Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается  практическая часть педагогического совета на тему "Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Экспресс-опрос «Развитие речи».

     (педагоги получают карточки и в течение 3-5 минут должны ответить на предложенные вопросы)

Вопросы

Варианты ответа

Назовите формы речи.

Какие разновидности предложений используются в диалоге?

Назовите типы высказываний.

Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени?

Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку?

С какого возраста следует начинать  учить детей различать на слух сначала три слова с опорой на картинки; вводить слова, обозначающий состояние, настроение реальных людей и литературных персонажей?

В какой возрастной группе начинается знакомство с доступными детям многозначными словами разных частей речи: ручка, гладить и т.д.

Разминка «Дворец сказок».

Командам предлагается на доске схематично выполненный дворец из множества кирпичей; «положить кирпич в кладку»,  т. е. его закрасить может тот, кто назовёт 1 из приёмов работы над сказкой. Команды действуют по очереди.

Методы

Приёмы

Словесные

  1. Чтение сказки;

пересказ;

беседа;

выразительное чтение;

сказкотерапия;

прослушивание аудиозаписи.

Практические

  1. Речевые игры и упражнения;

игры-драматизации;

театрализованные игры;

инсценировка;

использование разных видов театров.

Наглядные

  1. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек, тематических альбомов;

работа с мнемосхемами;

оформление выставок.

«Сказка-загадка».

Командам предлагаются по две карточки с отрывками из русских народных сказок, из которых «убежали» имена существительные. Необходимо вставить имена существительные и отгадать название сказки.

1.  Жили-были __________ и __________. У _________ была __________ ледяная, а у ____________ - лубяная. Пришла ___________  - у __________  ___________ растаяла, а у ____________ стоит по-старому. Вот __________ и попросилась у него переночевать, да и его из ___________ и выгнала.

Название сказки «___________________________».

2. Жили-были _______ да ___________.  Пошли они в _________ за ____________ и нашли _______________. А та ____________ была кривая. Они её взяли и принесли домой. Назавтра встали и опять пошли за _________, а её сделали утиное _________. Они ушли, а ___________ обернулась _________________, _________________ вымыла, ______________ наносила.

Название сказки «______________________».

3. У старшего __________    ______________ упала на боярский ___________, подняла её боярская ____________. У среднего ____________ упала _____________ на широкий купеческий ___________, подняла её купеческая _____________. А у младшего _____________,  ___________  поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до ______________, видит — сидит ________________, и держит его _________________.

Название сказки «__________________________».

4. Выехал __________________ из _________________, прискакал в чистое ________________, слез с _____________, влез ему в левое ___________, в правое вылез и стал по-прежнему ____________________________. отпустил он _______________________, а сам пошёл __________________,. Сел на ____________, дожидается _______________.

Название сказки «____________________________»

«Из какой сказки герой».

1.   … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)

2.   … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)

3.  … Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Трёхглазку… («Хаврошечка»)

4.  … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)

«Продолжи сказку».

1.  …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

  1. А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

 Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

 А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …На другой год посеял мужик на том месте рожь. Приехал жать, а медведь уж его поджидает:

- Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит: (Быть так. Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки).

 О происхождении каких слов идет речь?

1) Название этого зверя значило «уволакивающий», «похищающий». (Волк.)

2) Его название значило в древности «скакун», «прыгун». (Заяц.)

3) Заимствовано из тюркских языков, означает «дикая свинья». (Боров, кабан.)

4) Образование из «мёд» и «ед» («еда»); со значением «медоед». (Медведь.)

5) Некогда это слово означало «распущенный, злой человек». (Собака.)

6) Образовано от «мать отца или матери» с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса «-к-». (Бабка.)

7) В турецком языке означало «верхняя одежда, халат». (Кафтан.)

8) Вероятно, «вырытое лопатой, киркой». (Яма.)

 Этимологический кроссворд. (По сказке «Царевна-лягушка».)

По горизонтали: 3. Мужское имя, означающее «благодать Божья». 8. Печёное изделие, название которого восходит к очень древнему корню. 9. Первоначальное значение ― «неприятная, злая». 11. «Неизвестная», «незнакомка». 13. Древнее значение ― «рождающая». 14. «Холодяночка». Образовано от «бедро». 15. «Козья» (шкура). 17. Образовано от латинского «Цезарь». 18. Уменьшительная форма к слову «от», обозначающему «родитель». 19. Латинское «ребро».

По вертикали: 1. «Купальня», «ванна». 2. «Тонкая палочка, которою ярмо закрепляется на бычьей шее». 3. «Отапливаемое помещение». 4. «Рождённый; плод; порождение». 5. Заимствование из тюркских языков, означавшее «подстилка». 6. Заимствование из греческого языка, где означало «ремесленник», «мастеровой», по отношению к женщине. 7. То, чем стреляют» из лука. 10. Название рыбы, восходящее к «подстрекать», «науськивать», «пугать». 12. Название одежды, родственное слову «отрубить». 16. Близкое по значению к слову «падчерица».

Ответы к кроссворду.

По горизонтали: 3. Иван. 8. Хлеб. 9. Яга. 11. Невеста. 13. Жена. 14. Лягушка. 15. Кожа. 17. Царь. 18. Отец. 19. Кость.

По вертикали: 1. Баня. 2. Игла. 3. Избушка. 4. Сын. 5. Ковёр. 6. Мастерица. 7. Стрела. 10. Щука. 12. Рубашка. 16. Дочь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Правила  игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих  программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...

"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"

Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....

«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

" Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста".

quot;Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста"....