Главные вкладки

    «Русские народные сказки как средство развития речи и нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
    статья по развитию речи (средняя группа)

    Сказка - это удивительное, по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл r.n.s.docx19.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Русские народные сказки как средство развития речи и нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

         Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.
       
    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

         На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

       Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.       В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  

            Одним из методов работы по нравственному воспитанию является воспитание сказкой. Сказка - это удивительное, по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

    Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

    Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста

           Система работы по нравственному развитию через сказку должна отражать следующие аспекты образовательной среды:

    - предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

    - характер взаимодействия со взрослыми;

    - характер взаимодействия с другими детьми;

    - система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

           Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют, в пределах требуемого времени без перезагрузки детей и, не снижая познавательной активности, получить желаемый результат – использовать сказку как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста на примерах их героев.

    Исходя из этого поставила перед собой цель:

    создание оптимальных условий для формирования нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.

    Задачи:

    1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
    2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
    3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
    4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
    5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

    Для решения задач я проводила следующую работу.

        В группе детского сада была создана, соответствующая требованиям ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда: центр «Театральная студия», в котором находятся различные виды театров, костюмы, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций, центр «Художественная литература».

      Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась организованная образовательная деятельность «Развитие речи», во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, запись компакт-диска; знакомились с жанром сказки его особенностями, обсуждали характер героев, поступки. Анализ произведения я организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор. Вопросы к сказке я формулировала таким образом, чтобы они могли помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

             В своей работе я использовала этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе я связывала правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

           Также я использовала и проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей.

    Основу каждой проблемной ситуации определяло художественное произведение, с помощью которого я знакомила детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами, и нормами поведения.

           Дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам. Для закрепления знаний я использовала дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

           Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей. Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

           Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности. 

    Сказкотерапевтические занятия заняли достойное место в системе воздействия на духовно-эмоциональный мир ребёнка, на обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации, осознание нравственного урока, соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание.

           Двигательная деятельность проходила в форме физкультурных досугов «В стране сказок», подвижные игры с использование сказочных героев.

            Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Поэтому, эта работа не будет эффективна без участия семьи.

    Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, необходимо чтобы родители сами придерживались их.  Потому что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям. Для родителей мною были подготовлены индивидуальные и групповые консультации.

    Заключение

    Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

    Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

    Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей»

    laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна...

    Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

    Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Правила  игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих  программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...

    Русская народная сказка как средство развития речи у детей раннего возраста

    Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, учат детей передовать своё настроение с  помощью эмоций, жестолв, мимикой лица, учат детей работать в команде и договариваться....