ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
методическая разработка

Моисеева Ольга Сергеевна

Условия возникновения и становления педагогического опыта

Мама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только на подвиги во имя своего народа, но и являются стержневыми для личностных качеств такого человека.

Именно нравственно-патриотические чувства двигали русским народом в непростые годы для Отечества, именно они поднимали дух человечества в борьбе с фашизмом.

Сегодняшняя ситуация мировой проблемы, в лице терроризма, приобретает новую значимость для воспитания маленького ребенка, Патриота своей страны, настоящего Человека для борьбы со злом во внешней политики мира.

Все эти громкие слова не для «красного словца», для меня тоже Мама, семья, Родина, Отечество… являются основополагающими в моем мировоззрении, и передо мной, как педагогом, поставлена стратегическая задача «формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину».

Актуальность выбранной темы

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Современная сфера образования с дошкольной ступени обращает внимание педагогов, воспитателей на данную тему, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования установлено приоритетное направление в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие»: патриотическое воспитание в ДОО проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает следующие задачи:

•        формирование нравственно-духовных особенностей личности;

•        формирование чувства гордости за свою нацию;

•        формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

•        формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

В решении поставленных задач я руководствовалась постановлением Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»», которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, Целевыми ориентирами, заданными ФГОС ДО, ФОП ДО которая анализируется и конкретизируется современными подходами и инновационными технологиями по патриотическому направлению. Согласно выводам ученых, в среднем и старшем дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят, прежде всего, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир семьи». В то же время в современной педагогической практике педагогу все труднее становится опираться в образовательной деятельности на семью как носителя ценностей и традиций отечественной культуры.

Работа в группе среднего дошкольного возраста направлена на нравственно-патриотическое воспитание в условиях социального партнерства и во взаимодействии с военнослужащими и членами их семей через реализацию совместных социально-значимых мероприятий.

Ведущую роль патриотического воспитания выполняет наш «музейный центр», включающий в себя мини-страницы музейной славы «Боевые заслуги предков», «Краеведение», «Истории волонтерского движения» и другие. Традицией группы стало участие в фестивале патриотической песни «Белый журавлик», акциях «Письмо ветерану ВОВ», систематически проводятся часы мужества «День героев Отчества», «Имена, опаленные войной», «Подвигам героев – слава». Регулярно организуются встречи с ветеранами военных действий, инвалидов и престарелых людей микрорайона.

Необходимо важной считаю слаженную работу взаимодействия с семьями воспитанников, их поддержка является ключевой на этапе становления и формирования патриотических чувств у детей 4-5 лет. Именно родители воспитанников являются моими первыми помощниками, соратниками в важнейшем звене системы воспитательной работы по патриотизму. Вместе с ними ходим на митинги к вечному огню, ещё ни одно 9 мая не обходилось без «страницы памяти» в виде оформления окон победы, написания писем бойцам СВО, акцию «хлеб Блокадного Ленинграда» поддержали все семьи группы. Своим примером на протяжении всего времени таким образом родители передают положительные установки сознания детей к патриотическим мероприятиям города, края, страны.

Дошкольный возраст — это фундамент для становления нравственных качеств личности. Мы не знаем какими нравственно-патриотическими качествами будет обладать ребенок, став взрослым, но прежде всего от нас, окружающих его взрослых людей, зависит какими впечатлениями мы его обогатим, какие условия мы создадим для личностных переживаний в мире маленького человека, какими духовными качествами мы наполним его мировоззрение. И наша задача, заключается в том, чтобы сделать эти переживания яркими и незабываемыми. Патриотизм — это то качество, которое является для каждого человека индивидуальным.

Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям дошкольного возраста. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.

Основная идея

Анализ современной методической литературы свидетельствует о том, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста представляет собой социально значимую проблему. Для достижения данной цели необходимо создание системы воспитательно-образовательной работы, в рамках которой обеспечивается целостное развитие личности ребенка, его ознакомление с культурой народа, уважение и сохранение наследия предков, а также формирование патриотических качеств посредством дидактических игр.

В центре данного опыта лежит идея необходимости создания психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали развитие патриотических чувств в детском образовательном учреждении и в семье с использованием дидактических игр. Такой подход поможет ребенку осознать и усвоить свое культурное наследие, развить чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современном обществе. Процесс формирования данных качеств осуществляется через игровую деятельность, которая является привычной для детей формой обучения.

В своей работе я стремлюсь к формированию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению истории родного края, культуры народа и окружающей природы. Эта мотивация достигается через предоставление возможностей для развития детей на основе игры, проведения бесед по соответствующим темам и проведения исследований.

