Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Гордиенко Нина Павловна

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс рассказа, так как является фактически её планом. Использование технологии наглядного моделирования в сочетании с традиционными приёмами обучения словесному планированию рассказа способствует лучшему усвоению содержания развёрнутого высказывания путём установления смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №29 города Ейска

муниципальное образование Ейский район

Применение наглядного моделирования

при формировании связных речевых высказываний

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед

Гордиенко Н.П.

2015 год

город Ейск


Способность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. И если ребёнок в этот самый сенситивный для речевой функции период не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано.Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать свои мысли, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, убеждать, доказывать, связно излагать свои мысли.

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Развитие речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности дальнейшего обучения ребёнка в школе.

Развитию речи в системе дошкольного воспитания всегда придавалось огромное значение, что нашло свое отражение во многих программах обучения и воспитания детей. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта первоочередной задачей развития речи детей на этапе дошкольного детства определено воспитание речевой личности, то есть такой, которую характеризует достаточный уровень речекоммуникативной компетентности, которая свободно и творчески применяет речь в разных ситуациях жизнедеятельности.

К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.Для успешного обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие умения:

1) связанно высказывать свои мысли;

2) строить диалог;

3) составлять небольшой рассказ на определенную тему.

В современных методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного её начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учётом особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребёнка формой мышления является наглядно-образное.В этом возрасте ребёнок может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но  и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Использование в работе с детьми метода наглядного моделирования оправдано их возрастными особенностями.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Широкое распространение технология наглядного моделирования получила в работе по развитию связной речи. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Как показывает практика, прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

                   пересказ;

                   составление рассказов по картине и серии картин;

                   описательный рассказ;

                   творческий рассказ.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

                  геометрические фигуры;

                  символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

                  планы и условные обозначения, используемые в них;

                  контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Применение метода наглядного моделирования позволяет стимулировать и творческие, и мыслительные способности, а, следовательно, оказывает положительное влияние на речевую функцию ребёнка.

Формирование связной речи у детей значительно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная ситуативность» и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого формирование связной речи старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе многих авторов приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных материалов, из которых составляются схемы предложений и планы рассказов.Именно применение метода наглядного моделирования способствует более успешному преодолению нарушений связного высказывания у детей с ОНР. Включение наглядных моделей в процесс обучения рассказыванию помогает решить все задачи коррекционной работы по формированию самостоятельной фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Согласно программе коррекционного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной вся работа по развитию связной речи у детей с нарушениями речи рассчитана на два учебных года и условноразделена на периоды, каждый из которых решает свои задачи. Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической), как рекомендует указанная программа, проводится в процессе непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей. Воспитатели групп компенсирующей направленности закрепляют навыки в своей непосредственной образовательной деятельности и в процессе режимных моментов.

Применение метода наглядного моделирование оправдано на каждом этапе работы над развитием самостоятельной развернутой фразовой речи старших дошкольников с ОНР.

1 период работы – подготовительный.

Цель – развитиелексико-грамматического строя речи.

Основная задача 1 периода – это работа над словарём.Развитие речи невозможно без достаточного словарного запаса. Работа строится по общепринятым темам. Идёт накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. Причём предусматривается не только его количественный состав, пополнение новыми словами, но и качественное уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом.Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи. Каждая тема связана с определённым не только лексическим, но и грамматическим материалом. При изучении каждой темы мы имеем возможность развивать логическое  мышление детей: умение рассуждать, обобщать и анализировать свой небольшой жизненный опыт.Детей необходимо знакомить с фразеологизмами, поговорками, пословицами и загадками, которые тематически связаны с изучаемым материалом.

Но наличие богатого словаря у ребёнка ещё не даёт умения рассказывать. Необходимо задействовать словарный запас, заставить его работать.

Как показывает практика работы с детьми с ОНР, без тщательной отработки структуры предложения невозможно полноценное развитие связной речи детей. Поэтому работе над предложением уделяется особое внимание на подготовительном периоде обучения. На данном этапе осуществляется знакомство детей с понятиями: «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение», «начало предложения», «конец предложения», «главное слово в предложении». Детей учат составлять сначала простые нераспространенные предложение (объединяющие слова-предметы и слова-действия), а затем распространенные предложения, сложные предложения.

Далее, для активизации словарного запасадетей учат составлять короткие описательные рассказы. При этом детей обучают выделению наиболее существенных черт предмета, подбирать точные слова, выражать своё отношение к описываемому объекту и грамматически правильно оформлять фразу.Описательные рассказы составляются сначала по наглядно-предметным моделям, а затем для усложнения задачи – по предметно-схематическим.

В результате работы в 1 периоде дети значительно расширяют и обогащают свой словарь, развивают грамматический строй речи, приобретают навыки описательного рассказа, у детей появляется желание доказывать и отстаивать свою точку зрения.

