Занятие по логоритмике для дошкольников 4-5 лет "В гостях у бабушки в деревне"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Михайлова Валентина Павловна

Коррекционно-развивающее занятие по логоритмике для дошкольников среднего возраста "В гостях у бабушки в деревне". Занятие проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем в музыкальном зале ДОУ. Лексическая тема "Домашние птицы". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

логоритмического занятия

для детей среднего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки в деревне»

                           Разработали:

                               учитель-логопед

                                                         Михайлова Валентина Павловна

                                                  музыкальный руководитель                                                                                                                    

                                                         Лунина Наталья Александровна

г. Новый Уренгой

2015г.

Занятие по логоритмике для дошкольников среднего возраста

«В гостях у бабушки в деревне».

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: Коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой, словом и движением.

Задачи:  Коррекционно-образовательные:

• формировать обобщённое представление о домашних птицах;

• развивать умение анализировать объекты, выделять существенные признаки.

               Коррекционно-развивающие:

• формирование длительного речевого выдоха;

• развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

• закреплять кинестетические ощущения на артикуляционный уклад звука [Л];

• развитие фонематического слуха и восприятия;
• развитие общих двигательных навыков и умений, согласование речи и движения;

• закреплять навык образовывать названия птенцов при помощи суффиксов –ят, -ат;

• развитие  памяти, внимания, образного мышления;

             • формирование музыкально-образного восприятия домашних птиц.

          Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать внимание к собственной речи;
• воспитывать заботливое, чуткое отношение к родственникам;

• воспитывать  положительное эмоциональное  отношение к логоритмическим упражнениям.

Оборудование: листы бумаги - «кочки» (блинчики);  декорация деревенского домика снаружи, скамейка, клумба с цветами; деревянные ложки по две каждому ребёнку,  схемы ритмического рисунка, презентация «Домашние птицы», маска  лисы.

Организационный момент.

Педагог: Я вам загадаю загадку, а вы разгадайте её!

Кто ставит на пятку заплатку, кто чинит и гладит бельё?

Кто дом по утру прибирает, разводит большой самовар?

Кто с младшей сестрёнкой играет и водит гулять на бульвар?

Чьи волосы снега белее, а руки в морщинках, сухи?

Кого я люблю и жалею, о ком сочинил я стихи?  (Бабушка)

         Ребята,  скоро наступит лето и многие из вас поедут  в деревню к бабушке, родным, знакомым, может быть кто-то останется в городе.

Я вам предлагаю сегодня совершить поездку в гости к бабушке и дедушке в деревню, чтобы не откладывать на лето. Мы с вами живём на Севере и очень часто к бабушке и дедушке нужно ехать очень далеко и долго.  Но мы с вами полетим на самолёте, это же гораздо быстрее.

  1. Упражнение «Самолёт».

Летит самолёт высоко-высоко,                 Дети поднимают руки в стороны, изображая 

Ему на посадку зайти не легко!                крылья. Идут по кругу.

Дети с поднятыми в сторону руками  бегают по кругу,  изображая полёт и пропевая звук [Л-Л-Л-Л-Л](формирование длительного речевого выдоха).

Лётчик за кругом делает круг…                На месте поворот с руками-«крыльями» в

Ему самолёт и товарищ, и друг!                правую сторону, затем в левую.

На взлётную полосу сел самолёт,                 Дети останавливаются лицом в круг.

Вперёд побежал – и закончен полёт.        Два шага в круг с опущенными руками.

Двери открылись, под трапом земля.        Повернуться на 180° и сделать два шага из                                                                     круга.

И пассажиров встречают друзья.                Развернуться в круг.

                                                                                  Перевод с немецкого О. Асписовой.

Педагог: Мы вышли из самолёта, а самолёт взлетел и полетел дальше. Давайте его проводим. (Произнесение звука [Л-Л-Л] сначало громко, затем тише и тише) .  До дама бабушки с дедушкой мы пойдём пешком

  1. Двигательные упражнения «В гости» (в сопровождении музыки).

