СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_2.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Г.З. Львова, воспитатель

МДОУ №105, г. Тверь

Способы формирования грамматически правильной речи определяются знаниями общих закономерностей развития речи, уровнем грамматических навыков детей и причин грамматических ошибок.

Для формирования грамматически правильной речи необходимо: —создание благоприятной языковой среды, —обучение детей трудным грамматическим формам, —формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

—исправление грамматических ошибок.

Выясним способы формирования грамматической стороны речи у детей с речевой патологией.

Создание благоприятной языковой среды — одно из условий грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

На занятиях по развитию речи дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и

др.

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного. Далее — заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача — самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово - формой котята).

И, наконец, более трудная задача — оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Арушанова - «Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи» (1993)). СИ

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия по формированию грамматически правильной речи. На таких занятиях предусматривается работа по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений. 2. Часть занятия по методике развития речи. а). Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно:

—упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап);

—предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок?; Что делает рыжий котенок?»).

б). Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием.

Например, детям предлагается ответить на вопросы:

—Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?

—Как можно сказать про домишко?

На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном упот реблении грамматических форм и использовании синтаксических конструк ций.

В процессе развития элементарных математических представлений дети с ОНР упражняются:

  1. в правильном сочетании числительных и существительных: пять ка рандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;
  2. определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;
  3. сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные и строить простые конструкции шесть больше пяти на один; пять меньше шести на один.

При ознакомлении с природой дети упражняются:

  1. в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи — длиннее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи;
  2. в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью — листья опадают, трава вянет; весной — набухают

почки, распускаются листья, зацветают цветы.

При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор про граммного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что следует выбирать только одну задачу (употребление существительных множествен ного числа в родительном падеже — карандашей, лошадей или др.), так как узкое содержание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.

По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми (блюдце — блюдец, матрешка — матрешки — матрешек).

Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям.

Для прочного усвоения предложенного материала, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.

Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. - «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»; М., «Академия», 1997.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - «Русский язык» (теория); М. «Просвещение», 1993.
  3. Белякова Л.И. - «Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с речевой патологией»; М. «Просвещение», 1987.
  4. Большакова Е.С. - «Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения)»; М.,«Просвещение», 1996.
  5. Бородин A.M. - «Методика развития речи детей»; М., «Просвещение», 1981.
  6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. - «Логопедия»; М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003.
  7. Гвоздев А.Н. - «Вопросы изучения детской речи»; М., АПН РСФСР, 1961.
  8. Глухов В.П. - «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»; М., АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи"

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, его одщее развитие. обеспечивая ему упешное обучение в школе....

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...