Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в семье
методическая разработка по окружающему миру по теме

ОЛОГИФРЕНИЯ – (от греч. «oligos» – немногий + «phren» – ум)

 что это и как жить с таким диагнозом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

ОЛОГИФРЕНИЯ – (от греч. «oligos» – немногий + «phren» – ум) – слабоумие. Выделяются 2 основные группы:

а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями;

б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и закончивая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несформированность личности в целом.

Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше – в сенсомоторной.

Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей. Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы:

· идиотия – наиболее тяжелая;

· имбецильность – менее тяжелая;

· дебильность – относительно легкая.

Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства,уродства в строении черепа и скелета. Моторика у идиотов сильно недоразвита,координация движений сильно нарушена – особенно тонких движений рук. У многих идиотов отмечается расстройство стояния или ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения.

При глубоких формах идиотии развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания отсутствуют. В поведении идиотов проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство.

Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социального обеспечения.

При имбецильностив менее резкой форме, но достаточно отчетливо проявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа.Имбецилы овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика имбецилов характеризуется общей заторможенностью.Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук..Именно поэтому имбецилы почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затрудняющих овладения навыками письма. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограничена, поэтому они нуждаются в постоянной опеке.

Дети – дебилы,составляющие основную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность.Особенность дебилов – недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в значительно меньшей степени, чем у имбецилов. Дети – дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Согласно международной классификации (МКБ – 10), выделяют четыре формы умственной отсталости:

· легкую (IQ-40-69);

· умеренную (IQ-35-49);

· тяжелую (IQ-20-34);

· глубокую (IQ-ниже 20).

Легкая степень умственной отсталости соотносится с дебильностью, умеренная – пограничная между легкой и тяжелой, тяжелая умственная отсталость – имбецильность.

В настоящее время 1,7млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Я работаю в детскам саду  №18 пушкинского района и часто общаюсь с особыми детками. В нашем саду есть  8 групп общего вида, 2 группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР),  вспомогательная группа и две группы для особых детей. И как во многих садах – катастрофически не хватаем квалифицированного персонала и оборудования для достойной работы с детьми.

особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов.
Основные педагогические понятия – воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. – здесь употребляются в том же значении, что и в общей педагогике.
Однако в олигофренопедагогике общепедагогические принципы рассматривают как исходные для решения ее особой задачи – коррекции развития умственно отсталого ребенка. Методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений.

Умственная отсталость –это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности,а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

развитие речи

У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольников посещающих общие группы детского сада. Отставание в развитии начинается с младенчества, и накапливаются как снежный ком с каждым годом.  

развитие интеллектуальной сферы

развитие психоэмоциональной сферы

развитие эмоционально-личностной сферы.

формы бучения детей с нарушением интеллекта

роль семьи в развитии ребенка с нарушением интеллекта

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Какую же педагогическую работу проводить с такими детьми в семье, как их воспитывать и обучать, прививать навыки самообслуживания ? Даются рекомендации родителям по организации занятий с ребенком в семье, привитию навыков самообслуживания.

практические игры и занятия

Рассмотрим важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития. Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь подобрать такие игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный, то есть словесный, метод нельзя. На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем сопряженно с ребенком (рука в руке ),повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки.

Постройте свою работу так, что бы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра : подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте,приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром !

С ясным днем !

Вот как славно мы поем !

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко

потянулись.

Маме с папой

улыбнулись.

Особое внимание следует уделять обучению самообслуживания. Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом : не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.

Кормление.

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке.

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Из густого молока,

Да из мелкой крупки.

У того, кто кашку ест,

Вырастут все зубки.

***

Умница, Катенька, ешь кашку

сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую,

душистую.

Когда ребенок пьет молоко,добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»

Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Прежде всего пусть он привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру : вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и так далее. Затем поиграйте с ним в умывание : потрите сухие ручки одна о другую, сложите ладошки так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу ребенка. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. В время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы зубки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке — ладошки,

Пальчики — Антошке.

Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Все помыли !

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые !

Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются, как совместные ( сопряженные ). Помогайте ребенку правильно держать ногу, когда одеваете штанишки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним расшнуровывайте и снимайте ботинки. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.

Вот они — сапожки.

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем мы сапожки :

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

При одевании : Завяжу потуже шарф,

Буду делать снежный шар,

Я шар покачу,

Я гулять хочу.

Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.

Мишутка.

Шапка да шубка -

Вот и весь Мишутка !

Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм ( последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо ! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с умственно отсталым ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у дет...

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта.

Цель, воспитания ребенка с интеллекутальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека физически и нравственно, способного ссамостоятельно жить в совремепнном мире....

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...