К деду, к бабушке опять                Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём                Ходят «змейкой» между «кочками».

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                        Бегут на носочках.

И к дому побежали.

Ноги выше поднимаем,                Ходят высоким шагом по кочкам.

И на кочки наступаем.        

И снова по дорожке                        Маршируют.

Мы весело шагаем.        

  1. Эмоциональная зарядка (развитие мимической мускулатуры):

Педагог: Бабушка и дедушка как обрадовалась увидев нас?  (улыбаемся, руки в стороны).

Пес Палкан,  как обрадовался?  (улыбаемся, показываем зубки – «Заборчик», хвостиком виляем).

Кот Васька вспомнил, как его за  хвост таскали, обрадовался? (закричал: мяу-х-х-х сердито)

Петух, которого палкой гоняли, обрадовался? (сдвинул брови, сердито заворчал: ко-ко-ко)

Внуки гусей увидали, как испугались? (ой-ой-ой).

Пригласила бабушка  внуков в дом.

  1. Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки).

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Педагог: Собрались внуки гулять, но вдруг на улице пошёл дождик.

  1. Попевка «Кап-кап-кап» (игра на деревянных ложках).

Дети играют на палочках, пропевая текст и отстукивая ритм на слова «кап-кап-кап»

(ритм показывает педагог, отстукивая палочками или схема)

        Дождик, дождик, что ты льёшь?

        - Кап-кап, кап-кап-кап!        Кап-кап, кап-кап-кап!

        Погулять нам не даёшь?

        - Кап-кап, кап-кап-кап!        Кап-кап, кап-кап-кап!

        Очень мы хотим гулять.

        - Кап-кап-кап, кап-кап-кап!         Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

        Через лужицы скакать!

        - Кап-кап-кап, кап-кап-кап!         Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Педагог: Но тут налетел  Ветерок,  подул, тучи разогнал.

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветер» по методу  Б.Толкачёва.

Дети на выдохе продолжительно тянут звук [У] делая круговые движения руками.

        Ветер воет: «У-у-у…

        Очень скучно одному-у-у-у…

        Песню я пою-у-у-у

        Тучи разгоню-у-у-у…»

Педагог: Ура, дождь закончился. Все идёи гулять

  1. Игра на развитие внимания «Лужа».

        Дети бегут друг за другом, на удар бубна прыжок на двух ногах вперёд («перепрыгивают через лужу»).

Педагог: Попали внуки на птичий двор, а там много разных домашних птиц и ходят они целыми семьями. Это и куры, петух и цыплята; утки и утята;  гусь, гусыня и гусята, индюк, индюшка и индюшата. Сейчас мы покажем как ходят и как кричат домашние птицы.

  1. Подвижная игра «Домашние птицы»

Наши уточки с утра -                 (Идут по кругу вперевалочку, 

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!                подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -                 (Идут по кругу, вытянув шеи вперёд

Га-га-га! Га-га-га!                        и отставив руки-«крылья» назад.)

Наши курочки в окно -                 (Останавливаются, встают лицом в

Ко-ко-ко!  Ко-ко-ко!                        круг, бьют руками по бокам.)        

А как Петя-петушок                        (Встают  спиной в круг, вытягивают

Раным-рано поутру                        шею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

9.Упражнение для мышц шеи «Петушок»
Педагог.
            Петя, Петя-петушок 

Наклоны головы вправо-влево.
             Целый день учил стишок. 
           А запомнил он строку
Наклоны головы вперед-назад.
            Лишь одну — «Ку-ка-ре-ку!» (В. Данько) 
На последнее слово — на каждый слог ударять руками по бедрам.
10. Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями.
Дети.
                Наша курочка гуляла, 
Поставить правую руку локтем на ладонь левой. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз и поднимать вверх.
                 Травку свежую щипала
Пощипать пальцами бедра. 
                  И пила водицу прямо из корытца. (Л. Савина)
Сложить ладошки «чашечкой». Подносить их ко рту и опускать вниз.
11. Массаж ног «Курочки и петушок» под рус. Нар. Мелодию «Ах вы,
сени» 
(см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 17)
Педагог.
                  Наседка нередко ругала цыплят:

