Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Дружевская Ольга Владимировна

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать для этого наиболее подходящие технологии и разработать соответствующую методику работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружевская Ольга Владимировна

ГБДОУ д/с № 67 комбинированного вида

 Выборгского района

 Санкт – Петербурга

Руководитель физического воспитания

Шуманова Наталья Владимировна

ГБДОУ д/с № 67 комбинированного вида

 Выборгского района

 Санкт – Петербурга

Педагог - психолог

Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики.

Одной из важнейших проблем детей дошкольного возраста является проблема обеспечения, укрепления и сохранения здоровья.

В дошкольный период у ребёнка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 6 лет.

Неуклонно растёт число детей с нарушениями речи. У таких детей наблюдается отставание в физическом развитии. А. А. Потапчук, М. Д. Дидур отмечают: со стороны соматического здоровья наблюдается нарушения физического развития, в 80 % случаев  - нарушение осанки, в 40 % - плоскостопие, с избыточной массой тела – 12 %. В анамнезе 90 % случаев у детей обнаруживаются сопутствующие заболевания. Около 70 – 80 % детей имеют аномалии осанки, избыточную подвижность суставов, а это, в свою очередь, приводит к увеличению патологий не только аппарата движения, но и основных органов и систем, таких как сердечно – сосудистая, моче – выделительная, дыхательная, пищеварительная. У 70 % детей отмечается замедление темпа созревания скелета.

Часто нарушения речи возникают в результате первичных отклонений, как минимальная мозговая дисфункция.

Вторичными нарушениями являются: плоскостопие, нарушение мелкой моторики, несформированность дыхательных функций, ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа, внимания, эмоционально – волевой сферы.

Дети с нарушениями речи отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Поэтому в большей степени именно на этих детей надо обращать внимание на занятиях физическими упражнениями.

Волкова Л. С. (1989 г.) считает, что дети с ОНР отличаются неустойчивым вниманием, отвлекаемостью, задания выполняют с ошибками. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Соматическая ослабленность, плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушается последовательность элементов движения, опускают его составные части (в том числе в ритмических движениях под музыку). Недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

В связи с этим актуальным становится решение проблемы коррекции эмоционально – волевой сферы и уровня тревожности. Помимо физических упражнений добиться результатов помогают занятия по ритмопластике.

Данная проблема нашла отражение в работах многих авторов.

Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. (1989 г.) отмечают:

«Для детей с речевыми нарушениями характерны нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально – волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства.

Двигательные нарушения проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций.

Эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.

Дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость и непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат. Дети пугливы, тревожны, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей.

Моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью. Дети отстают от сверстников по ловкости и точности движений. Характерны низкая умственная работоспособность, нарушение памяти и внимания».

Волкова Г. А. (1992 г.) пишет:

« Сложные нарушения речи могут привести к нарушению коммуникативной функции речи. В этом случае у детей формируется неправильное отношение к своему дефекту, проявляющееся в нерешительности, застенчивости в поведении, недостаточной активности в общении и других видах деятельности.

Наблюдаются незначительные нарушения общей и тонкой моторики, незначительные нарушения со стороны эмоционально – волевой сферы (раздражительность, плаксивость, расторможенность). При сенсорной дислалии нарушение слухового внимания, слуховой памяти, способности активно саморегулировать произвольное внимание при воспроизведении звуков.

У детей отмечаются отклонения в состоянии зрительного внимания и зрительной памяти, пространственной ориентировки, общей и тонкой моторики».

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Патология в психической сфере, как показывают результаты тестирования А. И. Захарова (1986 г.), прежде всего, проявляются в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Следует отметить замедленное развитие всех типов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной. Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущ негативизм, раздражительность, а некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность. Также нарушается произвольная регуляция. Дети неспособны к волевым усилиям.

В. Р. Кучма, М. Н. Степанова (2001 г.) указывают на наблюдения специалистов, что у 12 – 14 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30 – 40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений.

По мнению Т. С. Овчинниковой, А. А. Потапчук (2001 г.) дети с речевыми расстройствами отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, отсутствием автоматизации движений и низкой моторной обучаемостью.

Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е.,Жидкова Н. Ю. (2005 г.) говорят, что « на основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. Творческий процесс – это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. В творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать « не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления. Детям логопедических групп достаточно сложно усваивать материал на обычных занятиях. Им необходима постоянная смена деятельности, а также закрепление материала».

Лютова Е. К., Монина Г. Б. (2001 г.) отмечают, что

« тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге её возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с.386).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в тревожном переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина. Если страхов много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребёнка.

Исследование Е. Ю. Брель (1996 г.) позволило сделать вывод о том, что такие социально – психологические факторы как, неудовлетворённость родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

В дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. Коррекционную работу следует проводить в трёх направлениях: по повышению самооценки детей, по обучению способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка».

Костина Л. (2003 г.) пишет следующее:

« При посещении ребёнком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с детьми при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательностью предъявляемых требований и оценок.

Тревожность является эмоциональным состоянием, подразумевающим недостаток уверенности в своих силах и проявляющимся в ситуациях, включающих опасность для чувства собственного достоинства».

А. М. Прихожан считает: « Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом.

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики детей, так и – причём в большей степени – в социальных».

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что применение ритмопластики на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи положительно влияет на коррекцию уровня тревожности.

Попробуем рассмотреть современные направления ритмической гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста и выбрать наиболее подходящие элементы для коррекционной работы.