Теоретико-методическая база педагогического опыта

Так как вопросами патриотического воспитания интересовались многие ученые не только отечественной педагогики, философии и психологии, но и зарубежные авторы исследовательских работ, поэтому на сегодняшний день мной подобрана обширная методологическая и теоретическая база разных подходов и влияния социальной среды на развитие нравственных и гражданских чувств личности. Например, единством общечеловеческого и национального в педагогике занимался Г.Н. Волков, воспитанием социально-нравственных норм и правил поведенческого характера занимались А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, с работами по теории и методике педагогических исследований по патриотизму и гражданственности можно познакомиться в трудах В.П. Беспалько, В.С. Безруковой, В.И. Журавлева, М.Н. Скаткина и тому подобное.

Всех ближе к моему пониманию проблем патриотического воспитания я нашла в исследовательских трудах таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Реализуя образовательную программу детского сада на основе ФОП ДО и в соответствии со стандартом дошкольного образования, к началу учебного года я разработала план-проект по патриотическому воспитанию в работе с детьми на два учебных года (средний и старший дошкольный возраст с 4 до 6 лет). Так в основу разработки легли принципы обучения: принцип личностно-ориентированного общения (через социальное партнерство, создание ситуаций развития, тесное взаимодействие, коммуникацию и социализацию); принцип наглядности (через визуализацию образовательных форм); принцип последовательности (от простого к сложному восприятию нового материала); принцип занимательности (через мотивацию, подбор интересных форм деятельности детей); принцип воспитывающего и развивающего обучения (через нравственные нормы, мораль и правила поведения в обществе); принцип прочности (закрепление знаний в практической деятельности, через предоставление выбора и другие организационные формы).

Чтобы прейти к качественному результату моей педагогической деятельности в работе с детьми привлекала всех участников образовательного процесса. Так моими сторонниками стали не только педагоги и социальные партнеры проекта, активное участие в реализации приняли родители воспитанников. Я считаю, что именно совместный творческий процесс организации деятельности по проекту принес самые эффективные результаты в ходе реализации моего педагогического опыта.

В ходе работы по данному направлению я ознакомилась и изучила ряд методической литературы, в которой раскрывалась методика патриотического воспитания посредством дидактических игр. Среди широкого круга литературы назову базовые источники, специфику которых применяла в своей работе. Это труды М. В. Колыгановой «Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников», Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ», Л. В. Белявцевой «Организация взаимодействия детского сада и семьи по  воспитанию  у  дошкольников патриотических  чувств  к  малой родине», И. И. Гришиной «Краеведение в детском саду», Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Используя в работе учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.

Вся деятельность по патриотическому воспитанию посредством дидактических игр строилась с учётом потребностей и интересов детей, настоятельных пожеланий родителей; с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, которые позволяют решать задачи совместной деятельности детей и взрослого, а также самостоятельной деятельности дошкольников не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Новизна и практическая значимость педагогического опыта

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, чтобы осуществлять патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках тесного взаимодействия детей с историей и культурой родного края, где непосредственную роль играют взрослые. Поэтому важно учитывать тот факт, что дети учатся жизни на примере поступков своих родителей и окружающих их людей.

Новизной и практической значимостью своего опыта также считаю системный и интегрированный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-6 лет через организацию разных видов детской деятельности и в рамках реализации стандартов дошкольного образования через использование дидактических игр.

Таким образом, важно, чтобы дети видели собственными глазами как-то или иной действие осуществляют воспитатели, их родители, проецируя правильное поведение, реакцию на ситуацию или же действие другого человека на себя. На мой взгляд, правильный пример определяет поведение ребёнка и формирует его патриотическую культуру и духовно-нравственное воспитание.

Механизм и технология педагогического опыта

Изучив методические основы проблемы свою работу, я начала со стартовой диагностики. Для выявления уровня знаний детей использовала диагностический инструментарий диагностики краеведческих знаний А. М. Федотовой. При разработке критериев оценки полученных результатов опирались на рекомендации кандидата педагогических наук, доцента Л. В. Любимовой. Разработанный и включённый в программу перечень вопросов позволяет провести более углублённую диагностику краеведческих знаний.

Для оценки уровня сформированности предпосылок гражданско-патриотической позиции. У детей дошкольного возраста (4-6 лет) выделены следующие компоненты:

•        когнитивный,

•        эмоционально-чувственный,

•        поведенческий.

В содержание когнитивного компонента включены знания детей о семье, детском саде, районе, истории и культуре родного города, края. Эмоционально-чувственный компонент представлен детскими оценками собственного поведения и поступков других людей, определяемых по степени адекватности и аргументированности. Поведенческий компонент связан с реализацией социального поведения.

Диагностика знаний детей проводится 2 раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае, что позволяет проследить динамику продвижения детей в усвоении краеведческих знаний, в определении характера формирующегося отношения к окружающему природному и социальному миру.

Цель — определение уровня сформированности предпосылок гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности.

Из полученных данных был сделан вывод о том, что детей нужно развивать, формируя их знания и делать это практичнее посредством дидактических игр.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

Словесные: объяснение, указание, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен).

Наглядные: показ, имитация в ходе игр и упражнений, звуковые и зрительные ориентиры.