Поглаживание подъема ноги.
                  «Кончайте клеваться, кому говорят! 
Массаж щиколоток.
                  Кто много клюется, тот мало клюет, 
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
                  Кто мало клюет, тот плохо растет, 
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
                  Кто мало растет, тот болен и худ, 
Поглаживание ноги ладонями.
                  Кто худ и бессилен, того заклюют!» (В. Берестов)
Поглаживание коленок.
12. Упражнение «Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
                    Я индюк «балды-балда».
                     Разбегайтесь кто куда.

13. Пальчиковая гимнастика «Утята».

Первый, второй – шли утята.                Поочерёдно сгибать пальцы

Третий четвёртый – за водой.                Рук, начиная с  большого,

А за ними плёлся пятый,                        а со слов «пи-пи-пи»

Позади бежал шестой.                        Ритмично сгибать и разгибать

А седьмой от них отстал,                         пальцы обеих рук.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался, громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

14. Подвижная игра «Цыплята и коршун»
«Коршун» стоит в стороне. Дети-«цыплята» идут за «курочкой» под песню:
                Курочка, курочка, курочка рябая по двору идет,
                Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток
                За собой ведет.
                — Вы не убегайте далеко!
                Зернышки ищите, ко-ко-ко!
Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки». Потом мама-«курочка» говорит:
                Вдруг откуда не возьмись, 
                Коршун злой появись! 
«Цыплята» приседают и замирают, «коршун» старается найти того, кто пошевелился. 
15. Релаксация (звучит «Колыбельная»)

Педагог: 
               Наши ножки устали, 
Садятся на ковер и поглаживают ноги.
               Они прыгали, скакали. 
               Наши ручки устали,
Поглаживают руки.
              Они хлопали, играли. 
              Глазки закрываются, 
              Реснички опускаются.
Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку.
               Глазки засыпают, дети отдыхают.
               Глазки открываются,  дети просыпаются. (Н. Нищева) 
Спокойно встают и тянутся за руками вверх.

Педагог: Мы сегодня побывали в гостях у бабушки. С кем мы встретились, кого увидели? Давайте вспомним,  как называются птенцы у курочки, у утки, у гусыни? А как

называются птенцы  у индюка и индюшки? (Ответы детей).  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, как вы думаете, бабушка скучает по своим внукам? Конечно, скучает. Поэтому не забудьте написать бабушке и дедушке письмо или позвонить по телефону, или поговорить с ней в программе Skype. Договорились. До свиданья, до следующей встречи.

Литература:

1. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи – СПб., 2004.

2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слогвовой структуры слов у детей. Стр. 26, 32. – СПб., 2001.

3. Картушина М.Ю. Логопедические занятия в детском саду.  – М., 2004.

4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. Стр. 23, 110, 118. – М., 2005.

5. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. - М., 1999.

6. Форум музыкальных руководителей. – Режим доступа: http://muz-ruk.ucoz.ru/forum/94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке в деревню»

Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и                 птицах.Задачи:...

Занятия с элементами логоритмики "Признаки осени" "По грибы да по ягоды" "У бабушки в деревне (овощи и фрукты)" "По сказке Репка"

Цикл занятий с элементами логоритмики. Можно проводить в утренние часы вместо утренней гимнастики один раз в неделю....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе "В гостях у бабушки в деревне".

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во 2ой младшей группе " Вгостях у бабушки в деревне". Разработчик, составитель, автор: воспитатель МДОУ д.с. №29 "Росинк...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»...

Конспект занятия по окружающему миру для детей младшей группы "В гости к бабушке в деревню"

Конспект занятия по окружающему миру для детей младшей группы "В гости к бабушке в деревню"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «В гости к бабушке в деревню. Домашние животные»

Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошко...