Статья: "КОРРЕКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"
материал
Воспитание детей с нарушениями интеллекта осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке – инвалиде гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Н. К. Болдырева.
ГБУ ЦССВ « Сколковский»
Воспитание детей с нарушениями интеллекта осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке – инвалиде гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной целью педагога является выявление и преодоление ( исправление) недостатков в развитии личности ребенка – инвалида, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Основные направления коррекционной деятельности с несовершеннолетними следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов ( компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получил незначительную деформацию ( девиацию); постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств и вредных привычек.
Цель коррекционно – педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у детей с отклонениями в поведении. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты данного ребенка и способствуют исправлению, коррекции.
Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
- методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;
- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объектного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;
- методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков; суггестивные гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы аргументированного воздействия, метод «сократического диалога», методики обучения саногенному мышлению,
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.
Созидающие приемы:
- содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними ( проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);
- вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения ( убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);
- строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника ( опосредование, « фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).
Тормозящие приемы:
- в которых открыто проявляется власть педагога ( констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);
- с открытым воздействием ( параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных потребностей).
Вспомогательные приемы:
- организация внешней опоры правильного поведения;
- отказ от фиксирования отдельных поступков.
Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и примы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждение отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность. Приемы воздействия коллектива следующие:
- доверие – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;
- поддержка коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
-недоверие – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое – либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы возможностью более качественного ее выполнения;
- осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка,
- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков: желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:
- мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания – перед ребенком раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;
- активизация ( создание) целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности ( начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);
- контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;
- стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;
- требовательное доверие – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;
- поощрение – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно – педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Статья. Коррекция нарушений голоса у неслышащих детей.
В статье разьясняются способы коррекции нарушений голосовой функции у неслышащих детей. Предложены виды выработки голоса, звуков, слогов при помощи различных средств....
Особенности нарушений речи у детей с церебральным параличом и нарушением интеллекта
Материал раскрывает особенности речевого развития детей с ДЦП, нарушением интеллекта.Предназначен дляипедагог, работающих с детьми с ДЦП , интеллектуальным нарушениями...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».
Речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения. В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важней...