Практические: дидактические игры.

В результате был разработан перспективный план деятельности по целенаправленному развитие патриотических чувств посредством духовно-нравственного воспитания.

Я постаралась системно и последовательно выстроить работу с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию посредством использование дидактических игр, определив основные направления и этапы.

Направления работы:

- с детьми – согласно разработанного плана,

- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),

- обогащение предметно-развивающей среды.

Этапы работы:

1. Первый этап: Ознакомление детей с культурным наследием, праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми.

 2. Второй этап: Знакомство с семьей - ее историей, родственниками и семейными традициями. Здесь также осуществляется составление родословной. Также проводится знакомство с детским садом - его ребятами, взрослыми, играми, игрушками и традициями. Изучается история села, его герб, традиции, выдающиеся селяне прошлого и настоящего времени, а также достопримечательности.

3. Третий этап: Организация целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года. Проведение сезонного земледельческого труда на природе, включая посев цветов, овощей, посадку кустов, деревьев и т.д.

4. Четвертый этап: Организация творческой, продуктивной и игровой деятельности для детей, в которой они могут проявлять сочувствие и заботу о человеке, растениях и животных в разные сезоны года, приспосабливаясь к новым жизненным условиям.

На каждом этапе работы с детьми мной были проведены такие дидактические игры, как: «Наша страна», «Моя малая родина», «Назови, кто?», «Виды спорта», «Благородные поступки», «Жилище человека» и прочее.

Впоследствии итогом проведенной работы стало создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.

В ходе реализации деятельности по патриотическому воспитанию посредством дидактических игр для детей подобраны специальные художественно-дидактические пособия:

1. Альбомы «Государственная символика», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Мой край», «Герои Великой Отечественной войны родного края», «Прадеды войны».

2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток.

3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном крае и России, такие как: «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Стихи о деревнях и селах», «Пословицы, поговорки о труде», «Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

За годы работы я убедилась, что знакомство с родным домом, улицей, городом, краем, страной нужно начинать в дошкольном возрасте. И чтобы ребёнок заинтересовался всем этим, нужны не только беседы, но целевые прогулки, экскурсии. Конечно, дети больше всего любят играть, и поэтому наилучший способ познакомить их с городом, краем и страной - это через дидактические игры. Приведем пример некоторых из них:

«Подбери пару». Понадобятся картинки с видом города в двойном экземпляре. Детям раздаются карточки с видом нашего города или сел республики. Задача детей, как можно быстрее отыскать себе пару и рассказать, что это за место или какая достопримечательность города у них на карточках изображена.

«Собери флаг». Цель: научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге – как об одном из главных и отличительных символов страны.

Для этого я использовала цветной картон. Разрезала его на необходимые части и выполнила маленькие образцы флагов других стран. Задача детей – собрать флаг по образцу, не путая цвет и правильно расположив детали. По итогу игры мы вместе с детьми обсуждаем, флаг какой страны каждый ребёнок собрал, какого он цвета, что на нём изображено. Со временем все эти игры не доставляет трудностей, дети свободно различают и называют страну, чей флаг они собрали, хорошо знают флаг и герб нашей страны и могут его отличить от других.

«Собери картинку». Понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами города (2 экземпляра). Разрезаем открытки и обклеиваем кубики, получается простая и интересная игра.

Для детей среднего возраста обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно.

Задача детей – собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

«Герб России и регионов России». Дети знакомятся с разнообразием гербов, изучают их особенности, учатся видеть отличия. Учатся видеть взаимосвязь изображения с названием города.

Также с детьми я использовала такие дидактические игры как: «Моя Родина – Россия», «Государственные символы», «Расскажи про свое село», «Угадай», «Профессии», «Дорожные знаки», «Дикие животные», «У кого какой домик», «Флаг России», «Вежливые слова», «Птицы нашего края», «Скажи ласково...», «Из какой сказки...» и другие. В рамках патриотического воспитания использовала игры по ознакомлению с профессиями родителей: «Пожарная часть», «Шоферы», «Кафе», «Почта».

Мои исследования подтверждают, что использование дидактических игр в обучении дошкольников патриотическому воспитанию облегчает и делает процесс более интересным. Также, такие игры способствуют повышению познавательной активности детей и созданию эмоциональной атмосферы на занятиях.

Строгое взаимодействие семей воспитанников играет особую роль в достижении поставленных целей в патриотическом воспитании. Помощь родителей и совместная деятельность вызывают у детей чувство гордости и способствуют развитию эмоций и социальной восприимчивости ребенка. В процессе общения с родителями и другими членами семьи, ребенок овладевает нормами, правилами и формами социального поведения. Выставки «Голубь Мира» и «Этих Дней не Смолкнет Слава» служат примером такой совместной деятельности детей и родителей.

