Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Хусаинова Альбина Фаузеровна

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Процесс развития связной речи является одной из задач речевого воспитания детей. Связная речь –это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Чайка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Опыт работы на тему:

 «Русские народные сказки как средство

развития речи детей

старшего дошкольного возраста»

2022 учебный год

  Введение

Человек, который верит в сказку,

Однажды в неё попадает,

Потому что у него есть сердце…

Сергей Королёв

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Процесс развития связной речи является одной из задач речевого воспитания детей. Связная речь –это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Для развития речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказки могут в полной мере использоваться для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

     Работа по данной теме ведется мной с 2019 года. Детальный анализ образовательного процесса на начальном этапе показал, что не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи.

 К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее, о чем свидетельствуют результаты педагогического мониторинга и анализ анкетирования родителей

Результаты педагогического мониторинга

Общее количество

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

19чел

100%

0

3 чел.

16%

6 чел.

31%

2чел.

10%

8чел.

43%

Результаты анкетирования родителей

 Анкетирование среди родителей по теме «Сказка в жизни вашего ребёнка». Проведя анализ ответов я увидела, что на вопрос о том читают ли родители детям дома сказки, большое количество ответили нет, а те кто читает, то делают это очень редко, несмотря на то, что книги у детей дома имеются. Так же меня интересовало, обсуждают ли родители с ребёнком прочтённую книгу, и выяснилось, что практически никто после прочтения не обсуждает прочитанную сказку. На вопрос имеется ли в наличии у кого-то дома какой-либо вид театра (настольный, пальчиковый, кукольный и т.д.) и проигрывают ли они с ребёнком какой- то отрывок из сказки, большинство ответили нет.  

Таким образом, уровень развития речи детей, недостаточное вниманием родителей и педагогов к проблеме, побудили меня возродить интерес детей и родителей к русским народным сказкам, как средству развития связной речи детей.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в разработке системы мероприятий по развития речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Работа включает следующие этапы:

1.Подготовительный

Выявление проблемы, подбор диагностичесекого материала, подбор, изучение и анализ научно-методической литературы, интернет ресурсов, анкетирование участников образовательного процесса, создание развивающей предметно-пространственной среды

2. Основной

Разработка примерной системы работы, форм, методов, приемов работы. Апробация опыта

3. Заключительный

Итоговый мониторинг , определение результативности выбранных форм работы, анкетирование участников образовательных отношений

В основу опыта по определению системы работы по развитию связной речи детей средствами русских народных сказок, легли комплексная общеобразовательная программа «От рождения до школы», а также использовались труды чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных,  Константина Дмитриевича Ушинского, им  была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные, а так же Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию связной речи детей оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой. Ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и другие

Целью педагогической деятельности является создание системы по развитию связной речи у детей 5-6 лет средствами русских народных сказок. Для достижения данной цели были определены задачи.

1.        Познакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.

2.        Создать Развивающую предметно-пространственную среду,

Способствующую развитию интереса к сказкам.

3.        Развивать грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Для решения поставленных задач, я включаю русскую народную сказку в образовательный процесс в течении дня.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Знакомство с русскими народными сказками включает в себя ряд последовательных действий и приёмов:

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.
 
1.
Чтение произведения и рассматривание иллюстраций. Одно из главных условий чтения и рассказа – это эмоциональное отношение к рассказываемому. Во время рассказа или чтения лучше сесть перед детьми с тем, чтобы дети могли видеть лицо педагога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами. При чтении педагог следит не только за исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателя.

2. Разбор содержания проводится в форме «вопрос-ответ» по прочитанному материалу.
Это вопросы:

  • позволяющие узнать эмоциональное отношение к героям;
  • направленные на выявление основного смысла произведения;
  • направленные на выявление основного мотива поступков;
  • выявляющие языковые средства выразительности;
  • направленные на воспроизведение содержания;
  • поискового характера, подводящие к выводам;

3. Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).

4. Составление плана – схемы.

5. Рассказывание сказок с помощью мнемотаблиц.- Рассказывание сказок с использованием мнемотехники. В данной методике ребёнок выбирает картинку с мнемотехникой на которой изображена сказка и с помощью подсказок он её рассказывает.

6.Инсценирование сказок

В конце каждого месяца проводится викторина на знание содержания каждого изученного произведения («Снегурочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Крошечка-Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Финист —Ясный сокол», Марья-Моревна» и.т.д.)

Создание развивающей предметно- пространственной среды.

Совместно с родителями в течении годабыла сформирована развивающая предметно-пространственная среда. Она содержательна, насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Вгруппе создан Центр театрализованной деятельности, который представленмногообразием различных видов театра.

-Театр на палочках

-Пальчиковый театр из фетра

-Пальчиковый вязаный театр

-Театр на фланелеграфе

-Резиновый театр

-Театр на дощечках

- Костюмы, маски

-настольный бумажный театр

Центр Книги, который расположен в тихом, отдаленном от игровых зон, месте нашей группы. Здесь ребята знакомятся с наиболее интересными для них произведениями различных жанров, представленными в большом разнообразии.

Эффективности реализации поставленных задач способствуют изготовленные мною игры, упражнения и картотеки по формированию выразительности речи:

-Картотека русских народных сказок

-Картотека пальчиковых игр на основе русских народных сказок

- Картотека загадок по сказкам

-Альбом мнемотаблиц для работы над рассказыванием сказок

-Альбом иллюстраций к  сказкам

Упражнения

«Найди лишнюю картинку»

«Нарисуй сказку»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

«Придумай сказку из картинок»

«Расскажем про зайчика» и др.

Результативными стали такие формы взаимодействия с родителями как:

Консультаци

-"Речевые игры для детей 5-6 лет"

-«Сказка в жизни ребенка»

-«Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

-«Мама, почитай мне сказку»

-«Развитие речи детей через сказку».

-«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

-Рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки»

- «Использование театрализованных игр дома»

-«Как выбрать полезную сказку для ребёнка»

- «Справится с детским непослушанием помогут потешки»

- Домашняя игротека (интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могут самостоятельно использовать дома)

- Совместные проекты по созданию РППС

 -Родительские собрания "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки ".

На заключительном этапе по данной теме был проведен повторный педагогический  мониторинг.

Динамика роста уровня развития компонентов речи у детей

Сентябрь

Общее количество

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

19чел

100%

0

3 чел.

16%

6 чел.

31%

2чел.

10%

8чел.

43%

Май

Общее количество

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

100%

19%

19%

43%

14%

5%

Выше среднего-  19%, Средний уровень-  43%%, Ниже среднего-  14%, высокийуровень – 19%, на низком уровне пока остается   5% детей

Вывод: За три года работы по данной проблеме была изучена теоретическая и методическая литература, был изучен опыт зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы. Мы осветили особенности и задачи, раскрыли методы руководства русскими народными сказками для развития связных высказываний детей.

Работая над проблемой развития связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию связной речи, при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.

Методические разработки родительских собраний, перспективных планов, конспектов ООД представлены на образовательном портале «https:|//nsportal.ru»

 Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений, воспитателей детского сада;

 – для заинтересованных и внимательных родителей в плане развития речи, подготовке детей к обучению в школе.