Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья по теме

Опыт работы воспитателя  по патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Березка»

        

        Опыт работы

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

                                 

Подготовила: воспитатель высшей

 квалификационной категории:  Рожкова Л. П.

                                                     2016-2017 год.

Актуальность темы: Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Важно показать детям, что родной край  славен своей историей, традициями, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с  другими городами страны, Россией. Кыштовка – частица большой Родины.

Необходимо создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным селом, краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данного проекта.

Исходя из вышеизложенного, я определила актуальность данного проекта, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного села, края. Необходимость развития интересов дошкольников по патриотическому воспитанию связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном селе и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

Цель проекта: формирование у детей духовно -  нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине – своему селу.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь к родному селу.

2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий и дел для родного города.

3. Знакомство детей с традициями села, с народным творчеством.

4. Учить детей принимать участие в обсуждении проблем села.

5. Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.

Задачи проект реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Моя семья, моя родословная»«Путешествие по родному селу», и т. д.

Совместное творчество развивает у детей элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.

Целевые прогулки по нашему селу, природа нашего села, экскурсии по памятным местам, посещение краеведческого  музея.

Составление рассказов на тему «С кем я живу», «Мое село», составление альбомов: «Моя семья» , «Что означают наши имена» и др,  сотворчество детей и родителей.

Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном крае. Знакомство с творчеством поэтов земляков. В рамках проекта были проведены праздники и развлечения. «Светлая Пасха», «Масленичная неделя», «Рождественские калядки»и д.р.,

Праздник  «День Победы», в котором принимали участие и дети и родители.

Я  учила детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них ; формировать представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с музыкальными  руководителями организовали концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего села «Встреча поколений», где дети дарили свои выступления и подарки сделанные своими руками людям старшего поколения.

Совместно с музыкальным руководителем и родителями организовывала фольклорные развлечения, праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, песенным фольклором, инсценировала хороводы, песни.

Оформление выставок – сотворчество родителей, детей и педагогов.

Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Мое село», «С кем живу», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!», «Елочка – красавица».

Для реализации задач нравственно -патриотического воспитания в нашей группе созданы необходимые условия.

Оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, : «Люби и знай – родной свой край», выставки рисунков «Мой край», тематические папки «Земляки-герои», «История города»,  для родителей оформлялись выставки  «Пасха» «День Победы» «Весна пришла», «Наша дружная семья»

В саду существует мини – музей «Русская изба», где собран краеведческий материал по ознакомлению с бытом русского народа;  имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства; дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности; наглядно-иллюстрированный материал: "Предметы старины", "Как жили люди на Руси"; организуются выставки детского творчества.

Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого я составила план работы, благодаря которому старалась привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

-Провела анкетирование

-Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего села»-Вниманию родителей  были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего села», «День Победы», консультации.

- Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.

-Участвовали в выставках рисунков, в фотовыставках, в совместных развлечениях, праздниках.

-составляли родословную, изучали историю семьи, боевое прошлое своих родных; приняли участие в составлении семейных альбомов.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей;  учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации проекта патриотической направленности. 

По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой край.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться..

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС

Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...