Главные вкладки

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
    методическая разработка по теме

    Эмоциональная сфера дошкольника

    Из опыта моей работы

    Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Моя педагогическая концепция»

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности.

                                                                                               «Каждый маленький человек - это  

                                                                                                личность достойная уважения и

                                                                                                понимания». К.Д. Ушинский.

          Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоции, как своеобразные психологические процессы, формируются с первых месяцев жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума. Ибо, то, как будут усваиваться новые знания и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности. Исследования психологов показали, что дети 4-7 лет в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти  (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% дали правильные ответы), удивление (лишь 6%). Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не предавая значение пантомимике (позе, жестам).

         В своей работе я постоянно сталкиваюсь с проявлениями различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе есть дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. В этом случае особую необходимость приобретает работа по коррекции эмоциональной сферы. Своей задачей  я считаю выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации. Общение с детьми стараюсь организовать так, чтобы они сами поняли и открыли для себя, как им следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, «стараюсь почаще смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Ведь педагог – образец для ребенка.

    Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом;

          1. выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

    1. распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников ( человек радуется, рассержен, удивлен)
    2. адекватно реагировать на эмоции других ( если человек обижен-пожалеть его, помочь; радуется- порадоваться вместе с ним; разгневан- понять причину).
    3. создание условий:

    а) для понимания детьми собственных эмоций, для понимания  эмоционального состояния других.

    б) для овладения средствами эмоциональной выразительности.

    5.  обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные       эмоциональные состояния.

    Свою работу я веду по трем основным направлениям:

    1. Работа с детьми.
    2. Взаимодействия с семьей.
    3. Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.

          Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы я считаю, театрализованную деятельность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и  нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей, самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. В игре, по мнению А.С. Выготского:  «ребенок выше себя на целую голову и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение».

    Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев ( веселый, грустный, хороший, обиделся ). Взять хотя бы всем известную «Курочку Рябу», дети всегда с удовольствием показывают эту сказку, а сколько эмоций она учит выражать; дети плачут, радуются, а наша мышка так натурально пугается разбитого яичка, что кажется  даже расстроенные бабка и дед сейчас бросятся ее успокаивать. Значительную часть времени мы с детьми уделяем изготовлению атрибутов для детского театра. Старые перчатки, варежки, бросовый материал – все годится для этого. Мы научились с детьми  делать куклы для игр даже из пластиковых бутылок, приобщаем к изготовлению игрушек и родителей, нарядим такую куклу и у нас появляется еще один друг. И делаем мы это все не от того что в группе нет игрушек, совсем наоборот, просто игрушки сделанные своими руками получаются душевнее, дети относятся к ним как к чему-то дорогому и важному. Недавно мы с детьми сделали магнитный театр « царевна-лебедь», « лыжный склон с горнолыжником», сами по себе  движущиеся фигурки особенно нравятся детям. Результат – эмоциональный отклик и активизация в речи детей новых слов и выражений, связанных с состоянием персонажа (героя)  с лихвой оправдывают потраченные время и силы. Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно. В нашей группе большой выбор различных видов театра: фланелеграф, для которого дети очень любят сами рисовать персонажей, я приклеиваю  их на фланель и дети самостоятельно придумывают несложный сюжет; ширма с набором кукл-петрушек; магнитный театр; плоскостные фигуры с декорациями.  У нас есть уголок «ряженья», в котором висят разнообразные костюмы от «доктора» до русских-народных платьев.

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказки, рассказы, специально написанные инсценировки ). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что  они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли относить их к разряду творческих игр, способствующих развитию эмоциональной сферы?

          Настоящая театрализованная деятельность представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети  сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. Театрализованная игра имеет большое значение для развития личности ребенка не только потому что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию  свои мимолетные аффективные стремления: учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения; учится жить, проживая жизнь своих героев, любя их и не любя, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках.

    В этом году у меня в группе прибавились новые дети, они впервые были вынуждены расстаться с мамой, да и дети посещавшие детский сад после трехмесячного перерыва испытывали тревогу в душе. Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Он как - будто попадает  в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный разными жителями, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к нему особый интерес, но их намерения пока не ясны- добрые они или злые? И жителей так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы спрятаться, побыть одному. Безусловно, со временем ребенок  освоиться в новой обстановке, познакомиться с детьми, воспитателями. Кто-то с первого дня чувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоится в новой ситуации, приводит к нежеланию ходить в детский сад. Именно поэтому для успешной адаптации необходимо прежде всего создать у детей положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это зависит в первую очередь от нас воспитателей, от нашего умения создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе. В этом году я провела «праздник знакомства», он прошел в начале сентября, на нем присутствовали родители и дети, я познакомила их с группой, посмотрели помещение детского сада, после возращения нас в группе ждал «петрушка». Он провел веселые игры, загадывал загадки, а закончилось все совместным чаепитием. Праздник получился веселым, а главное очень полезным, на следующий день дети с удовольствием пришли в сад, а вечером даже не хотели уходить.

    И конечно для решения поставленных задач, не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Первым и решающим условием положительного  направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, потребность добиться успеха, желание добиться положительного результата в отношениях со своим ребенком. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

    В  работе с родителями я использую следующие методы:

    1. Анкетирование, для изучения поведения ребенка дома, с какими трудностями сталкиваются родители при воспитании ребенка, что радует их в его поведении;

    2. Оформление папок-передвижек на разные актуальные темы: « Игрушка-надежный помощник в воспитании ребенка», «Эмоциональное состояние ребенка зависит от вас» и т.д.

    3. В начале года проведение диагностики, на выявление семей группы риска, в которых дети особенно подвержены эмоциональным проблемам.

    4. Проведение родительских собраний.

    5. Индивидуальные беседы с родителями по текущим проблемам.

    6. Дни открытых дверей, на которых родители узнают, как живут дети в детском саду, чем они занимаются. Такие просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умением других детей.

    7. Оформление групповых стендов и фотовыставок.

    8. Встречи за «круглым столом». В этой  форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

    Главной своей задачей я считаю создание в своей группе атмосферы радости и любви, благоприятной обстановки для успешного становления счастливой личности. Ведь у каждого человека свое счастье и я убеждена в том, что оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах которые чувствуют красоту и любовь. Что такое счастье знают дети. Они умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться и наша задача, чтобы радостный огонек в этих глазах горел как можно дольше.                                                                                    

                                                                           

                                               « Приучать дитя вникать в душевное состояние

                                               других людей, ставить себя на место обиженного и

                                               чувствовать,- значит дать ребенку всю  

                                               умственную  возможность быть всегда  

                                               справедливым». К. Д. Ушинский.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

    Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

    Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

    Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

    Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

    Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность.

    Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человеч...

    Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

    Статья о работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности....

    Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности.

        Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным....

    Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

    Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...