«Сказка – как средство развития речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследственным фактором, физиологическими особенностями ребенка, а также с развитием научно- технического прогресса, с появлением всевозможных гаджетов. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_rol_v_kommunikativnom_razvitii.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка – как средство развития речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследственным фактором, физиологическими особенностями ребенка, а также с развитием научно- технического прогресса, с появлением всевозможных гаджетов. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности ребенка.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами.
Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. В дошкольном возрасте присутствует период активного смыслотворчества. В это время активно идёт восприятие ребёнком сказки. Недаром К. Бюлер назвал дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком жанр.
Слово «сказка» впервые встречается в 17 веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического.
Изучению русского фольклора посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев, В.Я. Пропп и многие другие. Учёные по – разному трактовали сказку. Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Третьи исследователи сказкой называли всё, что «сказывалось» (Ю. М. Соколов).
Что же понимать под занимательным фантастическим вымыслом? Ведь даже в детской прибаутке или потешке есть фантастический вымысел и занимательность.
Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка – складка (вымысел), а песня – быль. Аксаков подчёркивал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный. С Аксаковым не соглашался известный фольклорист А.Н. Афанасьев. Он не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраняться у народа в продолжении многих веков. А.Н. Афанасьев считал, что сказка не пустая складка, она вызвана действительностью, какими – то объективными реалиями жизни народа. Как замечает современный учёный – фольклорист В.П. Аникин, он был прав, хотя исходил из особого, мифологического понимания сказки.
Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые (новеллистические), волшебные (чудесные) и сказки о животных.
Бытовые (новеллистические) сказки. Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания – семейные или социально – бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно с бытовой сказки и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («Курочка Ряба», «Репка» и другие).
Волшебные сказки (чудесные). Изобилуют они чудесами, различными превращениями, и носят волшебно – приключенческий характер («Иван Царевич и серый волк», «Лягушка – царевна», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Особенность этих волшебных сказок: герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступают в определённые взаимоотношения с волшебными, чудесными силами. Это даёт почву для развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки.
Как правило, волшебные сказки ещё не доступны для восприятия детей раннего возраста в силу конкретности их мышления и отсутствия развитого воображения, а, следовательно, возможности «откликнуться» на волшебство. Любимыми они станут уже в дошкольную пору, на пятом – седьмом году жизни.
Сказка позволяет обратить внимание на позицию педагога, знакомящего малышей с первыми народными сказками: с одной стороны, сохраняется колорит народности в передаче сказочного образа, с другой – элементы занимательности. Конечно, учитывается конкретность восприятия аудитории, отсутствие житейского опыта, понимание каких – либо обобщенных отношений в социальном окружении.
Возникает вопрос: а стоит ли внимание детей акцентировать на отрицательных действиях персонажей? Добро и зло, как известно, присутствуют в жизни как реальность и объективно воспринимаются только в противопоставлении одного другому. Именно на контрастах негативного и позитивного строится восприятие первых сказок; в противодействии злу рождаются добрые чувства.
Но знакомя детей со сказками, воспитатель акцентирует внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Вот почему не следует утрировать сатирическое восприятие отрицательного персонажа, слишком ярко выделять его негативные действия. Ведь ребёнок в своих воззрениях на мир «идёт» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективное реалии человеческого бытия.
Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение сказок для детей в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребёнка нельзя сталкивать с безысходностью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок?
Но педагог может выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесёт деду и бабе яичко, звери построят домик ещё крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечёт его.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватившим все явления окружающей жизни и природы, достижение науки и техники.
Какое влияние сказка оказывает на развитие ребёнка? Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве; в некотором государстве», или «в те далёкие времена, когда животные умели разговаривать...», и ребёнок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой.
Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем. Стиль сказок также понятен ребёнку.
Ребёнок ещё не совсем умеет мыслить логическими рассуждениями, и сказка ни когда не утруждает ребёнка в этом. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребёнку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому, что ребёнок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, Б. Бетельхейм считает, что сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребёнке. Сказка очень близка ребёнку эмоционально, по мироощущению, так как ребёнок ближе к мире животных, чем к мире взрослых.
Интеллектуальная внутренняя жизнь возможна только тогда, когда её содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу.
Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которые ребёнок в реальной жизни может не замечать. Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребёнку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встречи с ними, те же чувства и в том же порядке.
Главная идея воспитания сказкой: держать ребёнка подальше от злого, страшного, ведёт к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов. Кроме ожидания необычного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке же всё возможно. Маленький мальчик смелый, решительный, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство, и победить дракона о трёх головах. Большие и малые мечты ребёнка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает собственный вариант её. Иными словами малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребёнком в мечтах, в воображении. Сказка создаёт прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя всё непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессом идентификации и отождествления, с помощью которых ребёнок может косвенным путём осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки.
Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны. Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребенка этого пласта культуры, они отделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдается очень серьезные, порой невосстановимые пробелы.
Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребенок в определенном возрасте осваивает мир, познает людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, утрачивает способность воспринимать мир объемно и образно.
Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая детскую сказку для ребёнка, обязательно учтите особенности его психического развития. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре.
Как театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, тем самым получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что любая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный и грамматический строй.
Таким образом, театру принадлежит особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием речи у дошкольников. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности следует отметить взаимодействию с семьей.
В семье:
• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По возможности посещать театрализованные представления.
• Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения.
• Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
• Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей.
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме.
Выводы: Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления коммуникативных способностей воспитанников. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи, так как детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая детскую сказку для ребёнка, обязательно учтите особенности его психического развития. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности....
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...
«Русские народные сказки как средство развития речи и нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка - это удивительное, по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказ...
«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
laquo;Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС...
Презентация «Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей»
Создание условий для реализации творческих способностей, речевого и коммуникативного развития детей в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых техн...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желани...