Особенности словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Малышева Ксения Андреевна

Проблема отставания детей в формировании грамматического строя речи становится всё актуальнее. Особенно большие трудности дети испытывают при словоизменении существительных, глаголов и прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_slovoizmeneniya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в  образовании имен прилагательных и существительных, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств. У этих детей отмечаются нарушения словоизменения, как прилагательных и глаголов, так и существительных.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала. (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.)

Развитие функции словоизменения у детей с общим недоразвитием речи протекает в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, но с рядом особенностей. Во-первых, это темп усвоения: дети с недоразвитием речи гораздо медленнее усваивают грамматический строй языка. Во-вторых, в речи этих детей имеются специфические аграмматизмы и нарушения формирования связей слов в словосочетании ли предложении.

Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объём внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий

Такие учёные, как Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, С. Н. Шаховской, занимавшиеся этой проблемой, отмечали  следующие нарушения грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи:

  1. неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (рисует ручка, красный яблоки, много ложков);
  2. неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два девочек);
  3. неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (ребята играет, она пришёл);
  4. неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (собака прибежали);
  5. неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, из чашка).

В исследовании речи детей отмечается множество аграмматизмов, например игнорирование беглой гласной – лёд-лёды, сон-соны, воробей-воробеи, чередования согласных – ухо-ухи, бежит-бегёт, наращения или изменения суффиксов друг-други, стул-стулы, котенок- котенки, закрепление ударения за определенным слогом в слове – стол-стОлы. А так же дети допускают ошибки в использовании супплетивных форм словоизменения, ребёнок-ребёнки, человек-человеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи

Одним из аспектов коррекционно-воспитательной работы является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция ...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имею...

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование системы словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности во многих аспектах обучения и развития. Одной из важнейших задач для таких детей является формирование системы словоизменения. Сл...