Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ (СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ С ТУГОУХОСТЬЮ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ I УРОВНЯ) В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Учитель-логопед Чекунова Л.А., МБДОУ детский сад № 59 Управления образования Администрации города Апатиты Мурманской области.

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан Сент-Экзюпери).

 Исследования, проведенные в различных странах мира, показали, что примерно 4-6% населения земного шара имеют нарушения слуха, затрудняющие общение с окружающими. С каждым годом в нашей стране увеличивается количество детей с тугоухостью и становится актуальной проблема интеграции детей с нарушением слуха в общество.

В нашем городе нет специальных групп для слабослышащих детей, поэтому их оформляют в речевые группы дошкольных учреждений компенсирующего вида, интегрируя в среду с нормально слышащими детьми. Такие условия жизни помогут в дальнейшем адаптироваться в обществе слышащих, а совместное обучение детей оказывается полезным всем дошкольникам группы, т.к. формирует гуманистические чувства у ребят с нормальным слухом. В среднюю речевую группу нашего детского сада зачислены 2 ребенка-инвалида с диагнозом: системное недоразвитие речи с тугоухостью (IV степень.), ОНР-1уровня, которые уже  имеют кохлеарные импланты, помогающие им слышать речь окружающих. Наличие у детей имплантов помогло успешно и быстро адаптироваться в новой среде.

Углубленное медико-психолого-педагогическое обследование показало, что у наших детей с тугоухостью нарушены все стороны речи, т.к. снижение слуха замедлило ее развитие и способствовало расстройству экспрессивной речи. Всю работу с тугоухими детьми строим на тех же принципах, что и со слышащими: коррекционная направленность обучения и воспитания; принцип дифференцированного обучения, общедидактические – систематичность и последовательность, доступность, обучение от простого к сложному. В процессе коррекционного обучения опираемся на компенсаторные возможности ребенка. Работу по формированию речи проводим на основе программы коррекционно- педагогической работы (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).

 Одним из важных факторов, влияющих на успешное овладение речью является слухо - речевая среда окружающая ребенка, которая способствует постоянному общению и развитию речевых навыков.

Стремясь к этому:

- в логопедическом кабинете сформировала условия, побуждающие к активному речевому общению;  

- создаю мотивированное речевое общение в процессе практической деятельности;

- формирую потребность в речевом общении;

- побуждаю к активному применению речи - проговариванию речевого материала, который они учатся слышать;

- поддерживаю любые проявления речи ребенка;

- контролирую правильное произношение специально подготовленного учебного речевого материала.

В процессе обучения постоянно слежу за тем, чтобы ребенок максимально реализовал свои речевые возможности. Создаю естественные ситуации для стимуляции речевого развития.

В ежедневной бытовой деятельности происходит постоянное общение ребенка со взрослыми и детьми. Речевое развитие наших ребят с ограниченными возможностями слуха стимулирую в процессе овладения различными видами деятельности (в процессе игры, рисования, конструирования), на занятиях, в свободной деятельности и в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях воспитателя и логопеда ребенок овладевает различным речевым материалом, подчиненным определенной лексической теме.

Развитие речи непрерывно продолжается во всех режимных моментах, в которых участвуют тугоухие дети нашей группы, находясь в детском саду. Это утренняя и речевая гимнастика, завтрак, прогулки, занятия с воспитателями и специалистами. В процессе ознакомления с окружающим миром формируем предметную отнесенность слов, создаем условия для развития обобщающей функции слова, развиваем и обогащаем словарный запас, формируем грамматически правильную речь.

Работая над развитием речи тугоухих детей, на логопедических занятиях решаю следующие  коррекционные задачи:

- формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов;

- обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений;

- овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий;

- развитие связной речи;

- формирование правильного звукопроизношения. Исходной единицей при обучении произношению является слово, так как в нем реализуются все стороны произношения. Дети усваивают его произнесение в основном при подражании речи взрослых, воспринимая на слух.

Учу детей умению пользоваться словом, как слогоритмической структурой, параллельно усваивая произнесение некоторых звуков.

Лексико-грамматическую работу и накопление речевого опыта детей осуществляю в условиях тематической организации речевого материала. Слова, используемые в разных темах, включаю в различные типы фраз. В работе над лексическим значением слова широко использую речевые игры.

Учитывая, что у ребенка с тугоухостью невнятная монотонная речь, нарушены все группы звуков, в содержание своей логопедической работы включаю игровые упражнения для развития речевого дыхания, голоса, ритма и темпа, а также речевые игры со звуками и их сочетаниями, со словами и фразами.

Большую помощь в развитии слухового восприятия и речи, у тугоухих детей оказывают современные компьютерные технологии. Благодаря их использованию, у детей повышается интерес к обучению, желание заниматься, улучшается концентрация внимания, развивается речевая активность и усидчивость. Дети успешно выполняют задания на различение звуков окружающего мира, на развитие силы голоса, дыхания, стимуляцию голосовой активности. Компьютерные технологии использую в индивидуальной логопедической работе с детьми. При выборе компьютерных программ подбираю задания ориентированные на индивидуальные возможности детей, степень сложности и зону ближайшего развития.

 Развивать речь тугоухих детей мне помогают программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Веселые игры для развития речи и слуха», «Мир вокруг нас».

Работая над развитием речи тугоухих детей, мы убедились, что использование компьютерных программ помогает в развитии диалогической речи, дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную разговорную речь.

Таким образом, осуществляя целенаправленную и систематическую коррекционную работу с тугоухими детьми, стремлюсь развивать у них потребность в речевом общении, что является необходимым условием их социализации.

Литература:

Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации // Дефектология.-2005.-№1.

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.- М.: Владос,2008.

Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе//Дефектология.-2001.- №1.-С.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции.- М.: 2003.                                                                                                    

Resource id #4462

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня  в логопедической подготовительной к школе групп...

Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня

Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....