2 период работы – основной.

Цель – обучение детей рассказыванию

В начале основного этапа работы детей учат составлять рассказы по картинам (развитие образной речи).Эта работа для детей интересна, доступна и результативна. Детям предлагается составить рассказы по различным видам картин: сюжетные (однофигурные и многофигурные), бессюжетные (натюрморт, пейзаж).

На начальном этапе работы 2-го периода усложняются навыки описательного рассказывания и детям предлагается описать натюрморт, пейзаж, портрет.

Описание натюрморта.

Детям показывают натюрморты И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, Х.Ф.Хруцкого и др.От детей требуется составить описательный рассказ, имея перед глазами уже не отдельный предмет, а группу предметов, что требует обобщения знаний и умений. Это более высокий уровень развития связной речи. Надо, чтобы ребёнок видел особенности композиции, фона, почувствовал мастерство художника и его настроение. При построении рассказа на помощь опять приходит план. Это карточки-символы.Ребёнок должен не только перечислить изображённые на картине предметы, определить характерные признаки (цвет, форму, размер и т.д.), но и объяснить, почему они объединены в одну группу, от него требуется понять увиденное, высказать свою оценку картине в целом. На этом этапе грамматические формы закрепляются и автоматизируются.

Описание пейзажа.

Одним из этапов работы над составлением описательных рассказов является составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе они используют приобретённое ими умение опираться на план. Если раньше вниманию детей предлагалась одна картина, тот теперь им предлагается выбрать для составления рассказа одну из 2-3 предложенных.Одна из основных задач при этой работе – развитие образной речи, что идёт через опору на эмоциональную сторону восприятия картины.Большой эмоциональный отклик у детей вызывают пейзажи И.И.Левитана, А.И.Куинджи, И.Е.Грабаря, В.Н.Бакшеева, В.А.Серова, А.К.Саврасова, М.К.Айвазовского.

Описание портрета.

Основное в этом описании – помочь ребёнку находить характерные особенности изображённого, учить воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица. Эта работа помогает развить в детях наблюдательность и внимание к внешности человека, их речь обогащается новой лексикой.Детям предлагаются портреты  работы русских художников:        «Портрет А.С.Пушкина» О.П.Кипренского, «Девочка с персиками» В.А.Серова.

Одной из задач 2-го периода является обучение составлениюрассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место и время событий, называются действующие лица, затем рассказывается о происходящем. Эта работа включает в себя навыки описательного рассказа, портретной живописи и пейзажа, она доступна детям и даёт не только навыки связной речи, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре, воспитывает. Используются картины В.М.Васнецова «Иван царевич на сером волке», «Алёнушка», «Три богатыря», И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле».

В качестве тренировочных упражнений используется составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям сюжетных картин, отражающим привычную жизнь детей. Это картинки из серии В.В.Гербовой, Г.А.Каше и т.д. Предлагаются и картинки, изображающие фантастические сюжеты, и карикатурные изображения. Это позволяет развивать творческое воображение, пополнять словарь детей, закреплять навыки самостоятельного планирования речевого высказывания и готовить детей к творческому рассказыванию.

На данном этапе периода детям предлагаются разнообразные схемы и опорные планы для составления рассказов по картинам, которые облегчают планирование самостоятельных высказываний.

Применение условно-наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и составления описательного рассказа, пересказа:

- планирование рассказа в целом или выборочно отдельных фрагментов рассказа;

- распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета и пересказывание по готовой схеме;

- воспроизведение ребёнком текста по самостоятельно составленной схеме.

Одна из задач 3-го периода – обучить детей пересказу художественных текстов. На этом этапе используются схемы, вопросы, которые помогают выявить основной замысел произведения. Постановка проблемного вопроса побуждает к высказыванию различных мнений. В дальнейшем план может предлагаться в виде картинок-подсказок. С повышением уровня речевого развития детей план постепенно теряет свою актуальность, и дошкольники составляют пересказы самостоятельно, без опоры на наглядный план.

В результате работы во2 периоде дети совершенствуют навыки описательного рассказа иовладевают навыками построения самостоятельных связных речевых высказываний (пересказ, составление рассказов по картине и серии сюжетных картин).

3 период - заключительный.

Цель – обучение рассказыванию с элементами творчества.

На данном этапе дети сами придумывают рассказы и сказки на заданную тему, учатся сами дополнять и изменять сюжеты знакомых сказок, рассказывать собственные, ставя нравственные проблемы и находя пути их разрешения. 

Таким образом, применение метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

 — формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

 — обучению составлять рассказы-описания о предметах и по пейзажной картине.

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс рассказа, так как является фактически её планом.

Использование технологии наглядного моделирования в сочетании с традиционными приёмами обучения словесному планированию рассказа способствует лучшему усвоению содержания развёрнутого высказывания путём установления смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВПрименение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с системным недоразвитием речи...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...