое слово ПОД. Вот схема-символ маленького слова ПОД (вывесить на доску) Это очень важное слово.

- Вот у меня 2 кубика. (Даю 2 детям по кубику)  Положи кубик … стул. Понятно, куда положить?

А если я скажу, положи ПОД стул, станет понятно? И помогло нам маленькое слово ПОД. А ты положи кубик НА стул. Понятно, куда положить? Какое слово нам помогло в этом случае?

- Запомните, ребята, эти маленькие слова НА и ПОД.

(Со стола убираю снежинки, картон, кубики)

4. Составление предложений с предлогом ПОД

- Ребята! Незнайка тоже хочет узнать все о маленьких словах. Он мне рассказал, что однажды ходил в лес на фотоохоту. Он там фотографировал, помогите мне, кого? (Называют) (На доске уже висят картинки животных)

- Как мы их назовем одним словом? И вот он фотографировал животных, и вдруг начался дождь. Но животные успели спрятаться от дождя. Посмотрите на картину, найдите, куда спрятались животные, составьте предложение, кто где сидит и скажите предложение нам.

5. Составление схемы предложения.

- Тимур, повтори свое предложение. Давайте составим схему этого предложения. Вы с помощью карточек на столе, а я начерчу схему на доске мелом.

Разбор схемы: Сколько слов в предложении? Сколько черточек вы разложили? Читаем предложение. Как мы написали слово ПОД? Почему в начале предложения у вас такая небольшая вертикальная черточка? Что ставим в конце предложения?

Сложите все в КОРОБОЧКУ.

ФИЗМИНУТКА.

ПОД землей трудяга-крот    

Роет свой подземный ход.

ПОД скамейкой кошка спит.

Птичка ПОД кустом сидит.

Еж свернулся ПОД грибком.

Мы ПОД зонтиком идем.

Капли чаще капать стали

Мы ПОД крышу побежали

IV.  Закрепление нового материала.

6. Игра «Найди нужный предлог»

- Ребята! Я раздам карточки, на карточке 2 картинки. И даю Вам маленькие символы слов НА и ПОД. Это какое? А это? Под картинкой, где используется слово НА положите схему-символ слова НА, а под картинкой, где используется слово ПОД – туда положите символ слова ПОД.

Выполняете самостоятельно, я потом проверю.

ПРОВЕРКА.

Ребята! Покажите ту картинку, где используется слово ПОД. По очереди скажите мне, кто где находится, полным предложением.

V. Подведение итогов.

О каких маленьких словах мы сегодня говорили? Что означает слово ПОД?

Правой ладонью накройте ту картинку, где используется слово ПОД. Где оказались сейчас эти картинки? Сегодня хорошо работали… Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные:обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на во...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».

Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя речи.Закре...