 

Поэтому для успешного патриотического воспитания дошкольников с использованием дидактических игр необходимо планировать и проводить занятия последовательно и целенаправленно. Материалы должны быть представлены в последовательности от простого к сложному. Я считаю, что полученные детьми знания и навыки должны быть достаточно устойчивыми, чтобы они могли применять их в самостоятельной деятельности. При этом, развитие патриотических качеств следует включать во все аспекты режима. Только в таком случае мы можем рассчитывать на максимальный положительный эффект.

Результаты педагогического опыта

Планомерная работа по патриотическому воспитанию дошкольников посредством дидактических игр позволяет регулярно отслеживать результаты деятельности детей на каждом этапе и вносить соответствующие корректировки. На этапе опытно-экспериментальной апробации весомым компонентом стало построение алгоритма работы и вовлечение родителей в процесс воспитания патриотических качеств дошкольников. 

В ходе работы дети вместе с родителями принимали активное участие в мероприятиях и беседах, с интересом выполняли все задания и упражнения, готовили материал для игр.

Можно отметить тот факт, что возрос уровень компетентности родителей в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, а также профессионализм и творческий потенциал педагогов по вовлечению дошкольников в совместные мероприятия.

Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались ценности: любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает следующие критерии:

- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране.

- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными.

Дидактические игры имеют большое значение в формировании патриотических качеств детей дошкольного возраста. Путем участия в таких играх развивается их сообразительность, способность к самостоятельному решению задач и навык сотрудничества с другими участниками и ведущим игры. Однако, в ходе работы над этой темой, я столкнулась с рядом проблем. Данная работа требует от воспитателя определенных обязанностей и хорошего уровня знаний, а также навыков поиска и систематизации материалов для дидактических игр. Кроме того, эта работа требует от педагога большого внимания, так как его задачей не просто передать информацию, а развить творческое мышление ребенка и побудить его к интересу.

Еще одной сложностью является то, что многие родители очень заняты и не могут полностью уделять достаточное внимание своим детям дома. Как уже упоминалось ранее, ребенок подражает взрослым и берет с них пример. Поэтому я считаю необходимым вызвать интерес у родителей и научить их, как заинтересовать своего ребенка в различных вопросах.

Анализируя свою работу, на будущее наметила следующие задачи:

- пополнить методическую литературу по теме опыта и практический материал;

- обогащать знания и совершенствовать навыки воспитания патриотических качеств личности, ведь это было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, так как только систематичность и последовательность может привести к положительному результату.

Опыт, представленный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных организаций, педагогам дополнительного образования, родителями детей дошкольного возраста.

Вся вышеизложенная педагогическая деятельность имеет необычайно важное значение для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами диагностических мероприятий, проведенных в течение года – бесед, наблюдений, анкетирования, – которые выявили высокий уровень заинтересованности как детей, так и их родителей в воспитательно-образовательном процессе по патриотическому воспитанию, а также активным участием родителей в деятельности группы и детского сада в целом. Заметным стало сплочение коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом. Родители заметили качественные изменения в поведении детей: ребята активно проявляют сострадание, сочувствие, милосердие; стремятся к добру и неприятию зла; верят в свои силы, мечтают в будущем самоотверженно трудиться на благо Родины.

По результатам итоговой диагностики моя работа по данной теме выявила положительную динамику в данном направлении. У 85% (17 детей) выявлен высокий уровень и 15% (3 ребенка) средний уровень усвоения знаний по патриотическому воспитанию.

Итогом данной работы являются: модель организации патриотической системы с дошкольниками и план-проект, основанный на проектной деятельности с учетом народного календаря, диагностический материал, наглядно-дидактические пособия, презентационные материалы, а также оптимальные условия, которые удалось создать для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр патриотического воспитания.

Перспективы работы на будущее

Включение всех компонентов патриотического воспитания в образовательный процесс через дидактические игры, с учетом региональной составляющей, таких как сказания, песни, пословицы, поговорки и хороводы предков, является перспективным направлением работы в будущем. Описание педагогического опыта и воспитания патриотических качеств у детей дошкольного возраста через дидактические игры подчеркивает, что воплощение эффективных методик духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения – это одна из текущих и сложнейших проблем, которую следует решать сегодня всем, кто связан с педагогикой. Те нравственные ориентиры, которые мы сегодня внедряем в детские сердца, в дальнейшем принесут свои волшебные плоды, благотворно повлияв на жизнедеятельность всего общества России в целом.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие [Текст] / О.Н. Усачева. - М.: АРКТИ, 2007.
  3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 57-58.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст] / О.Л. Князева. – Учебно-методич. пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  5. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. [Текст] / С.Р. Николаева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  6. Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] // Воспитатель ДОУ (практический журнал) № 4, 2010, с.4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_patrioticheskogo_vospitania_72_1.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

воспитателя М__ДОУ «Детский сад № ___»

ФИО педагога

Профессиональное образование:

Стаж педагогической работы (по специальности): ___ лет

Общий трудовой стаж: ___ лет

Квалификационная категория: _________

Дата последней аттестации: _________ г.

