Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
методическая разработка по теме

Эмоциональная сфера дошкольника

Из опыта моей работы

Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая концепция»

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности.

                                                                                           «Каждый маленький человек - это  

                                                                                            личность достойная уважения и

                                                                                            понимания». К.Д. Ушинский.

      Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоции, как своеобразные психологические процессы, формируются с первых месяцев жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума. Ибо, то, как будут усваиваться новые знания и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности. Исследования психологов показали, что дети 4-7 лет в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти  (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% дали правильные ответы), удивление (лишь 6%). Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не предавая значение пантомимике (позе, жестам).

     В своей работе я постоянно сталкиваюсь с проявлениями различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе есть дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. В этом случае особую необходимость приобретает работа по коррекции эмоциональной сферы. Своей задачей  я считаю выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации. Общение с детьми стараюсь организовать так, чтобы они сами поняли и открыли для себя, как им следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, «стараюсь почаще смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Ведь педагог – образец для ребенка.

Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом;

      1. выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

  1. распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников ( человек радуется, рассержен, удивлен)
  2. адекватно реагировать на эмоции других ( если человек обижен-пожалеть его, помочь; радуется- порадоваться вместе с ним; разгневан- понять причину).
  3. создание условий:

а) для понимания детьми собственных эмоций, для понимания  эмоционального состояния других.

б) для овладения средствами эмоциональной выразительности.

5.  обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные       эмоциональные состояния.

Свою работу я веду по трем основным направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействия с семьей.
  3. Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.

      Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы я считаю, театрализованную деятельность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и  нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей, самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. В игре, по мнению А.С. Выготского:  «ребенок выше себя на целую голову и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение».

Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев ( веселый, грустный, хороший, обиделся ). Взять хотя бы всем известную «Курочку Рябу», дети всегда с удовольствием показывают эту сказку, а сколько эмоций она учит выражать; дети плачут, радуются, а наша мышка так натурально пугается разбитого яичка, что кажется  даже расстроенные бабка и дед сейчас бросятся ее успокаивать. Значительную часть времени мы с детьми уделяем изготовлению атрибутов для детского театра. Старые перчатки, варежки, бросовый материал – все годится для этого. Мы научились с детьми  делать куклы для игр даже из пластиковых бутылок, приобщаем к изготовлению игрушек и родителей, нарядим такую куклу и у нас появляется еще один друг. И делаем мы это все не от того что в группе нет игрушек, совсем наоборот, просто игрушки сделанные своими руками получаются душевнее, дети относятся к ним как к чему-то дорогому и важному. Недавно мы с детьми сделали магнитный театр « царевна-лебедь», « лыжный склон с горнолыжником», сами по себе  движущиеся фигурки особенно нравятся детям. Результат – эмоциональный отклик и активизация в речи детей новых слов и выражений, связанных с состоянием персонажа (героя)  с лихвой оправдывают потраченные время и силы. Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно. В нашей группе большой выбор различных видов театра: фланелеграф, для которого дети очень любят сами рисовать персонажей, я приклеиваю  их на фланель и дети самостоятельно придумывают несложный сюжет; ширма с набором кукл-петрушек; магнитный театр; плоскостные фигуры с декорациями.  У нас есть уголок «ряженья», в котором висят разнообразные костюмы от «доктора» до русских-народных платьев.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказки, рассказы, специально написанные инсценировки ). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что  они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли относить их к разряду творческих игр, способствующих развитию эмоциональной сферы?

      Настоящая театрализованная деятельность представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети  сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. Театрализованная игра имеет большое значение для развития личности ребенка не только потому что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию  свои мимолетные аффективные стремления: учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения; учится жить, проживая жизнь своих героев, любя их и не любя, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках.

В этом году у меня в группе прибавились новые дети, они впервые были вынуждены расстаться с мамой, да и дети посещавшие детский сад после трехмесячного перерыва испытывали тревогу в душе. Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Он как - будто попадает  в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный разными жителями, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к нему особый интерес, но их намерения пока не ясны- добрые они или злые? И жителей так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы спрятаться, побыть одному. Безусловно, со временем ребенок  освоиться в новой обстановке, познакомиться с детьми, воспитателями. Кто-то с первого дня чувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоится в новой ситуации, приводит к нежеланию ходить в детский сад. Именно поэтому для успешной адаптации необходимо прежде всего создать у детей положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это зависит в первую очередь от нас воспитателей, от нашего умения создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе. В этом году я провела «праздник знакомства», он прошел в начале сентября, на нем присутствовали родители и дети, я познакомила их с группой, посмотрели помещение детского сада, после возращения нас в группе ждал «петрушка». Он провел веселые игры, загадывал загадки, а закончилось все совместным чаепитием. Праздник получился веселым, а главное очень полезным, на следующий день дети с удовольствием пришли в сад, а вечером даже не хотели уходить.

И конечно для решения поставленных задач, не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Первым и решающим условием положительного  направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, потребность добиться успеха, желание добиться положительного результата в отношениях со своим ребенком. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

В  работе с родителями я использую следующие методы:

1. Анкетирование, для изучения поведения ребенка дома, с какими трудностями сталкиваются родители при воспитании ребенка, что радует их в его поведении;

2. Оформление папок-передвижек на разные актуальные темы: « Игрушка-надежный помощник в воспитании ребенка», «Эмоциональное состояние ребенка зависит от вас» и т.д.

3. В начале года проведение диагностики, на выявление семей группы риска, в которых дети особенно подвержены эмоциональным проблемам.

4. Проведение родительских собраний.

5. Индивидуальные беседы с родителями по текущим проблемам.

6. Дни открытых дверей, на которых родители узнают, как живут дети в детском саду, чем они занимаются. Такие просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умением других детей.

7. Оформление групповых стендов и фотовыставок.

8. Встречи за «круглым столом». В этой  форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Главной своей задачей я считаю создание в своей группе атмосферы радости и любви, благоприятной обстановки для успешного становления счастливой личности. Ведь у каждого человека свое счастье и я убеждена в том, что оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах которые чувствуют красоту и любовь. Что такое счастье знают дети. Они умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться и наша задача, чтобы радостный огонек в этих глазах горел как можно дольше.                                                                                    

                                                                       

                                           « Приучать дитя вникать в душевное состояние

                                           других людей, ставить себя на место обиженного и

                                           чувствовать,- значит дать ребенку всю  

                                           умственную  возможность быть всегда  

                                           справедливым». К. Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Статья о работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности....

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...

Педагогический проект Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности»

Радикальное преобразование происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве одного из приоритетов сегодня выступает забота об эмоциональн...

Статья: "Игровой тренинг для родителей воспитанников и педагогов: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» "

В статье говорится о значении театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребёнка. О том, что самый короткий путь развития эмоциональной сферы ребенка - это путь через игру, фантазиро...