Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Гордеева Светлана Васильевна

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение использования такой формы работы для повышения интереса к занятию,развития связной речи,психических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logoskazok_v_korrektsionnoy_rabote.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

  Одной из важных задач  в коррекционной работе с детьми с ОНР  является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность связной речи, проявляющаяся как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями являются смысловые пропуски, фрагментарность изложения, нарушение последовательности, временных и причинно-следственных связей в тексте, однообразие используемых языковых средств, отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

У детей с ОНР отмечается неустойчивое внимание, низкая самостоятельная речевая активность, снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания. Снижение работоспособности, быстрая утомляемость, очень трудно удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия.

 Наличие речевых нарушений приводит к изменениям в психической  сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, заторможенность, апатичность, многие дети зажаты, скованны, неэмоциональны. Нередко встречаются острые переживания по поводу речевого дефекта, боязнь показаться смешными, чувство ущемлённости. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Некоторые проявляют робость, вялость в игре, либо двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

При проведении своих занятий я всегда старалась подобрать интересный материал, всегда включала на занятии сюрпризные моменты с использованием различных персонажей театра, обыгрывала диалоги с детьми. Постепенно накапливался материал и, в связи с нарастающей сложностью детей-логопатов, снижением  у них интереса  к занятиям, у меня возникла идея придумать на основе материала сказочный сюжет, где дети, выполняя в игровых ситуациях задания, помогают героям. Я использую в работе логосказки.

  Логосказки - это целостный педагогический процесс, направленный на развитие всех сторон речи, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), воспитанию нравственных качеств. Мной разработаны разные виды сказок: артикуляционные, фонетические, способствующие формированию связной речи, обучению грамоте.

На занятиях я использую театрализованные игры, персонажей различных видов театра: бибабо, пальчиковый, настольный, театр масок, театр игрушек-марионеток, театр рукавичка. Использую логосказки, как часть занятия, как целое занятие или дидактическую игру. Декорациями служат  ширмы, мини-макеты. Коррекционные задачи решаются в игровой деятельности, ведущей для дошкольника. В результате такой работы ребёнок активно вступает в диалог, материал запоминается легче, театрализованные игры помогают заинтересовать детей, удерживать их внимание, раскрепостить, развивать творческое воображение при создании проблемных ситуаций, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

        На современном этапе поиск инновационных форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики.

           Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Театр для ребёнка - это яркие впечатления, это праздник, сказка своей доступностью близка и понятна детям, учит быть добрыми, чуткими, отзывчивыми. Участвуя в играх - драматизациях ребёнок пытается мимикой, речью, движениями передать настроение героя, характерные особенности поведения, движения становятся более уверенными, эмоционально-яркими, речь интонационно-выразительной.

       В логосказках использую разные виды работ по развитию связной речи: обыгрывание диалогов, составление описательных загадок и рассказов, пересказ, составление рассказа по сюжетным картинам, творческий рассказ.

Сказка связана с изучаемой лексической темой. В логосказке по развитию связной речи «Как зайчонок маму искал» формируются знания и представления детей по теме «Дикие животные и их детёныши», здесь используются следующие формы работы : составление описательной загадки о диком животном, дыхательная гимнастика «Подуй на тучку», мини-сценка «Лиса и ёж» (Н. Сладков), словесная игра «Скажи какой? Какая? (подбор определений к существительным), игра-лото «Кто у кого?» (употребление Р.п существительных), физкультминутка «Зайчики» (речь с движением).

Привожу краткое содержание сказки

Дети попадают в лес и встречают зайчонка (игрушка-марионетка), который плачет. Вступают в диалог с зайчонком, спрашивая, что случилось. Дети помогают зайчонку найти его маму, так как он потерялся в лесу, загадывают

описательные загадки о других животных, среди которых  зайчонок не находит описания своей мамы. Далее  зайчонок слышит разговор Лисы и Ежа (обыгрывается диалог), затем дети выполняют разные игровые задания до появления мамы-Зайчихи ( игрушка-марионетка). Зайчиха благодарит ребят за помощь, просит помочь другим детёнышам найти своих мам,проводится игра «Кто у кого?»

Проведение занятия в такой форме, как логосказка, способствует повышению интереса к занятию, развивает все стороны речи, повышается речевая и познавательная активность детей, творческое воображение, дети начинают самостоятельно придумывать сказки, выступают в роли режиссёров, их игры становятся разнообразнее, связная речь последовательнее, грамотнее.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...

Работа по коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевоговоспитания детей.Это обусловлено,прежде всего,её социальной значимостью и ролью в формировании личности.Именно в связной речи ...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....