Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Желнова Наталья Леонидовна

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются возможности использования интерактивных технологий, основные методы и приёмы интерактивного общения, используемые  на логопедических занятиях.

В качестве приложения в методической разработке представлены  конспекты занятий, примеры игр, развивающих заданий, обеспечивающих интерактивное общение.

Данные разработка может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям, психологам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска

             ___________________________________________________________________________

446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.

тел/факс:(84670)2-19-04; E- mail:solnyichko2008@yandex.ru

www.solnyshko-mdou.ucoz.ru

Методическая  разработка

«Формирование коммуникативных навыков у детей

с общим недоразвитием речи

через использование интерактивных технологий»

Автор:

учитель-логопед

Желнова Наталья Леонидовна

Нефтегорск 2015

Содержание

Введение

2

Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи

5

Методы создания благоприятной атмосферы, организация коммуникации между детьми, оперативное их включение в деятельность, организации коммуникации

7

Методы для развития индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыследеятельности, смыслотворчества.

8

Методы рефлексивной деятельности

10

Варианты интерактивных игр

11

Заключение

13

Приложение

16

Аннотация

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются возможности использования интерактивных технологий, основные методы и приёмы интерактивного общения, используемые  на логопедических занятиях.

В качестве приложения в методической разработке представлены  конспекты занятий, примеры игр, развивающих заданий, обеспечивающих интерактивное общение.

Данные разработка может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям, психологам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи.

Введение                  

В связи с утверждением и введением в действие ФГОС ДО в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными организациями встала задача по поиску инновационных методов для качественной организации воспитательно-образовательного процесса. 

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.

Ввиду того, что сейчас в образовательном процессе дошкольного образования идет «отказ от традиционной формы в виде структурированных занятий и переход к другой организационной модели, которая предполагает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей, предъявляются особые требования к работе педагога», использование интерактивных технологий, как нельзя лучше помогут в решении этой задачи.

На современном этапе развития социума в педагогике, в том числе и коррекционной, возникает необходимость использования инновационных технологий.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и приёмов обучения.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где  «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.   Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой»

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Наиболее трудоёмкими по организации и сложными, как для логопеда, так и для самих воспитанников, являются занятия по развитию связной речи и коммуникативных навыков у детей.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.

Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог – ребенок, ребенок – ребенок. При этом педагог и ребенок – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения дети учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Актуальность данной разработки состоит в том, что с одной стороны, возникает необходимость использования различных интерактивных методов в коррекционной работе по развитию связной (диалогической) речи у детей с общим недоразвитием речи, и зачастую ограниченным использованием интерактивных методов педагогами на занятиях, с другой стороны.

Данная методическая разработка может быть полезна не только логопедам, но и дефектологам, педагогам-психологам, а так же воспитателям логопедических групп с целью формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

В разработке представлены различные средства и приёмы (игры, развивающие задания) интерактивных методов обучения, используемых на занятиях по развитию коммуникативных навыков, а также примерные планы-конспекты НОД.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),   аквариум, большой круг, дерево знаний.

Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи

 «Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая  в паре, дети совершенствуют  умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное  обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного  возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы  используется  интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь,  которая побуждает их к  взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом  общественности». Интерактивная технология  «Аквариум» заключается в том, что несколько детей  разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как  аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной  деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они  выполнили задание, дети слушают, анализируют  и дают оценку. 

Метод «мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Методы создания благоприятной атмосферы, организация коммуникации между детьми, оперативное их включение в деятельность, организации коммуникации

Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»

Проводится со всей группой одновременно, можно в парах. Педагог просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.

Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).

Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).

Скажем «Здравствуйте» кивком.

Станет радостней кругом.

Все произносят хором «Здравствуйте»

Игра – приветствие «Улыбка»

Можно использовать перед любым занятием. Для игры дети объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова:

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Улыбнись мне,

А я – тебе.

После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет педагог.

 «Поменяйся местами»

Все участники взаимодействия садятся в круг. Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:

  • уже проснулся;
  • хочет заниматься;
  • пил на завтрак чай;
  • добирался до д/сада пешком;
  • добирался до д/сада на машине;
  • у кого хорошее настроение;
  • у кого есть что-то красное (желтое и т. п.) в одежде;
  • хочет общаться и т. д.