Занимаемая должность: воспитатель

Условия возникновения и становления педагогического опыта

Мама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только на подвиги во имя своего народа, но и являются стержневыми для личностных качеств такого человека.

Именно нравственно-патриотические чувства двигали русским народом в непростые годы для Отечества, именно они поднимали дух человечества в борьбе с фашизмом.

Сегодняшняя ситуация мировой проблемы, в лице терроризма, приобретает новую значимость для воспитания маленького ребенка, Патриота своей страны, настоящего Человека для борьбы со злом во внешней политики мира.

Все эти громкие слова не для «красного словца», для меня тоже Мама, семья, Родина, Отечество… являются основополагающими в моем мировоззрении, и передо мной, как педагогом, поставлена стратегическая задача «формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину».

Актуальность выбранной темы

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.  

Современная сфера образования с дошкольной ступени обращает внимание педагогов, воспитателей на данную тему, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования установлено приоритетное направление в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие»: патриотическое воспитание в ДОО проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает следующие задачи:

•        формирование нравственно-духовных особенностей личности;

•        формирование чувства гордости за свою нацию;

•        формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

•        формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

В решении поставленных задач я руководствовалась постановлением Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»», которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, Целевыми ориентирами, заданными ФГОС ДО, ФОП ДО которая анализируется и конкретизируется современными подходами и инновационными технологиями по патриотическому направлению. Согласно выводам ученых, в среднем и старшем дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят, прежде всего, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир семьи». В то же время в современной педагогической практике педагогу все труднее становится опираться в образовательной деятельности на семью как носителя ценностей и традиций отечественной культуры.

Работа в группе среднего дошкольного возраста направлена на нравственно-патриотическое воспитание в условиях социального партнерства и во взаимодействии с военнослужащими и членами их семей через реализацию совместных социально-значимых мероприятий.

Ведущую роль патриотического воспитания выполняет наш «музейный центр», включающий в себя мини-страницы музейной славы «Боевые заслуги предков», «Краеведение», «Истории волонтерского движения» и другие. Традицией группы стало участие в фестивале патриотической песни «Белый журавлик», акциях «Письмо ветерану ВОВ», систематически проводятся часы мужества «День героев Отчества», «Имена, опаленные войной», «Подвигам героев – слава». Регулярно организуются встречи с ветеранами военных действий, инвалидов и престарелых людей микрорайона.

Необходимо важной считаю слаженную работу взаимодействия с семьями воспитанников, их поддержка является ключевой на этапе становления и формирования патриотических чувств у детей 4-5 лет. Именно родители воспитанников являются моими первыми помощниками, соратниками в важнейшем звене системы воспитательной работы по патриотизму. Вместе с ними ходим на митинги к вечному огню, ещё ни одно 9 мая не обходилось без «страницы памяти» в виде оформления окон победы, написания писем бойцам СВО, акцию «хлеб Блокадного Ленинграда» поддержали все семьи группы. Своим примером на протяжении всего времени таким образом родители передают положительные установки сознания детей к патриотическим мероприятиям города, края, страны.

Дошкольный возраст — это фундамент для становления нравственных качеств личности. Мы не знаем какими нравственно-патриотическими качествами будет обладать ребенок, став взрослым, но прежде всего от нас, окружающих его взрослых людей, зависит какими впечатлениями мы его обогатим, какие условия мы создадим для личностных переживаний в мире маленького человека, какими духовными качествами мы наполним его мировоззрение. И наша задача, заключается в том, чтобы сделать эти переживания яркими и незабываемыми. Патриотизм — это то качество, которое является для каждого человека индивидуальным.

Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям дошкольного возраста. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.

Основная идея 

Анализ современной методической литературы свидетельствует о том, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста представляет собой социально значимую проблему. Для достижения данной цели необходимо создание системы воспитательно-образовательной работы, в рамках которой обеспечивается целостное развитие личности ребенка, его ознакомление с культурой народа, уважение и сохранение наследия предков, а также формирование патриотических качеств посредством дидактических игр.

В центре данного опыта лежит идея необходимости создания психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали развитие патриотических чувств в детском образовательном учреждении и в семье с использованием дидактических игр. Такой подход поможет ребенку осознать и усвоить свое культурное наследие, развить чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современном обществе. Процесс формирования данных качеств осуществляется через игровую деятельность, которая является привычной для детей формой обучения.

В своей работе я стремлюсь к формированию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению истории родного края, культуры народа и окружающей природы. Эта мотивация достигается через предоставление возможностей для развития детей на основе игры, проведения бесед по соответствующим темам и проведения исследований.

