Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шембулатова Ольга Александровна

В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речевых расстройств, но не все они выполняют свою задачу в полной мере.  Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание при использовании компьютерных средств в работе учителя – логопеда можно уделить методу биологической обратной связи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bos_nportal.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речевых расстройств, но не все они выполняют свою задачу в полной мере.  Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание при использовании компьютерных средств в работе учителя – логопеда можно уделить методу биологической обратной связи. Происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему и успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций.  Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.  

 Наиболее эффективно данный метод применяется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речевого развития.   Реализация технологии БОС в системе дошкольного образования является одним из перспективных направлений успешной реализации новых ФГОС. Метод биологической обратной связи (БОС) направлен на формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, с чётко выраженной максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.

Относительными противопоказаниями использования БОС являются:

  • возраст детей младше 5 лет
  • повышенная судорожная готовность головного мозга
  • выраженное органическое поражение головного мозга
  • сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения
  • острые  инфекционные заболевания
  • тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца
  • грубые нарушения волевой сферы, интеллекта
  • тяжелые формы психических расстройств
  • наличие диафрагмальной грыжи

 Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон,  методические рекомендации .  Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох.  Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.    

Компьютерный тренажер помогает выработать ребёнку правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психо-эмоциональными нагрузками во время речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами. В ходе сеанса приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у детей физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи .

 Коррекция речи осуществляется в два этапа: 1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС - новый дыхательный стереотип;   2) в фазу равномерного выдоха, под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха,  ребенка обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.

Применение метода БОС позволяют решать в логопедической работе следующие задачи:  работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;  развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова;  совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;  совершенствовать навыки связной речи детей;  вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;  формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

Список литературы:

  1. Ламкина Л.В. Метод биологической обратной связи в логопедии. – СПб., 2012г.
  2. Нигматуллина И.А., Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда. – Казань: - «Отечество», 2015г.
  3. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно- дошкольных учреждениях.- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно- дошкольных учреждений.- СПб., 2003г.  
  4. Биосвязь: http://www.biosvyaz.com.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с СНР"

В данном пособии раскрывается понятие "биологическая обратная связь", подробно  описаны этапы работы с целями и задачами. Рассматриваются особенности использования технологии БОС в корр...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...