«Заверши фразу»

Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А знаете ли вы...», «Если бы я был заведующим, воспитателем, логопедом ...» и т. п.) и предлагает детям без какой-либо подготовки закончить ее. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.

Методы для развития индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыследеятельности, смыслотворчества.

«Цветные фигуры»

Задачи:        Развитие индивидуального сознания, «Я-концепции», ценностных ориентации воспитанников через организацию их мыследеятельности, смыслотворчества, самоидентификацию.        

Реализация метода начинается с объяснения педагогом правил его осуществления: из множества фигур участник выбирает одну и объясняет свой выбор. Педагог раскладывает все имеющиеся у него цветные фигуры на столе или на полу в центре круга, где расположились участники.

Каждый из участников выбирает одну из фигур, которая по форме и цвету соответствует индивидуальности участника, его сегодняшнему душевному, эмоциональному состоянию. Выбирает одну из фигур и педагог.

Через 2-3 мин педагог предлагает каждому из участников объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры? Начинает обычно педагог, задавая своим рассказом определенный алгоритм объяснения выбора.

Затем каждый из участников по кругу (поочередно) объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру.

Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой нарисован предмет. Эта карточка и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту логику. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке. Все карточки — звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что на них нарисовано. После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки — одну слева, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», рас положения ее звеньев. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой последовательности,  объясняя ее логику). Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо несколько участников) логику расположения звеньев цепочки. После представления участниками построенных логических цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику их построения.

Методы рефлексивной деятельности

«Зарядка»

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам (своя деятельность , деятельность педагога, игры и др.), этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам.

Движения могут быть следующие:

  • присесть на корточки – низкая оценка, негативное отношение;
  • обычная поза, руки по швам – хорошая оценка;
  • поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению  производит какое – либо движение.

«Закончи фразу»

Для проведения оценочной, рефлексивной деятельности педагог предлагает детям завершить фразу. Например:

У меня сегодня получилось…

Мне сегодня было трудно…

Я на занятии узнал…

Мне понравилось…

Я научился… И т.д.

Одновременно старшим дошкольникам предъявляется не более трёх фраз.

Варианты интерактивных игр

    Игра «Айсбрейкеры» - (от англ. to break - ломать, ice - лед, игры-ледоколы) - игра, помогающая участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе. 

    Варианты проведения:

«Узнайте меня». Каждый из участников рисует свой портрет (как умеет, можно схематично, в виде шаржа). Затем все портреты вывешиваются на доску или выкладываются в центре группы и дети должны узнать, кто изображен на портретах. Объяснить по каким признакам удалось найти автора портрета.

«Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Кто больше?»

Необходимо назвать (или найти картинки) как можно больше на заданную тему. Работают в парах.

«Добавь слово»

Завершить предложение подходящим словом: «Я катаю....», «Я куклу...».

 «Сказочное королевство»

Выбираем двух стражников, строгих, неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на вопрос стражника по тексту рассказа или теме занятия. Стражники могут сами составить вопросы, пока остальные дети вспоминают необходимую информацию, а могут задавать вопросы, заранее приготовленные логопедом.  Дети по очереди подходят к стражникам и отвечают на вопросы.

Можно устроить смену караула, если у одних стражников закончились вопросы. Смену можно провести, если взять за основу практическую часть или связь текста с жизнью.

 «Паутина»

Логопед даёт задание по тексту рассказа, проблемный вопрос, вспомнить материал темы т.д. Все дети встают в круг. В руках у педагога клубок ниток. Он начинает отвечать по теме «плести паутину». Потом передаёт клубок любому ребенку, и тот продолжает отвечать. Можно применять игру для составления связного высказывания, передавая клубок друг другу, дети дополняют общий рассказ.  Для определения и выявления причинно-следственных связей в тексте, ситуации. При этом логопед предупреждает, что взаимосвязи можно проводить как прямые, так и обратные, и даже косвенные. Найдя взаимосвязь, ребенок, оставляя у себя нить, перебрасывает клубок другому участнику, пока все, стоящие в кругу не будут связаны единой сетью – «паутиной».

 «Догадайся, что хочу»

    Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.

К сюжетно-ролевым играм так же относятся игры, в которых дети обыгрывают знакомые им ситуации: «Поездка в детский сад на автобусе». Выбирают водителя автобуса, кондуктора, пассажиров: бабушка, дедушка, взрослые и дети.

Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному возрасту. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность воспитанникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что дети ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.

Все перечисленные формы работы способствуют формированию адекватной самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений. 

Заключение

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Работа по формированию навыков коммуникации у детей с нарушениями интеллектуального развития характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.

Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка: коррекцию высших психических функций, коррекцию эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.

Всё это помогают реализовать интерактивные методы.

Предложенные способы и приёмы реализации интерактивных методов педагог может дополнять, совершенствовать, опираясь на свой профессионализм и творческий потенциал.

Список используемой литературы:

  1. Афонина М. Б. «Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» http://dou24.ru/178/index.php?option=com_content&view=article&id=274&Itemid=9 
  2. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
  3. Гузеев В.В.  Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
  4. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
  5. Колий Т.О. Интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/interaktivnye-metody-raboty-s-detmi 
  6. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет:  Методическое пособие/А.А.Максимова -  М.:  ООО “ТЦ Сфера”, 2005. – 196с.
  7. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. http://www.vita-centr.ru/Other/343.doc 
  8. Попова Л.А. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста». Учебно-методический комплекс. Ставрополь. 2012г.
  9. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: методическое пособие  / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 349с.
  10. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов:  пособие для логопедов/Е.А.Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216с.
  11. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  12. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта: учебное пособие для учителей – дефектологов, учителей – логопедов, психологов/Л.М. Шипицина. – СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 2000. – 329с.

Приложение

План-конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

«Наши младшие друзья»

Группа: Старшая логопедическая

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-обучающие цели:

  • активизация словаря по теме «Дикие животные»
  • обучение образовывать относительные прилагательные, употреблять существительных в косвенных падежах.
  • обучение делению слов на слоги
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят, употребление в речи предлогов к из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие координации движения;
  • развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия, внимания.

Воспитательные:

  • воспитание доброты, отзывчивости;
  • формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Материал и оборудование:

Изображение поезда с четырьмя вагонами; предметные картинки: медведь, белка, лисица, ёж, заяц, волк, лось, рысь, бурундук, медвежонок, оленёнок; части тела зайца (голова, уши, хвост); предметные картинки, не имеющие общей направленности; мольберт, на котором закреплены рисунки с изображениями зверей, большого дуба, пня, кустов, норы.

Содержание НОД:

Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Поезд). Что у него есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?

Интерактивная технология «Большой круг»

Логопед: А вот игра «Большой круг» поможет нам узнать, сколько вы знаете загадок о диких животных. Встаньте в круг и напомните всем правила игры.

Встают в круг и проговаривают правила игры: каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку.

Логопед: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать загадки о животных.

Дети вспоминают загадки и находят картинку-отгадку.

Интерактивная технология «Аквариум»

Логопед предлагает детям разделить животных на 4 группы и рассадить их таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3, в четвёртом – 4.

Логопед: Поможем разобраться, кому, в какой вагон сесть, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть четыре человека. Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей». Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.

Дети проводят слоговой анализ слова и, активно взаимодействуя, выясняют, кто в каком вагоне поедет.

Логопед: Давайте право для анализа предоставим группе «наблюдателей».

Логопед: Вы согласны, что звери правильно расселись по вагонам, докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?

  • Кого мы видим в первом вагоне? (еж, волк, лось, рысь).
  • Кто едет во втором вагоне? (медведь, заяц, белка).
  • Расскажите о пассажирах третьего вагона (лисица, бурундук).
  • Кто разместился в четвёртом вагоне? (медвежонок, оленёнок).

Пассажиры уже удобно расселись в вагонах. Кто же поведёт поезд?

Вы это узнаете, если догадаетесь, кто изображен на фотографии. Перед поездкой машинист поезда решил сфотографироваться, но у фотографа сломался фотоаппарат.

Логопед демонстрирует «фотографии» с частями тела зайца. Дети отвечают на вопросы:

  • Чья голова? (заячья)
  • Чьи уши? (заячьи)
  • Чей хвост? (заячий)

После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что поезд поведет заяц.

Все по местам. Поехали.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Приехали звери в лес. Мамы встретились со своими детёнышами. Логопед: Предлагаю вам игру «Найди детеныша». 