Теоретико-методическая база педагогического опыта

Так как вопросами патриотического воспитания интересовались многие ученые не только отечественной педагогики, философии и психологии, но и зарубежные авторы исследовательских работ, поэтому на сегодняшний день мной подобрана обширная методологическая и теоретическая база разных подходов и влияния социальной среды на развитие нравственных и гражданских чувств личности. Например, единством общечеловеческого и национального в педагогике занимался Г.Н. Волков, воспитанием социально-нравственных норм и правил поведенческого характера занимались А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, с работами по теории и методике педагогических исследований по патриотизму и гражданственности можно познакомиться в трудах В.П. Беспалько, В.С. Безруковой, В.И. Журавлева, М.Н. Скаткина и тому подобное.

Всех ближе к моему пониманию проблем патриотического воспитания я нашла в исследовательских трудах таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Реализуя образовательную программу детского сада на основе ФОП ДО и в соответствии со стандартом дошкольного образования, к началу учебного года я разработала план-проект по патриотическому воспитанию в работе с детьми на два учебных года (средний и старший дошкольный возраст с 4 до 6 лет). Так в основу разработки легли принципы обучения: принцип личностно-ориентированного общения (через социальное партнерство, создание ситуаций развития, тесное взаимодействие, коммуникацию и социализацию); принцип наглядности (через визуализацию образовательных форм); принцип последовательности (от простого к сложному восприятию нового материала); принцип занимательности (через мотивацию, подбор интересных форм деятельности детей); принцип воспитывающего и развивающего обучения (через нравственные нормы, мораль и правила поведения в обществе); принцип прочности (закрепление знаний в практической деятельности, через предоставление выбора и другие организационные формы).

Чтобы прейти к качественному результату моей педагогической деятельности в работе с детьми привлекала всех участников образовательного процесса. Так моими сторонниками стали не только педагоги и социальные партнеры проекта, активное участие в реализации приняли родители воспитанников. Я считаю, что именно совместный творческий процесс организации деятельности по проекту принес самые эффективные результаты в ходе реализации моего педагогического опыта.

В ходе работы по данному направлению я ознакомилась и изучила ряд методической литературы, в которой раскрывалась методика патриотического воспитания посредством дидактических игр. Среди широкого круга литературы назову базовые источники, специфику которых применяла в своей работе. Это труды М. В. Колыгановой «Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников», Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ», Л. В. Белявцевой «Организация взаимодействия детского сада и семьи по  воспитанию  у  дошкольников патриотических  чувств  к  малой родине», И. И. Гришиной «Краеведение в детском саду», Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Используя в работе учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.

Вся деятельность по патриотическому воспитанию посредством дидактических игр строилась с учётом потребностей и интересов детей, настоятельных пожеланий родителей; с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, которые позволяют решать задачи совместной деятельности детей и взрослого, а также самостоятельной деятельности дошкольников не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Новизна и практическая значимость педагогического опыта

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, чтобы осуществлять патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках тесного взаимодействия детей с историей и культурой родного края, где непосредственную роль играют взрослые. Поэтому важно учитывать тот факт, что дети учатся жизни на примере поступков своих родителей и окружающих их людей.

Новизной и практической значимостью своего опыта также считаю системный и интегрированный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-6 лет через организацию разных видов детской деятельности и в рамках реализации стандартов дошкольного образования через использование дидактических игр.

Таким образом, важно, чтобы дети видели собственными глазами как-то или иной действие осуществляют воспитатели, их родители, проецируя правильное поведение, реакцию на ситуацию или же действие другого человека на себя. На мой взгляд, правильный пример определяет поведение ребёнка и формирует его патриотическую культуру и духовно-нравственное воспитание.

Механизм и технология педагогического опыта

Изучив методические основы проблемы свою работу, я начала со стартовой диагностики. Для выявления уровня знаний детей использовала диагностический инструментарий диагностики краеведческих знаний А. М. Федотовой. При разработке критериев оценки полученных результатов опирались на рекомендации кандидата педагогических наук, доцента Л. В. Любимовой. Разработанный и включённый в программу перечень вопросов позволяет провести более углублённую диагностику краеведческих знаний.

Для оценки уровня сформированности предпосылок гражданско-патриотической позиции. У детей дошкольного возраста (4-6 лет) выделены следующие компоненты:

•        когнитивный,

•        эмоционально-чувственный,

•        поведенческий.

В содержание когнитивного компонента включены знания детей о семье, детском саде, районе, истории и культуре родного города, края. Эмоционально-чувственный компонент представлен детскими оценками собственного поведения и поступков других людей, определяемых по степени адекватности и аргументированности. Поведенческий компонент связан с реализацией социального поведения.

Диагностика знаний детей проводится 2 раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае, что позволяет проследить динамику продвижения детей в усвоении краеведческих знаний, в определении характера формирующегося отношения к окружающему природному и социальному миру.

Цель — определение уровня сформированности предпосылок гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности.

Из полученных данных был сделан вывод о том, что детей нужно развивать, формируя их знания и делать это практичнее посредством дидактических игр.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

Словесные: объяснение, указание, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен).

