статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".
статья на тему

Белоусова Светлана Анатольевна

 В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

С. А. Белоусова,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад№ 65- ЦРР»

(г. Бийск)

Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности.

Человек с рождения испытывает потребность исследовать окружающий его мир. Дошкольный возраст - это время, когда   закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Задача педагогов и родителей   не упустить благоприятные возможности этого периода, развивать природную потребность ребенка в познании. Активность, которую дошкольник проявляет в процессе познания, принято считать познавательной активностью. По мнению Г. И. Щукиной «познавательная  активность» это качество личности, которое рассматривается как стремление к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования поменялись   требования   к методике воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях, таких как: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и познавательное развитие личности ребенка. Познавательное развитие направлено на развитие любознательности, интересов дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи есть выраженные трудности при обучении. Помимо речевых нарушений у детей  наблюдается низкий уровень познавательной активности. Следовательно, нужен особый подход к воспитательно – образовательному  процессу, который построен на основе естественного стремления ребенка к получению знаний, умений и навыков. Таким образом,возникла необходимость в использовании исследовательской деятельности. Так как в процессе исследования обогащается память ребенка,  мыслительные процессы активизируются, перед дошкольником возникает постоянная необходимость в совершении операции синтеза,  анализа, сравнения, классификации и обобщения. Помимо этого ребенку необходимо давать отчёт об увиденном, самостоятельно делать выводы, формулируя словами обнаруженные закономерности, что стимулирует развитие речи. В результате чего дошкольник знакомится   с новой информацией, а так же идет накопление фонда новых знаний, умений и навыков.

С этой целью были изучены и систематизированы материалы по исследовательской деятельности, предлагаемые А.И.Савенковым: «Методика исследовательского обучения». Данная методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск, используя доступные методы исследования:

-подумать самостоятельно;

-посмотреть в книге;

-спросить у взрослого;

-понаблюдать;

-провести эксперимент;

-посмотреть по телевидению;

-посмотреть в интернете.

В работе с детьми  с ОНР дошкольного возраста была определена следующая  цель:

- создание условий для развития познавательной активности  у детей с общим недоразвитием речи  посредством исследовательской деятельности.

В соответствие с поставленной целью были определены  задачи:

 -организовать предметно-развивающую среду;

 -обучать детей умениям и навыкам исследовательского поиска;

- развивать умения использовать исследовательские  способности в повседневной жизни и в процессе обучения;

-организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

 С целью достижения поставленных задач проводилась работа  по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей дошкольного возраста. Этому  способствовали:

-наблюдения за объектами и явлениями природы;

-беседы;

- рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, детских энциклопедиях;

- проведение исследований, фиксирование результатов с помощью моделей;

- проведение образовательной деятельности с элементами исследования: «Почему медведи любят мед?»; «Что бывает зимой?»; «Дикие животные. Бурый медведь»;

- чтение художественной литературы: Большая книга «Почему»; «Энциклопедия дошкольника»;

- развивающие игры и упражнения: «Что из чего»; «Кто больше назовет качеств и свойств».

- организация проектов, изготовление макетов и альбомов по лексическим темам.

Для достижения более эффективного результата проводилась работа с  родителями. Были организованы мероприятия, которые позволяли понять родителям значимость и важность  формирования исследовательского поиска у дошкольников:

- домашняя работа по поиску  иллюстративного материала;

- привлечение родителей к организации  познавательно-развивающей среды в группе;

-доклад на родительском собрании на тему: «Развитие интегративных качеств выпускника ДОУ через организацию совместной проектной и исследовательской деятельности»

- поощрение «Благодарственным письмом» родителей, медалями детей, за участие в проектах по лексическим темам;

- оформление наглядной информации в виде фотографий, по проведенным исследованиям и экспериментам;

- просмотр образовательной деятельности на родительском собрании с элементами исследования: «Дикие животные. Бурый медведь».

В  результате проведенной работы, по итогам мониторинга, у детей с общим недоразвитием речи значительно возрос интерес к окружающему миру, повысилась наблюдательность, любознательность. Помимо этого дошкольники научились:

- фиксировать результаты исследования с помощью моделей;

-задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;

-работать сообща и договариваться между собой.

Таким образом, исследовательская деятельность, стимулирует познавательную активность дошкольника с общим недоразвитием речи, развивает воображение, творчество, формирует   представления об объектах окружающего нас мира.

Литература:

  1. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: 3. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 160 с.
  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.-80с.
  3. Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособи, - СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007. – 128 с., ил.- (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
  5. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/specifika-organizacii-raboty-v-oblasti-eksperimentirovaniya-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка

В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...

статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".

В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

Статья "Развитие эмоционально - оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня"

Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выраж...

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....