В дошкольных учреждениях всё чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, фитбол гимнастика и др.

Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно – сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость, пластику движений.

Как утверждают Ю. В. Менхин, А. В. Менхин (2002 г.) ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно – развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Она представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Программа «СА – ФИ – Дансе» разработана Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и названа по именам разработчиков.

Оздоровительно – развивающая программа «СА – ФИ – Дансе»  по танцевально – игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения от трёх до семи лет.

Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально  - игровой гимнастики.

Основными задачами являются:

  1. Укрепление здоровья: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
  2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  4. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
  5. Развивать мелкую моторику;
  6. Развивать творческие и созидательные способности;
  7. Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  8. Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
  9. Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  10. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Педагогические технологии: Ритмопластика, Фитбол гимнастика.

Ритмопластика.

Педагогическая технология «Ритмопластика» основана на программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Основные задачи программы:

  1. Развивать музыкальность: развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; расширять музыкальный кругозор;

  1. Развивать двигательные качества и умения: ловкость, силу, точность и координацию движений, гибкость, пластичность, формировать правильную осанку и красивую походку, умение ориентироваться в пространстве, обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
  2. Развивать творческое воображение и фантазию: развивать способность к импровизации в движениях, в изобразительной деятельности, в слове;
  3. Развивать психические процессы: обогащать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике, тренировать подвижность нервных процессов, развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление.

Цель программы «Ритмическая мозаика» - развитие ребёнка, формирование, средствами музыки и ритмических движений,  разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Фитбол гимнастика относится к одному из видов фитнесгимнастики. Основным тренажером этой гимнастики являются фитболы – специальные мячи. Фитбол обладает определёнными свойствами, которые используются для оздоровительных, коррекционных  и дидактических целей. Это размер, цвет, запах и его особая упругость. Оздоровительная направленность использования мячей больших размеров, создающих упругоэластичную среду, подтверждена опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Уникальность оздоровительного эффекта занятий на гимнастических мячах обуславливается физиологическим механизмом действия на позвоночный столб, и как следствие, на весь опорно-двигательный аппарат и на работу вегетативных систем организма. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

 Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук предлагают методические рекомендации по использованию ритмики и подвижных игр с мячами в логопедическом саду. Работа включает в себя три этапа.

Задачи первого этапа:

  1. Формировать уровень ощущений и управления собственным телом, обучать доступным исходным положениям, речевым упражнениям на фитболах, сюжетным подвижным играм.

Задачи второго этапа:

  1. Формировать уровень владения телом и пространством, учить согласовывать физические упражнения на фитболах с музыкой, в сопровождении фортепиано или вокала, а также более сложные по речевому содержанию сюжетные игры.

Задачи третьего этапа:

  1. Создать уровень предметных и символических действий, обеспечивающих программирование, регуляцию и контроль над протеканием психической деятельности, обучать парным и групповым упражнениям.

«В музыкальном ритме сказок» Н. А. Фомина.

Основу программы составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Программа позволяет через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, минуя муштру и принуждение; помогает развитию их физических способностей и психических возможностей в полной мере, используя природный потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Программа ЛТП (лечебно-профилактический танец) Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина.

Это корригирующая гимнастика с оздоровительной направленностью, включающая в себя простые по форме физические упражнения танцевальной направленности, в том числе и традиционные упражнения лечебной физической культуры.

Задачи программы:

  1. Укрепление здоровья ребёнка, предотвращение тех патологических изменений, которые могут быть в его ослабленном организме;
  2. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  3. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма, а также коррекции зрения, совершенствовать психомоторные способности: мышечную силу, подвижность в различных суставах, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  4. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, а также благоприятное влияние музыки на психомоторную сферу ребёнка;
  5. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости.

Следовательно, «музыкально – ритмическое воспитание составляет целенаправленное формирование личности путём воздействия на неё музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сферы личности. Музыкально – ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, т. к. ребёнок действует сознательно, выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют современной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

Цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённый раздражитель (слуховой, зрительный), установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения» («Логопедическая ритмика», 1985 г.).

Буренина А. И. (2000 г.) указывает, что:

«ритмопластика способствует укреплению физического и психического здоровья, гармоничного развития тела и духа. Основа – разнообразные движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкального сопровождения.

Основная направленность – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.

Ритмопластика приобщает к движениям под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах».

Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются отклонения в эмоционально – волевой и двигательной сфере;
  2. Музыкально – ритмическое воспитание воздействует на познавательную, волевую и эмоциональную сферу личности, способствует укреплению психического и физического здоровья.

Соответственно, можно сделать вывод, что элементы ритмопластики способствуют снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Список использованных источников:

Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. – СПб: «Детство – пресс», 2005.-224 с.

Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специализации №2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1985.-191 с.

Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специализации  «Дефектология». под ред. Л. С. Волковой - М.: Просвещение, 1989.-122 с.

РГПУ им. А. И. Герцена. Малое государственное научно – производственное предприятие «Внедрение»: «Логоритмическое воспитание детей с дислалией» (методические разработки и проведение коррекционных занятий). Г. А. Волкова. – СПб: Изд-во «Образование», 1992.- 70с.

Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Буренина А. И.-2-е изд., исправленное и дополненное – СПб: ЛОИРО, 2000.-220с.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Лютаева Е. К., Монина Г. Б.-СПб: ООО Изд-во «Речь», 2001.-190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

Статья: "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ"

Статья по теме: "Развитие артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольеого возраста с нарушениями речи средствами логопедической гимнастики"...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...