Наглядные: показ, имитация в ходе игр и упражнений, звуковые и зрительные ориентиры.

Практические: дидактические игры.

В результате был разработан перспективный план деятельности по целенаправленному развитие патриотических чувств посредством духовно-нравственного воспитания.

Я постаралась системно и последовательно выстроить работу с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию посредством использование дидактических игр, определив основные направления и этапы.

Направления работы:

- с детьми – согласно разработанного плана,

- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),

- обогащение предметно-развивающей среды.

Этапы работы:

1. Первый этап: Ознакомление детей с культурным наследием, праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми.

 2. Второй этап: Знакомство с семьей - ее историей, родственниками и семейными традициями. Здесь также осуществляется составление родословной. Также проводится знакомство с детским садом - его ребятами, взрослыми, играми, игрушками и традициями. Изучается история села, его герб, традиции, выдающиеся селяне прошлого и настоящего времени, а также достопримечательности.

3. Третий этап: Организация целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года. Проведение сезонного земледельческого труда на природе, включая посев цветов, овощей, посадку кустов, деревьев и т.д.

4. Четвертый этап: Организация творческой, продуктивной и игровой деятельности для детей, в которой они могут проявлять сочувствие и заботу о человеке, растениях и животных в разные сезоны года, приспосабливаясь к новым жизненным условиям.

На каждом этапе работы с детьми мной были проведены такие дидактические игры, как: «Наша страна», «Моя малая родина», «Назови, кто?», «Виды спорта», «Благородные поступки», «Жилище человека» и прочее.

Впоследствии итогом проведенной работы стало создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.

В ходе реализации деятельности по патриотическому воспитанию посредством дидактических игр для детей подобраны специальные художественно-дидактические пособия:

1. Альбомы «Государственная символика», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Мой край», «Герои Великой Отечественной войны родного края», «Прадеды войны».

2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток.

3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном крае и России, такие как: «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Стихи о деревнях и селах», «Пословицы, поговорки о труде», «Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

За годы работы я убедилась, что знакомство с родным домом, улицей, городом, краем, страной нужно начинать в дошкольном возрасте. И чтобы ребёнок заинтересовался всем этим, нужны не только беседы, но целевые прогулки, экскурсии. Конечно, дети больше всего любят играть, и поэтому наилучший способ познакомить их с городом, краем и страной - это через дидактические игры. Приведем пример некоторых из них:

«Подбери пару». Понадобятся картинки с видом города в двойном экземпляре. Детям раздаются карточки с видом нашего города или сел республики. Задача детей, как можно быстрее отыскать себе пару и рассказать, что это за место или какая достопримечательность города у них на карточках изображена.

«Собери флаг». Цель: научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге – как об одном из главных и отличительных символов страны.

Для этого я использовала цветной картон. Разрезала его на необходимые части и выполнила маленькие образцы флагов других стран. Задача детей – собрать флаг по образцу, не путая цвет и правильно расположив детали. По итогу игры мы вместе с детьми обсуждаем, флаг какой страны каждый ребёнок собрал, какого он цвета, что на нём изображено. Со временем все эти игры не доставляет трудностей, дети свободно различают и называют страну, чей флаг они собрали, хорошо знают флаг и герб нашей страны и могут его отличить от других.

«Собери картинку». Понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами города (2 экземпляра). Разрезаем открытки и обклеиваем кубики, получается простая и интересная игра.

Для детей среднего возраста обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно.

Задача детей – собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

«Герб России и регионов России». Дети знакомятся с разнообразием гербов, изучают их особенности, учатся видеть отличия. Учатся видеть взаимосвязь изображения с названием города.

Также с детьми я использовала такие дидактические игры как: «Моя Родина – Россия», «Государственные символы», «Расскажи про свое село», «Угадай», «Профессии», «Дорожные знаки», «Дикие животные», «У кого какой домик», «Флаг России», «Вежливые слова», «Птицы нашего края», «Скажи ласково...», «Из какой сказки...» и другие. В рамках патриотического воспитания использовала игры по ознакомлению с профессиями родителей: «Пожарная часть», «Шоферы», «Кафе», «Почта».

Мои исследования подтверждают, что использование дидактических игр в обучении дошкольников патриотическому воспитанию облегчает и делает процесс более интересным. Также, такие игры способствуют повышению познавательной активности детей и созданию эмоциональной атмосферы на занятиях.

Строгое взаимодействие семей воспитанников играет особую роль в достижении поставленных целей в патриотическом воспитании. Помощь родителей и совместная деятельность вызывают у детей чувство гордости и способствуют развитию эмоций и социальной восприимчивости ребенка. В процессе общения с родителями и другими членами семьи, ребенок овладевает нормами, правилами и формами социального поведения. Выставки «Голубь Мира» и «Этих Дней не Смолкнет Слава» служат примером такой совместной деятельности детей и родителей.