Ребята, чтобы вы быстрее справились с заданием, найдите себе пару, договоритесь, с кем бы вы хотели сегодня поиграть.

Каждая пара выбирает себе карточки с картинками, изображающими маму и детеныша.

  • У медведицы – медвежонок.
  • У зайчихи – зайчонок.
  • У лисицы – лисенок
  • У ежихи – ежонок.
  • У лосихи – лосёнок.
  • У белки – бельчонок.
  • У волчихи – волчонок.
  • У рысихи – рысёнок.

Играли звери в лесу, резвились. Жарко им стало и пошли они на водопой.

Динамическая пауза.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Идут по кругу друг за другом.)

За мамой лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок,

(Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок,

(Двигаются в полуприседе.)

За мамой медведицей шел медвежонок,

(Идут в перевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата,

(Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой — косые зайчата,

(Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат,

(Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакателъные движения.)

Игра «Найди меня»

Услышали звери, что кто-то идет по лесу, и попрятались. Куда они спрятались?

Интерактивная технология «Карусель»

Логопед: А сейчас звери предлагают вам поиграть в игру «Карусель». Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Логопед: Дети, стоящие во внутреннем круга, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге отвечают, куда кто спрятался на картинке, используя данный предлог. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют правильное употребление предлогов.

Куда спряталась белка?

Белка спряталась на ветке дуба.

Куда зашла медведица?

Медведица зашла за дуб.

Куда закатилась ежиха?

Ежиха закатилась за пень.

Куда спряталась зайчиха?

Зайчиха спряталась под кустом.

Куда залезла лисица?

Лисица залезла в нору.

Кого они испугались? (Детей). Зачем дети пришли в лес? Как нужно вести себя в лесу? Чего нельзя делать в лесу? (Рассуждения детей).

Прошли мимо дети, звери вылезли из своих укрытий.

Где сидела белка?

Белка сидела на ветке дуба.

Откуда вразвалку вышла медведица?

Медведица вышла из-за дуба.

Откуда выкатилась ежиха?

Ежиха выкатилась из-под пня.

Откуда выскочила зайчиха?

Зайчиха выскочила из кустов.

Откуда вылезла лисица?

Лисица вылезла из норы.

Игра «Кто где живет»

Целый день играли звери на лесной полянке. Пришло время идти по домам.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Логопед: Ребята, посмотрите, в лесу есть «Дерево знаний». Оно поможет сегодня вам выполнить еще одно задание. Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре, и вспомнить правила работы в парах.

Возьмите с «дерева знаний» картинку с изображением жилища и подберите к нему картинки с изображением животного, которое живет в нем. После выполнения задания договоритесь, кто будет отвечать. Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Логопед: Молодцы, вы справились с заданием.

  • Лиса живет …………. (в норе)
  • Волк живет ………… (в логове)
  • Медведь живет …………. (в берлоге)
  • Белка живет ………………. (в дупле) и т.д.

И нам пора возвращаться домой. А на прощание подарим животным подарки. А названия подарков должны начинаться на тот же звук, что и название животного.

Интерактивная технология «Карусель»

Логопед: На прощание прокатимся на «Карусели» Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Логопед: Дети, стоящие во внутреннем круга, называют животного, а дети, стоящие во внешнем круге называют подарок для него. Дети активно взаимодействуют друг с другом.

Игра «Дарим подарки»

Медведю – мёд

Белке – беседку

Лисице – лимон

Ёжику – ёлку

Зайцу – зонтик

Волку – вазу

Лосю – лопату

Медвежонку – мячик

Оленёнку – очки

Рыси – расчёску

Бурундуку – барабан

Интерактивная технология «Интервью»

Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. А вот чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового, я предлагаю игру «Журналисты». Кто хочет быть журналистом и взять интервью?

Ребенок-журналист задает вопросы:

  • Где мы сегодня были?
  • Кого видели?
  • Что вам понравилось в нашем путешествии?
  • Что вам понравилось на занятии?
  • Что делали?
  • Что нового услышали?

План-конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Цель:

  • Совершенствование речи детей через закрепление знаний о здоровье и его значение в жизни человека.

