Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
статья по коррекционной педагогике по теме

Игумнова Валентина Викторовна
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный  университет», кафедра педагогики, г.Магадан, 2012г.) с.149 - 151.image

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории о гармонически развитой личности. Работая музыкальным руководителем в коррекционном ДОУ, я организовала свою работу так, чтобы коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с нарушением интеллекта были обусловлены прежде всего тем, что оно (музыкальное искусство) являлось источником новых позитивных переживаний ребенка, зарождало творческие потребности и способы их удовлетворения, активизировало потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивало всестороннее развитие ребенка.

На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с нарушением интеллекта.

Ритмика для детей с нарушением интеллекта является частью всей музыкально-коррекционной работы в ДОУ компенсирующего вида. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. 

Внедрение элементов научной организации труда позволило мне оптимизировать организационные и содержательные аспекты профессиональной деятельности; оборудовать музыкальный зал в соответствии с современными требованиями, оснастить техническими средствами обучения; каталогизировать музыкальный, методический, дидактический, диагностико-коррекционный и консультативный материал.

Следуя принципу единства диагностики и коррекции нарушений, я в начале учебного года провожу обследование детей и определяю имеющиеся у них отклонения в развитии. Это позволяет мне проектировать комплексное музыкально-коррекционное воздействие на развитие детей на основе оптимального интегрированного содержания, отбора и применения эффективных методов, приемов и средств в соответствии с музыкально-образовательными потребностями и потенциальными возможностями детей, что обеспечивает максимальный уровень коррекции недостатков развития.

В рамках реализуемого проекта я разработала и успешно внедряю цикл интегрированных музыкально-коррекционных занятий, обеспечивающих полимодальное воздействие одновременно на различные анализаторные системы, что обеспечивает существенный коррекционный эффект развития. При организации занятий использую активно-игровые методы и приемы:

– музыкально-двигательные упражнения, образные этюды, игровые задания, направленные на коррекцию психических функций;

– упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на произвольное воспроизведение различных эмоциональных состояний, музыкальные игры и танцы, направленные на формирование навыков адекватного группового поведения и невербальной коммуникации, на коррекцию эмоционально-волевой сферы;

– музыкально-дидактические игры, упражнения по передаче ритма, способствующие развитию общей моторики и пластики тела, наглядное моделирование, мимическая и пальчиковая гимнастика, имитационные движения по передаче различных образов, музыкальные игры на развитие ориентировки в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения, которые позволяют осуществлять коррекцию моторной сферы воспитанников;

– музыкальные игры с пением, хороводы, инсценирование песен, музыкально-ритмические упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие согласованности движений и речи.

Осуществляя здоровьесберегающую направленность занятий, обеспечиваем смену видов музыкальной деятельности и распределение физической нагрузки, учитываем психофизическое состояние ребенка, включаем упражнения по формированию осанки, работу над певческим дыханием и развитием певческого голоса, что укрепляет голосовой аппарат. Для снятия психоэмоционального напряжения используем упражнения на выработку механизмов торможения и переключения, различные виды релаксации, обучаем в игровой форме элементам самомассажа, создаем «ситуацию успеха».

Для закрепления достигнутых результатов применяем прием повторения в других ситуациях и другой обстановке, а также с отсрочкой во времени.

Для обеспечения комплексного коррекционно-развивающего воздействия на развитие детей создали систему взаимной деятельности с участниками образовательного процесса:

– с учителем-дефектологом – по вопросам диагностики, тематического планирования и осуществления индивидуального сопровождения детей;

– с учителем-логопедом – по вопросам использования вербальных и наглядно-практических средств развития речи, проведению занятий по логоритмике;

– с педагогом-психологом – по вопросам использования музыки для психокоррекции отклонений ребенка в эмоционально-волевой и моторной сфере и коммуникативно-рефлексивных процессах;

– с воспитателем – по организации, содержанию и формам музыкально-коррекционного обучения и воспитания.

Это обеспечило понимание педагогами общих целей и роли каждого в их реализации, выполнении своих обязанностей, взаимодополняемости профессиональных позиций.

В результате согласованного взаимодействия со специалистами отмечается существенный коррекционный эффект в развитии социально значимых умений и навыков, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников.

Немаловажную роль в достижении успехов играет взаимодействие с родителями.

Для этого используются следующие формы работы:

– консультации по вопросам музыкального воспитания ребенка в условиях семьи и расширения социокультурного опыта детей;

– фотовыставки и видеопоказы музыкально-ритмических занятий;

– Дни открытых дверей и родительские собрания;

– музыкальные фоно- и видеотека выходного дня;

– организация мероприятий совместной деятельности детей и родителей, формирующих навыки продуктивного и эмоционально-художественного взаимодействия.

В результате родители повысили свою педагогическую компетентность, имеют возможность объективно оценить способности и достижения детей, стали активнее сотрудничать, получили удовлетворение от взаимодействия.

Проделав определенную музыкально-коррекционную работу в течение учебного года, проводим контрольно-оценочную деятельность: делаем сравнительный анализ по каждому ребенку, по группе, по ДОУ, т. е. определяем эффективность музыкально-коррекционного обучения и воспитания средствами коррекционной ритмики.

Практика моей работы подтверждает, что коррекционная ритмика оказывает положительное влияние на психофизические процессы, познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, стимулирует согласованность движений и речи и способствует социализации дошкольника с нарушением интеллекта.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

ОЛОГИФРЕНИЯ – (от греч. «oligos» – немногий + «phren» – ум) что это и как жить с таким диагнозом....

Наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта

В статье представлены наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта: авторская "Рабочая тетрадь по обучению грамоте", наглядное пособие "На что похожа буква?"...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта

Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...