ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Артюхина Наталья Станиславовна

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ВНИМАНИЯ  У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ

                                                               Н.С. Артюхина, воспитатель

        

ГБДОУ №8 Пушкинского района, Санкт-Петербург, Россия

В течении жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания:

- внешнее (направлено на окружающее);

- внутреннее (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

В основе классификации лежит уровень волевой регуляции.

Выделяется внимание:  

- непроизвольное. Возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение. Непроизвольное внимание  является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. 

- произвольное. Произвольное внимание управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

У дошкольников в норме преобладает непроизвольное внимание, вследствие несформированности мозговых структур, которые созревают к 12-13 годам. Произвольное внимание также зависит и от воспитательных процессов. Внимание детей основывается на привлекательности интересующих предметов, объектов, на положительных эмоциональных переживаниях.  

Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от:    - состояния здоровья;

- соблюдения режима дня;

- требовательности ребёнка со стороны взрослого;

- уровня развития интересов ребёнка и его психической активности;

- индивидуальных особенностей ребенка.  

Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода - важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.

Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, когда каждый отдельный акт внимания возникает лишь в том случае, если действие контроля становится умственным и сокращенным.

 Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания.

По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

В.И. Селиверстов к нарушениям внимания у детей с общим недоразвитием речи относит:

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенную отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению на экспериментатора (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно (по сторонам), осуществляет действия, не связанные с выполнением задания. Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Итак, в течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

 У детей с ОНР характерными особенностями внимания являются:

-нарушение функции произвольного внимания;

-недостаточная концентрация на существенных признаках;

-отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

-низкий уровень развития основных свойств внимания;

-у некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

 -дети испытывают трудности в планировании своих действий, с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

-стабильность темпа деятельности имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Литература:

1.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000. 2.Психологический словарь. И.М. Кондаков. – Питер, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....