Задачи:

  • Расширять и активизировать лексический запас детей.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать диалогическую речь и её интонационную выразительность.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Развивать внимание и память.
  • Расширять представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления о том, что полезно для здоровья.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Необходимые материалы: зеркала на каждого ребенка, игрушка Солнечный зайчик, игрушка Лунтик, муляжи овощей, фруктов, 2 корзинки, желтые и красные лучики солнца, микрофон, картинки по теме.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент

Сообщение темы занятия Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Здоровья. Жители этой страны здоровы, потому что каждый день говорят всем «Здравствуйте». И очень счастливы! Я  хочу с вами поздороваться. Здравствуйте!

Произнесите и вы это удивительное слово вслух и поздоровайтесь со всеми присутствующими.

Тихо садитесь, выпрямите спинки.

Ваши глазки внимательно …

Ваши ушки внимательно …

Ваши головы …

Входят в группу, взявшись за руки, друг за другом. Встают полукругом.

Внимательно слушают.

Здороваются друг с другом и с гостями.  

Дети садятся полукругом.

Формируется положительный эмоциональный настрой.

2

Сюрпризный момент:

Ребята, посмотрите, кого мы встретили в стране Здоровья. (Показывает игрушку Лунтика).  А вы узнали его? А как его зовут?

Откуда прилетел к нам Лунтик?

Давайте поздороваемся с Лунтиком.

Здравствуй, Лунтик!

Лунтик:

Здравствуйте, дети! Я – Лунтик.

Лунтик:

А еще я принес с собой сундучок с сюрпризом.  Но этот сундучок закрыт на много замков. За каждое выполненное задание я буду открывать по одному замку.

Дети наблюдают.

Отвечают на вопросы:

Лунтик

Он попал к нам на Землю с Луны.

Здороваются с Лунтиком.

Заинтересованность детей

.

3

 Словесная игра «Самое дорогое»

Логопед:

Лунтик предлагает поиграть в игру «Самое дорогое»

Что самое дорогое на свете?

Узнать, что на свете самое дорогое, нам поможет волшебное зеркало.

Логопед:

Кого вы в нем увидели? 

Посмотрите на себя и на свои глаза. Какие они?

Посмотрите на свои щеки. Потрогайте их! Какие они?

А какое у вас настроение? 

Почему у вас хорошее настроение?

Так что же всего дороже всего на свете?

Давайте пожелаем его друг другу. Будьте здоровы!

Лунтик:

Я думаю, что на Земле самое дорогое – это наше здоровье!

Молодцы, справились с первым заданием. Открываю первый замок.

Отвечают.

Берут зеркала, смотрят в них и отвечают на вопросы:

Себя

Мои глаза блестящие, карие, серые, голубые, зеленые.

Мои щеки розовые, мягкие, румяные, здоровые.

Моё настроение хорошее, веселое, радостное.

Потому что мы здоровы. 

На свете всего дороже - наше здоровье.

Хором говорят «Будьте здоровы!»

Соглашаются с Лунтиком.

 

Активизируется словарь прилагательных

4

Логопед:

Ребята, какие люди живут в стране Здоровья? 

Как вы думаете, почему жители страны Здоровья всегда здоровые, добрые и т.д.? 

Отвечают на вопросы:

В стране Здоровья живут добрые, веселые, улыбающиеся, радостные).

Потому что они делают зарядку, занимаются физкультурой, правильно питаются, соблюдают гигиену.

Сформировано умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.  

5

Интерактивная технология «Хоровод»

Лунтик:

Предлагаю вам встать в хоровод и назвать, что полезно для здоровья человека. 

Лунтик:

Мне очень понравилась ваша веселая игра! Молодцы! Открываю второй замок.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Отвечают на вопросы:

Много двигаться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, улыбаться, заниматься физкультурой, много гулять, дышать свежим воздухом, соблюдать гигиену.

Формируются начальные представления о здоровом образе жизни.

6

Игра «Волшебная корзинка»

Лунтик предлагает вам наощупь угадать, что он спрятал в своей корзинке.

Лунтик:

Молодцы! Справились еще с одним заданием. Открываю третий замок.

Ребенок достаёт  из корзинки один предмет на ощупь. Он  должен угадать, что достал  из мешочка.

Развиваются тактильные ощущения.

7

Логопед:

Ребята, какие люди в стране Болезней?

Лунтик:

Ребята, а почему они так выглядят?

Логопед:

Правильно вы сказали, что в стране Болезней неправильно питаются и не берегут своё здоровье. И от этого часто болеют.

