Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
статья

Фомина Наталья Александровна

     Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскрываются основные формы и методы при реализации данного направления.

     Ключевые слова: патриотическое воспитание, представления детей о патриотизме, проектный метод работы, формы организации патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_portal.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить

сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.

Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не

имеет будущего».

Дж. Байрон  

     Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей  своегоОтечества. Это непростое чувство появляется еще в дошкольном  возрасте, когда в процессе воспитания ребёнка, ему прививают  любовь к собственным близкимк местам, где он родился и рос, к детскому саду, улице, двору, городу и к своей родной стране, передавая ему наследие отцов и предков. На протяжении всего времени, у него закладываются  основные принципы ценностного  взаимоотношения

 к находящемуся вокруг обществу, ко всему, что окружает ребенка.

     Чувство патриотизма развивается у человека всю жизнь, в пределах определённых мировоззренческих установок окружения, государства. Человек, с рождения, бессознательно, интуитивно, безусловно и неприметно,  вливается в окружающую его действительность, природу и культуру, обычаи и традиции к повседневной жизни и бытию своего народа и цивилизации собственного государства.

Вследствие этого, почвой развития патриотизма являются глубокие 

чувства любви и привязанности к собственной культуре, к своему народу и своей земле, которую человек воспринимает в качестве родной среды обитания.

     Природа воспитания патриотических чувств у ребёнка дошкольного возраста состоит в том, чтобы порождать, а  также взрастить в душе детей зёрна любви к своей семье, природе, дому, культуре государства, сформированные усилиями родных и близких.

 Любовь  дошкольника к Родине рождается  со взаимоотношения к самым родным и близким  – папемаме бабушкам и дедушкам к любви своего дома, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом стране.  Поэтомувесьма значимо знакомить детей  со многознаменательными историческими событиями; географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края.

 Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере  находится в зависимости от того, какой материал подбирает и использует  педагог, методы , приёмы и средства для самовосприятия и осмысления его ребёнком.  Насколько он доступен для того или иного воспитанника . Огромное значение имеет и предметно-развивающая среда в группе.

     Для того чтобы знания эти были глубже и прочнее, мы уделяем большое внимание предварительной работе.  

      В рамках процесса патриотического воспитания дошкольников, значимо сформировать у ребенка важнейшие человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, чтобы у него были предметы, которые он любит, о которых вспоминает и предпочитает.

Задачи ознакомления детей с жизнью города, его истории, природой,  особенно результативно могут решаться, когда на занятиях устанавливается связь поколений, и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными наследием прошлого.

     От того, каким образом ребенок воспринял окружающее, что впечатлило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях настоящего и исторического прошлого страны, какой след это оставило его душе, зависит становление и развитие личности, как гражданина. Таким образом,  очень важно способствовать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей страны.

     Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в осмыслении, в поведении ,поступках и отношении к окружающему миру.

     Отличительной чертой выраженности патриотических чувств у дошкольников являются скоротечность и ситуативность. Ребенок может быть впечатлён только что услышанным рассказом о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и это переживание может затихнуть, в соответствии с этим, как указывают психологи, необходимо закрепить это чувство во множественных и разнообразных эмоциях  и чувства волнения, преднамеренно создавая разного рода условия и обстоятельства.

     Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, от их усилий в воспитании ребёнка; от его окружающего мира, зависит то, какие свойства и черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно более просвещённым.

     

В реализации путей инновационной деятельности в воспитании патриотических чувств у дошкольников,  играет огромную роль отбор и создание инноваторских подходов.

   А их введение в педагогическую деятельность допустило бы произвести новые современные средства по ведению этой воспитательной работы с дошкольниками.

     Предоставляя детям знания, следует принимать во внимание то, что они должны содержать воспитательную значимость, оказывать содействие  развитию нравственного воспитания, внутренней культуры и духовного образования.

     Раньше в дошкольных учреждениях всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности,  любви к своей Родине, уважительного отношения к   истории своей Родины, к своему народу.

     В нашем ДОУ, одной из приоритетных годовых задач на 2019-2020 уч.гг.. является именно патриотическое воспитание дошкольников.

     В своей группе мы уделяем большое внимание этой теме.

     Целью нашей работы является достижение такого результата:

• воспитание будущего гражданина – патриота.

  • повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровье-сберегающих, информационно коммуникативных), проектных методов обучения. 

•социальная активность педагогов и воспитанников: участие в различных конкурсах и социальных проектах; 

•повышение рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. 

• воспитание будущего гражданина – патриота.

     Для достижения этой цели нами был разработан целый комплекс следующих задач:

 • Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку;

• Формировать чувство уважения к другим людям, народам и их традициям;

Расширять представления детей о родной стране, городе, о государственных праздниках, воспитывать уважение к символам Родины;

 Знакомить детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны;

• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родиныуважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества;

• Формировать бережное отношение к родной природе;

  Знакомить с литературными произведениями и произведениями живописи, повествующими об истории России;

• Развивать интерес к национальным традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

     Основные направления работы по патриотическому воспитанию:

1. Здоровьесберегающее.

2. Духовно-нравственное.

3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент).

4. Гражданско-патриотическое.

5. Экологическое воспитание.

     Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, в играх, на экскурсиях, в работе, в повседневной жизни, во взаимодействии с обществом, в проектной деятельности, в работе над модулями, в приобщении детей к духовному наследию народа.

     Я считаю, что одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников. Я начала работать над внедрением проектного метода в различных областях несколько лет назад. Специально для патриотического воспитания было создано несколько проектов:

«Страны Мира», «Россия - наша гордость», «Столица нашей страны – Москва»,  «Мой родной город Орёл», «Знаменитые люди родного края»,   «Тайна моего имени», «Происхождение фамилии», «Этнокалендарь» «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга орловской области».

     Я использую проектный метод обучения воспитанников в практике моей работы, как один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка. Это позволяет объединить интересы всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализоваться и проявить креативность  в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность активно участвовать в важном процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

     Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку

считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает

воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас,

взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Результат своего труда вижу в диагностике, которую провожу 2 раза в год.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж: изучение новинок методической литературы; повышение квалификации педагога; разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.  

Все аспекты проводимой нами работы в целом дают положительный результат в работе с детьми. В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогают успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Список литературы:

  1. Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2004г.
  2. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.
  3. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. С. 66-68.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Опыт работы воспитателя  по патриотическому воспитанию дошкольников....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."

ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС

Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...