Поэтому для успешного патриотического воспитания дошкольников с использованием дидактических игр необходимо планировать и проводить занятия последовательно и целенаправленно. Материалы должны быть представлены в последовательности от простого к сложному. Я считаю, что полученные детьми знания и навыки должны быть достаточно устойчивыми, чтобы они могли применять их в самостоятельной деятельности. При этом, развитие патриотических качеств следует включать во все аспекты режима. Только в таком случае мы можем рассчитывать на максимальный положительный эффект.

Результаты педагогического опыта

Планомерная работа по патриотическому воспитанию дошкольников посредством дидактических игр позволяет регулярно отслеживать результаты деятельности детей на каждом этапе и вносить соответствующие корректировки. На этапе опытно-экспериментальной апробации весомым компонентом стало построение алгоритма работы и вовлечение родителей в процесс воспитания патриотических качеств дошкольников.  

В ходе работы дети вместе с родителями принимали активное участие в мероприятиях и беседах, с интересом выполняли все задания и упражнения, готовили материал для игр.

Можно отметить тот факт, что возрос уровень компетентности родителей в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, а также профессионализм и творческий потенциал педагогов по вовлечению дошкольников в совместные мероприятия.

Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались ценности: любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает следующие критерии:

- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране.

- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными.

Дидактические игры имеют большое значение в формировании патриотических качеств детей дошкольного возраста. Путем участия в таких играх развивается их сообразительность, способность к самостоятельному решению задач и навык сотрудничества с другими участниками и ведущим игры. Однако, в ходе работы над этой темой, я столкнулась с рядом проблем. Данная работа требует от воспитателя определенных обязанностей и хорошего уровня знаний, а также навыков поиска и систематизации материалов для дидактических игр. Кроме того, эта работа требует от педагога большого внимания, так как его задачей не просто передать информацию, а развить творческое мышление ребенка и побудить его к интересу.

Еще одной сложностью является то, что многие родители очень заняты и не могут полностью уделять достаточное внимание своим детям дома. Как уже упоминалось ранее, ребенок подражает взрослым и берет с них пример. Поэтому я считаю необходимым вызвать интерес у родителей и научить их, как заинтересовать своего ребенка в различных вопросах.

Анализируя свою работу, на будущее наметила следующие задачи:

- пополнить методическую литературу по теме опыта и практический материал;

- обогащать знания и совершенствовать навыки воспитания патриотических качеств личности, ведь это было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, так как только систематичность и последовательность может привести к положительному результату.

Опыт, представленный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных организаций, педагогам дополнительного образования, родителями детей дошкольного возраста.

Вся вышеизложенная педагогическая деятельность имеет необычайно важное значение для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами диагностических мероприятий, проведенных в течение года – бесед, наблюдений, анкетирования, – которые выявили высокий уровень заинтересованности как детей, так и их родителей в воспитательно-образовательном процессе по патриотическому воспитанию, а также активным участием родителей в деятельности группы и детского сада в целом. Заметным стало сплочение коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом. Родители заметили качественные изменения в поведении детей: ребята активно проявляют сострадание, сочувствие, милосердие; стремятся к добру и неприятию зла; верят в свои силы, мечтают в будущем самоотверженно трудиться на благо Родины.

По результатам итоговой диагностики моя работа по данной теме выявила положительную динамику в данном направлении. У 85% (17 детей) выявлен высокий уровень и 15% (3 ребенка) средний уровень усвоения знаний по патриотическому воспитанию.

Итогом данной работы являются: модель организации патриотической системы с дошкольниками и план-проект, основанный на проектной деятельности с учетом народного календаря, диагностический материал, наглядно-дидактические пособия, презентационные материалы, а также оптимальные условия, которые удалось создать для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр патриотического воспитания.

Перспективы работы на будущее

Включение всех компонентов патриотического воспитания в образовательный процесс через дидактические игры, с учетом региональной составляющей, таких как сказания, песни, пословицы, поговорки и хороводы предков, является перспективным направлением работы в будущем. Описание педагогического опыта и воспитания патриотических качеств у детей дошкольного возраста через дидактические игры подчеркивает, что воплощение эффективных методик духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения – это одна из текущих и сложнейших проблем, которую следует решать сегодня всем, кто связан с педагогикой. Те нравственные ориентиры, которые мы сегодня внедряем в детские сердца, в дальнейшем принесут свои волшебные плоды, благотворно повлияв на жизнедеятельность всего общества России в целом.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие [Текст] / О.Н. Усачева. - М.: АРКТИ, 2007.
  3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 57-58.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст] / О.Л. Князева. – Учебно-методич. пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  5. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. [Текст] / С.Р. Николаева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  6. Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] // Воспитатель ДОУ (практический журнал) № 4, 2010, с.4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Опыт работы воспитателя  по патриотическому воспитанию дошкольников....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»

      Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."

ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»

Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС

Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...