Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
материал

Мальцева Александра Сергеевна

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_maltseva_as_na_priznanie_2022.docx78.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» (группы детей дошкольного возраста)

Юридический адрес:  628260 улица Мира, д.85 город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Фактический адрес: 628260 улица Таежная, д.27 город Югорск,

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Телефон: 8/34675/ 7-34-06

        

Педагогический опыт

по теме «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»

воспитатель: Мальцева Александра Сергеевна

Содержание

1

Введение

3 стр.

1.1

Актуальность проблемы

3 стр.

1.2

Цель и задачи работы

4 стр.

1.3

Проектируемые результаты

5 стр.

1.4

Направления и формы работы 

6 стр.

1.5

Мониторинг нравственно - патриотического воспитания дошкольников

11 стр.

1.6

Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников

14 стр.

Список литературы

14 стр.

         

Введение

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Джордж Гордон Байрон

Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

      В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.

1.1.Актуальность

 В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.

В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкамсвоему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.

 Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки».

1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач:

Образовательные:

- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств детей в условиях детского сада;

- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;

Развивающие:

- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;

Воспитательные:

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания;

- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.

1.3. Проектируемые результаты

- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. · Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.

- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.

В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение мероприятий патриотической направленности.

     1.4 Направления и формы работы

 Основные направления работы:

1. Здоровьесберегающее

2. Духовно-нравственное

3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)

4. Гражданско-патриотическое

5. Экологическое воспитание

  Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.

Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.

В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.

Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;

· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

  В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:

«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга ХМАО - Югры».  

Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.

В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.

В практике воспитательной работы начиная придерживаемся методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории, начиная с 1 мая 2022 г.

Поэтому содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.

Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.

Возрастная группа

Тематические блоки

«Я, моя семья, мой дом»

Задача:

Мероприятия

Средняя группа

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким.

Формирование представлений о семейных ценностях и традициях

Познавательная деятельность: (беседы, викторины, тематические занятия и др.);

Ценностно-ориентировочная деятельность:

(литературные, музыкальные гостиные, конкурсы, творческие вечера, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.);

 Трудовая деятельность:

(выставки творчества, неделя ремесел, украшение группы к празднику, изготовление открыток, организация субботников, ярмарка мастеров (представление профессий));

Общественно-полезная деятельность:

(акции милосердия и благотворительности, праздник игры и игрушки, вахта памяти);

Художественно- творческая деятельность:

(посещение театра, выставок, новогодний (осенний бал), конкурсы художественной самодеятельности);

Физкультурно-спортивная деятельность:

(День здоровья, «Веселые старты», «Лыжня России», «Бегущий фонарик», «Бегущие сандалии» «Губернаторские состязания» и т.д.);

Деятельность свободного общения:

(прогулки по городу, вечер поэзии, конверт откровений, Выпускной бал и т.д.).

Старшая группа

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; развивать самопознание и чувство гордости за свою семью;

воспитывать у детей доброе отношение к родным и близким.

Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.

Подготовительная к школе

Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я будущий защитник!».

Воспитывать чувство любви к матери, к природе, через приобщение к произведениям искусства

«Детский сад»

Средняя группа

Знакомство детей с детским садом и его сотрудниками, учить свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада.

Учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. 

Воспитывать интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам.

Старшая группа

Подготовительная к школе

«Родной город. Родная природа»

Средняя группа

Прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Знакомить с достопримечательностями города, улицами родного города.

Закрепляли и расширяли знания о жизни животных

Целевые прогулки в разные времена года;

Конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Мой любимый дворик»;

Дидактические игры и др.

Старшая группа

Подготовительная к школе

«Родная страна»

Средняя группа

Знакомить детей с защитниками родины.

Расширять представления о значении государственных символов России.

Углубить знания о Российской армии.

Формировать у детей образ героя, защитника своего государства, прививать любовь к Отечеству и родному краю.

Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, уважение к мужеству русских солдат.

Непосредственно-образовательная деятельность – знакомство со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»);

Тематические праздники:

«День Победы!», «День защитника Отечества», «День России», «День государственного флага РФ».

Создание патриотического центра с символикой нашей страны, нашего края.

Старшая группа

Подготовительная к школе

В своей работе использую различные формы работы с детьми:

- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.

- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»«Слова любви к Родине»«Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб»«Подбери технику по родам войск».

- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.

- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж для военной техники, военный корабль.

- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.

- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб»«Меткий стрелок»«Пройди, не замочив ног»«Преодолей препятствие»«Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

Взаимодействие с родителями.

 Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

- природоохранные акции «Посади цветок»«Изготовление кормушки» и др.

- совместная деятельность детей и родителей;

- конкурсы;

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

- опросные методы (анкеты, тесты).

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. 

Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:

- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни»;

- анкетирование,

- мастер-класс, открытые занятия. 

 1.5 Мониторинг нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Свою работу начала с мониторинга изучения уровня развития нравственно-патриотического воспитания, руководствуясь методикой обследования авторов                        М.Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Входная диагностика проводилась в начале года до внедрения парциальной программы патриотической направленности «Чем крепче мы, тем крепче наше будущее» в практическую деятельность.

Для чистоты эксперимента в мониторинге приняли участие две группы детей 4-5 лет. 

С целью определения результатов были применены следующие методы диагностического инструментария:

- игровые тестовые задания;

- беседы

- анкетирование

- наблюдение

- эксперимент

- анализ продуктов деятельности, детского творчества

Данные мониторинга на начало учебного года показали следующие результаты:

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Группа «Звездочки»

3

15

5

42

7

48

Группа «Островок дружбы»

2

9

4

31

9

60

На заключительном этапе осуществления деятельности в контексте программы «Чем крепче мы, тем крепче наше будущее» была проведена контрольная диагностика результатов.

Она характеризовалась:

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Группа «Звездочки»

7

41

5

36

3

23

Группа «Островок дружбы»

6

35

6

35

3

30

 

Диаграмма 1 – Сравнение входной и итоговой диагностики

1.6 Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении к концу 2021-2022 уч. года уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников с 15 % до 41%   в целом на 26%.

Опираясь на результаты, можно сделать следующие выводы:

- сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе (где реализовывались педагогические условия (программа), позволил определить динамику, дети в большинстве своем достигли желаемого уровня развития нравственно-патриотического воспитания по сравнению со сверстниками контрольной параллельной группы;

- система мероприятий является эффективной, так как способствует успешному формированию основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей.

Заключение

Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.

В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.

 

Список литературы:

  1. Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2014г.
  2. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2012. - 13 апреля.
  3. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2016.
  4. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.
  5. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
  6. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016 № 8.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  8. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2015 №1.
  9. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2019.
  10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. - 80 с.
  11.  Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2014 № 4.
  12. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Опыт работы воспитателя  по патриотическому воспитанию дошкольников....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."

ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...