Отвечают на вопросы:

в стране болезней живут хмурые люди, грустные, скучные, печальные, сердитые, огорченные.

Рассуждают и отвечают на вопросы.

Соглашаются.

Формируется умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.  

8

Интерактивная технология «Работа в малых группах»

Игра «Угостим Лунтика витаминными компотами и салатами»

Логопед:

Чтобы быть всегда здоровым, умным и красивым,

Лунтик, ты запоминай:

кушай витамины!

А в чем  содержатся витамины?

Логопед: 

Разделитесь на 2 команды.

Первая команда собирает овощи, вторая – фрукты.

Лунтик:

Молодцы! Я открываю четвёртый замок!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Отвечают на вопрос.

Дети делятся на группы и  договариваются, кто будет собирать фрукты, а кто овощи. И фрукты в одну корзину, а овощи в другую.

Развивается умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и  овощи.

9

Интерактивная технология  «Карусель» 

Логопед:

Сейчас мы угостим Лунтика витаминным компотом и салатом.

Для этого предлагаю  покататься на карусели.

Договоритесь, кто с кем будет работать в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договоритесь, кто будет показывать картинку и спрашивать, а кто отвечать. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте.

Логопед

Вот, Лунтик, какие вкусные, полезные блюда, наши дети приготовили для тебя.

Лунтик:

Спасибо! За это я открою пятый замок!

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Ребенок из внутреннего круга показывает фрукт или овощ и задает вопрос, а ребенок из внешнего круга отвечает и называет салат или компот из него.

Вопросы для детей из внутреннего круга: Какой салат получится из моркови? Огурцов? Капусты? Свеклы? (Огуречный, капустный, морковный, свекольный). Какой компот получится из яблок? Груш? Персиков? Гранат? (Яблочный, грушевый, персиковый, гранатовый).

Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.

Развивается умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и  овощи.

Умеют задавать вопросы и отвечать на них.

10

Игра «Волшебники»

Логопед:

Сейчас мы будем играть в игру «Волшебники». У кого в руках окажется Солнечный зайчик, тот будет творить волшебство: нужно сказать слово наоборот.

Больной – здоровый

Грустный – веселый

Сердитый – добрый

Скучный – радостный

Грязный – чистый

Вредный – полезный

Румяный – бледный

Плохой – хороший

Мокрый – сухой

Лохматый – причесанный

Лунтик:

Молодцы! Настоящие волшебники.

Я открываю шестой замок!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Подбирают слова, противоположные по смыслу.

Умеют подбирать слова-антонимы.

11

Интерактивная технология «Дерево знаний» 

На нашем дереве написано слово «ЗДОРОВЬЕ».

Договоритесь, с кем вы будете работать в паре. Каждой паре нужно выбрать картинки, которые подходят к слову «Здоровье». После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать. И нужно повесить картинку на наше дерево.

Лунтик:

Молодцы! Справились с последним заданием. Я открываю последний замок.

В сундучке – мандарины!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод. Каждая пара выбирает соответствующую картинку.

Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Сформировано умение объективно оценивать работу товарища, выбирать картинку и уметь обосновать свой выбор.

Заинтересованность детей.

12

Лунтик:

Я многое узнал у вас сегодня! Я постараюсь всё запомнить. А теперь, ребята, мне пора прощаться. Будьте все здоровы!

Логопед:

До свидания! Будь здоров, Лунтик!

Прощаются с Лунтиком.

13

Интерактивная технология «Интервью»

Во время путешествия по стране Здоровья вы узнали много нового и интересного. А что особенно вам запомнилось и понравилось, мы узнаем, играя в игру «Журналисты». Кто сегодня будет  корреспондентом?

Ребенок-корреспондент, используя микрофон, задает детям вопросы.

Развитие связной речи, формирование диалогической речи

13

Самооценка 

Оцените свою работу на занятии. Если вы активно отвечали, то возьмите красный луч, если у вас что не получилось, то – желтый луч. Почему ты взял желтый луч?

Оценивают свою работу.

Формирование положительных эмоций в случае критических замечаний

14

Рефлексия 

Пожелаем друг другу здоровья!

Дети произносят хором: «Будьте здоровы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.

Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных:  актуальность и научное обоснование, картотека игр....

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...