Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Статья о работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

«Эмоциональные процессы являются

той сферой психологического бытия ребенка,

которая заряжает и регулирует все остальные

его функции, такие как восприятие, внимание,

память, мышление, воображение и др.»

(А. Н. Леонтьев).

Дошкольное детство — время закладывания основ личности: время интенсивного развития познавательных способностей и эмоциональной сферы, формирования моральных и нравственных представлений и норм.

Одним из приоритетных направлений  детского сада, где я работаю, много лет является театрализованная деятельность, поэтому  элементы данного направления  применяю и  в своей работе.

В начале года при  обследовании детей мною было выявлено -  95%  дошкольников способны правильно  воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети обращают внимание на выражение лица, не предавая значения пантомимике (позе, жестам), достаточно легко отличают радость и затрудняются в распознавании грусти  (эту эмоцию правильно назвала 50% детей), испуга (всего 7% дали правильные ответы), удивление (6%). Параллельно проведенное исследование индивидуальных особенностей и качеств личности каждого ребёнка с использованием различных психологических методик («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; рисуночные тесты «Красивый рисунок», «Рисунок несуществующего животного» А.Л. Венгер и др.) показало, что 67% детей нуждаются в индивидуальной коррекционно – развивающей работе.

На основе полученных данных был разработан мною перспективный план и цикл НОД, направленных на повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности в соответствии с потребностями детей.

Для достижения поставленной цели  в группах широко представлены атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров (би – ба – бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр), дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.). Это позволяет оптимально организовать самостоятельную активность детей в группе.

Возможности театрализации огромны, ее перспективы как метода социальной терапии дают широкие возможности для работы не только с детьми, но и с воспитателями, так как формируют у них социально-психологическую компетентность. А через компетентность воспитателя мы можем добиться и решения эмоциональных проблем детей. Но этому воспитателя необходимо научить, т.е. дать ему психологический инструментарий в руки. Он, в первую очередь, должен быть сам коммуникативным, уметь решать свои личностные проблемы, снимать эмоциональные зажимы. Этому мы обучаемся на психологических тренингах. В игровой работе с воспитателями осуществляется эмоциональное развитие, что позволяет им самовыразиться, самореализоваться, избавиться от негатива и перенести положительные эмоции на детей.

         

При проведении НОД  использую различные формы работы и виды деятельности:  театрализованные игры,  индивидуальные творческие задания (сочинение и проигрывание сказок, придумывание историй для постановок), беседы для диалогов, психогимнастика и экспрессивные этюды. В процессе обучаю детей умению распознавать и описывать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, прививаю способность к адекватнойреакции на различные явления окружающей действительности. 

Дети выбирают себе героев - и начинается игра, а я вношу необходимую развивающую направленность, используя выбранного героя, подстраиваясь под конкретного ребенка. Стараюсь так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использую разнообразные приёмы (назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах и др.). Это позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, решить многие психологические проблемы и преодолеть личностные конфликты (робость, неуверенность в себе, снизить гиперактивность, повысить самооценку, преодолеть страхи).

Театрализованная деятельность помогает решать  проблемы и в формировании положительного эмоционального фона, снятия психического и физического напряжения, агрессии, негативизма у детей, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья. А такие дети есть практически в каждом дошкольном учреждении.

Особенно важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Наши родители активно принимают участие  во всех наших мероприятиях. Они пишут сценарии, изготавливают декорации, шьют костюмы, и сами выступают в роли персонажей. Активность и заинтересованность родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Таким образом, успешное решение задач по развитию эмоциональной – волевой сферы дошкольников через театрализованную деятельность возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей). Применения комплекса средств, методов, форм, создания предметно – развивающей среды дает возможность получить положительный результат в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...

Доклад на тему: Развитие творческого воображения у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Доклад об использовании разнообразных видов театра на практике в работе с детьми....

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....

Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...