«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии на тему

Волокитина Ольга Михайловна

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких составляющих: лексики, грамматики, фонетики, звукопроизношении. Высшей ступенькой человеческой речи считается связная речь – умение четко и правильно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_volokitina.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития  связной речи  у детей   с общим недоразвитием речи»

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких составляющих: лексики, грамматики, фонетики, звукопроизношении. Высшей ступенькой человеческой речи считается связная речь – умение четко и правильно излагать свои мысли.

 Одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка являются умения детей пользоваться в общении правильной речью, уметь понятно выражать свои мысли, чисто и выразительно говорить на родном языке. Взаимопонимание между людьми в процессе общения обеспечивают связные смысловые развернутые высказывания. Одной из  важных  задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), по мнению  В.П.  Глухова, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Уровень  овладения  связной речью,  напрямую связан с дальней успешностью обучения детей в школе. Такие учебные навыки как  адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения —  требуют достаточного уровня развития связной  диалогической и монологической речи. Недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического- грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи вызывают значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР.  Дополнительные затруднения создают  в овладении связной монологической речью связанны с наличием  у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.)  

    Связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.  По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи»                                    Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. 

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.Г. Винокур и др.).

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.  Монологическая речь является  особым видом речевой деятельности, который отличается спецификой выполнения речевых функций. Такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства    используются в ней  и обобщаются.

Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. 

Основными видами, в   которых осуществляется монологическая речь, в старшем дошкольном возрасте являются описание, повествование и элементарные рассуждения.  К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за реализацией смысловой программы и использованием языковых средств.

Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

Характеристики этапов  формирования связной речи

Раннее развитие речи-

3 летний возраст

Характеризуется  ситуативно-экспрессивными  высказывания.   Речь носит ситуативный характер - понятна только в  в конкретной ситуации .

Ребенок использует: слова, звукоподражания, жесты, мимику

В 4 летнем возрасте

Активно используют распространенные предложения. Сложные предложения составляют 11 % к общему числу предложений.

Могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихи.

В 5 летнем возрасте

Дети проявляют высокую речевую активность, задают много вопросов.  

Присутствуют все придаточные предложения кроме определительного. Используют разные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.   Умеют пересказывать короткие рассказы. Формируются умение выделять главное, определять части рассказа.  Размер рассказов 20-25 слов.

6 лет

Способны рассказать об увиденном, объяснить причинно-следственные связи, составить рассказ по картине, серии картин, отличать фантастическое высказывание от обычного рассказа.  Охотно придумывают самостоятельно рассказы и сказки.

Обращаясь к Федеральному государственный образовательный стандарту  дошкольного образования  к П 2.11.2.,  в котором говорится  о части образовательной  Программы дошкольного учреждения,  которая формируется участниками образовательных отношений. Напомню, ч то   эта часть может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

 Основная цель  ООП ДО при реализации  образовательной  области  учителем-логопедом «Речевое развитие»,  это  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

 Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Программы  и авторские технологии  «Развития связной речи у детей с ОНР»

1. ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Авторы   программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Москва «Просвещение» 2008

УМК

2. Т.Б.ФИЛИЧЕВА, Г.В.ЧИРКИНА ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА.

3. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80с.

4. Т. Б. Филичева Г. А. Каше МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: пособие для воспитателей и логопедов

5. Н.С. Жукова. Логопедия.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург Издательство «Учимся играя» -1998 – 320 стр.

6. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург. 2000.

7.  Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов   и   студ.   дефектол.   фак.   пед.   вузов   /   Под   ред.  Л.С. Волковой:   В   5   кн.   —   М.:   Гуманитар.   изд.   центр  ВЛАДОС, 2007. — Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее   недоразвитие   речи:   Нарушения   речи   у   детей   с   сенсорной   и   интеллектуальной   недостаточностью.   — 479 с.

8.  Глухов В.П  «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ»

9. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73.

10. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с. — (Логопед в ДОУ).

11. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

12. Граб Л.М. «Творческое рассказывание детей 5- 7 лет». Волгоград издательство «Учитель» – 2010 год -136 стр.

Авторская технология Ткаченко Т.А.

13. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 5- 7 лет» М.: Издательство «Ювента» – 2007 год.

14. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил.

15. Ткаченко Т. А. «Логические упражнения для развития речи» М.: «Книголюб – 2005 год 56 стр.

16. ТКАЧЕНКО Т.А. КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ у ДОШКОЛЬНИКОВ. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с.+ 8с. цвет, вклейка. (Практическая логопедия.)

17. ТКАЧЕНКО Т.А.    «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)

Авторские технологии

18. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. «Фразовый конструктор»  М.:  Издательство «Книголюб» – 2000 г.

19. Арбекова Н.Е. «Развитие связной речи у детей 6 -7 лет с ОНР» (Альбом 1,2,3)М.: Издательство Гном 2010

20. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Обучение связной речи детей. Картинно графические планы рассказов» - (Система работы 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) М.:  Издательство «Скрипторин»- 2013

21.  Брежнева Елена, Брежнев Николай  «Хочу все знать» М.: Издательство:  «Владос»2006

22. Белоусова Л. Е. Научится пересказывать? Это просто! СПб.:  «Литера»,  2009 – 64 с.

23. Волкова Ю.С. «Опорные схемы для составления рассказов описаний»

24. Воробьёва Т. А.Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).

25. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

26.  Громова О.Е. Стимульный материал для развития связной речи у детей раннего возраста» М.: ТЦ «Сфера» 2004 г.

27. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232

28. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет».— СПб.: Паритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.

29. Новиковская О.А. Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках. Спб.: Сова,  2011- 224

30. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет.— СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.

31. Дубинина Д.Н. «В мире сказок» Минск,  Издательство «Высшая школа» 2005 – 32 стр.

32. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 32 с. — (Слова — в словосочетания, словосочетания — в предложения).

33. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  «Развитие связной речи у детей 5- 7 лет. Сценарии игр и развлечений» м.: Иддательство «Гном и Д» - 206, 64 стр.

34. Кныш В.А.  «Развиваем речь» в 2 частях Мозырь, «Белый ветер», 2013.   74 стр.

35. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - САНКТ-ПЕТЕРБУР «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  2009 – 64 стр.

36. Проталинка : звонкая капель : учебно-методическое пособие / [С. Л. Плешкова и др.] ;  под общ. ред. Т. В. Пятница. - Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2007. - 203, [3] с, 16 с. ив. прил. : ил.

37. Пятница Т. В. , Прончак Т.И. «По секрету всему свету расскажу. развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Мозырь – Белый ветер – 2012 – 62 стр.

38. Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1, 2, 3. Методические рекомендации. - М.: Книголюб, 2008. — 8 с. (Развитие связной речи.)

39.  Чистякова О.В.  «Составляем рассказы по картинкам» Санкт-Петербург издательство «Литера»– 2009

40.  НИЩЕВА Н.В. «РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ:  Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей  дошкольного возраста» САНКТ-ПЕТЕРБУР «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  2002


Требования к результатам освоения ООП ДО

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи

Одним из аспектов коррекционно-воспитательной работы является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция ...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имею...

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...

Особенности словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

Проблема отставания детей в формировании грамматического строя речи становится всё актуальнее. Особенно большие трудности дети испытывают при словоизменении существительных, глаголов и прилагательных....