Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Алдергот Ольга Вениаминовна

Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aldergot_statya_redakt._2015.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Алдергот,

воспитатель,

 МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка» (г. Бийск)

Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.


    Освоение родного языка является ценнейшим приобретением ребенка дошкольника и определяется в современных условиях как основа воспитания и обучения детей. «Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности» (l. c.4). Исследованиями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике установлено, что  обучение пересказу, является важнейшим этапом в формировании связной монологической речи детей. При обучении пересказу обогащается словарный запас, развивается восприятие, память и внимание. Кроме того, улучшается структура речи, произношение, закрепляются алгоритмы построения предложения и целого текста. В то же время применение высокохудожественных текстов детской литературы дает возможность эффективно реализовывать работу по развитию «чувства языка» — внимания к грамматической, лексической и синтаксической сторонам речи. На современном этапе актуальность этой проблемы увеличивает в связи с повышением численности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Актуальность проблемы позволила выразить цель работы.

Цель работы: Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.

Задачи:

1. Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки - «иллюстративное панно» и т.д.).

2. Учить соблюдать  связность и последовательность изложения при пересказе произведения  по наглядному действию.

3. Формировать умение соблюдать грамматические нормы  родного языка.

4. Упражнять в  моделировании сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.

5. Развивать у детей способность выражать личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимать художественное слово.

6. Закреплять умения самостоятельно  пересказывать знакомые произведения в детском саду и дома.

7. Привлечь родителей к изготовлению развивающего наглядного материала и  его использованию при обучению пересказу в условиях семьи.

Для решения поставленных задач на начальном этапе была использована диагностика, предложенная  Л.Н.Ефименковой, позволяющая выявить способности ребенка пересказывать короткий текст. Пересказы, составленные дошкольниками, разбирались с учетом следующих показателей: раскрытие темы; лексико-грамматическое оформление пересказа; смысловая целостность и последовательность высказываний; выразительность речи (образность и эмоциональность); степень самостоятельности при составлении пересказа.

Как показали результаты диагностики уровень способностей пересказывать текст у детей низкий. Дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, путают события, не заканчивают фразы.

Для того чтобы более дифференцированно подойти к данной проблеме изучила работы современных педагогов: В.П.Глухова, О.С.Ушаковой, Л.Н Ефименковой. Исходя из результатов мониторинга, изученного методического материала, определила основные направления работы по обучению детей пересказу и подобрала литературные произведения.

На первом этапе использовались небольшие тексты с повторяющимися  сюжетными моментами. Дети овладевали навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал:

- с использованием фланелеграфа;

- с опорой на серию сюжетных картинок;

- с опорой на предметные картинки - «иллюстративное панно»;

- пересказ по наглядному действию (В виде простой драматизации - этот вид работы очень нравился детям.)

На втором этапе по мере накопления необходимых знаний и опыта объем текста был увеличен и изменены специальные, вспомогательные приемы:

- пересказ с опорой на одну сюжетную картину;

- прием моделирования сюжетом произведения с помощью условной наглядной схемы (для ее изготовления использовались блоки - квадраты, которые заполнялись силуэтными изображениями после чтения и анализа текста);

- использование диафильма.

На третьем этапе при обучении пересказу эффективным являлся прием использования детского рисунка (После разбора текста дети выполняли рисунок на любой фрагмент рассказа, далее самостоятельно пересказывали часть произведения, опираясь на свой рисунок).

В ходе работы по обучению пересказу были получены следующие результаты Дети:

- полностью передают содержание текста, пересказывая   с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки - «иллюстративное панно» и т.д.);

- соблюдают связность и последовательность изложения при пересказе произведения  по наглядному действию;

- соблюдают грамматические нормы  родного языка;

- моделируют сюжет произведения с помощью условной наглядной схемы;

- выражают личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимают художественное слово;

- самостоятельно  пересказывают знакомые произведения в детском саду и дома.

Родители воспитанников активно участвуют в изготовлении развивающего наглядного материала (пальчиковый театр, театр теней, театр масок) и используют его при обучению пересказу в условиях семьи. Кроме этого в  группе оформлен театр – фланелеграф, изготовлены атрибуты для игр – драматизаций, созданы картотеки "Иллюстративные панно", "Мнемотаблицы" с учетом лексических тем.

И в заключение необходимо подчеркнуть, что достигнуть таких высоких результатов удалось только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и участию родителей в коррекционном процессе.

Литература.

1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст]/ В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)

2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. - 320 с.

3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. [Текст]/ Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. -  112 с.

4. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.Р. Шашкина. - М: Издательский центр  «Академия», 2003 . - 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".

Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...

План по самообразованию "Развитие пальчиковой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник рисования"

Целью данного плана является совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства, овладение новыми формами, методами и приёмами обучения детей нетрадиционным техникам рисования....