Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.
статья на тему

        В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, связанные с результатами данной деятельности в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

   

Развитие и укрепление здоровья детей

 во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом

 у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

        В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, связанные с результатами данной деятельности в дошкольном учреждении.

        Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно –полезным трудом.

        В последние десятилетие в российском образовании появился новый термин «децелерация» означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес «акселерации»). Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребёнка к обучению в школе, но и создать максимально благоприятные условия для формирования гармоничного физического развития ребёнка. О полноценном качестве образования, можно говорить только тогда, когда в нём присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая.

         Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения», А.Н. Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний). Итак, существуют различные мнения по данному вопросу.

Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В.Д.Сонькина, - это:

  • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация образовательного процесс ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

        Педагоги нашего ДОУ придерживаются мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

        В деятельности учителя – логопеда в дошкольном учреждении здоровьесберегающей составляющей уделено особое внимание. Это создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

          Компьютеры в школьных классах уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. В нашем дошкольном учреждении современные информационные технологии все плотнее входят в жизнь, так, как дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

         Прежде всего, это эмоциональный настрой перед образовательной деятельностью с элементами психогимнастики, несколько динамических пауз в течение занятия, обязательное проведение упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз.                        

        Эмоциональный настрой – встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом – способны заворожить детей. «До тех пор пока ребенок не пережил красоты слова, музыки, природы – нельзя начинать обучение» - это слова В.А. Сухомлинского. И особенно необходимо в начале занятия, чтобы сразу  же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя. Для создания соответствующего настроения мы используем музыку, стихи, картины (компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, телевизор) и называем «минутами вхождения в занятие», где каждый ребенок по – своему воспринимает окружающий мир, и мы стараемся создать условия для развития их чувств.

       Например. На фоне лирической музыки, слайда (природа, отрывок из любимого мультфильма): «Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиду, злобу, забудьте о них. Вдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».

      Или: «Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение? Надо улыбнуться». Звучит музыка. Песенка «Улыбка» - «Я хочу поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом».

        Динамическая пауза или физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанные с тем, что дети сидят во время организованной образовательной деятельности. Проводятся две динамические паузы: одна около столов, вторая -  на ковре. Физкультминутки обязательно проводятся в сочетании движений с речью. Для детей с общим недоразвитием речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь, как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а звук и движения знакомых сказочных героев, а также наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

        Обязательным элементом коррекционной работы с детьми  с общим недоразвитием речи, является зрительная гимнастика. После зрительной работы, во время проведения образовательной деятельности, таких как рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, выполнении работы в тетради, необходима зрительная гимнастика. Во время проведения выполняем разнообразные упражнения – движения глаза (голова неподвижна): вправо – влево; вверх – вниз; далеко – близко (удалять и приближать предмет); по кругу – слева направо; по диагонали – сверху вниз. Предмет для зрительной гимнастики используется крупный и яркий. Демонстрируется он на проекторе в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.

         У детей при ряде речевых нарушений отмечается отклонение в развитии движений пальцев рук, так как это тесно связано с речевой функцией. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН под руководством М.М.Кольцовой установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкий движений пальцев рук. Тренировка этих движений рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание детей – такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, позволяет предельно мобилизовать их внимание.        

       При планировании образовательной деятельности необходимо  осуществлять тесную взаимосвязь между темой занятия и подбором упражнений для динамических пауз, пальчиковой и зрительной гимнастикой. Например, тема занятия: «Звук К» - динамическая пауза «Бегал по двору щенок»; пальчиковая гимнастика «Ак – ак – ак, вырос в поле мак»; гимнастика для глаз «Раз паук на лук и мак сеть повесил, как гамак».

         При анализе здоровьесберегающей деятельности во время проведения образовательной деятельности отмечена динамика таких показателей, как: снижение уровня тревожности и случаев возникновения рецидивов; повышение уровня адаптированности в социуме.

          Системное использование специальных форм  здоровьесберегающих технологий и ИКТ, несомненно, способствует позитивному изменению всех сфер организма дошкольников, что приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников:

  • улучшение соматических показателей;
  • стабилизация психологического, эмоционального благополучия;
  • улучшению функционального состояния дошкольника;
  • активному стимулирующему воздействию речевых зон коры головного мозга, что положительно  сказывается  на  исправление речи детей.

         Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со  сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

  1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства /Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. _С.114 – 117.
  2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников [  Текст ] / Н.Л.Новикова. – М.; 1999.
  3. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.- 2005.- №4. - С.61-65.
  4. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты [Текст] / Е.А.Лапп. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
  5. Овчинникова Т.С. О состоянии системы здоровьесбережения в ДОУ компенсирующего вида. //Логопед в детском саду. – 2007. - №10. – С.14 – 17.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".

Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...