Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"
материал (старшая группа)

светлана николаевна гаврикова

"Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников»

 

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой.

Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития и воспитания дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать им приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, которые воспитали бы нравственную и экологическую культуру.

Таким занимательным средством обучения дошкольников может стать экологическая сказка. Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказок  решают развлекательные задачи: повеселить, развлечь, разжечь фантазию и т. п.  Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Самое важное в экологических сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Успешность моей работы по экологическому воспитанию зависит от того, насколько материал,  который я  использую, будет  интересен и понятен детям, доступен для запоминания и размышления над ним.

В   сказках ребенок видит добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, педагогов, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

         Волшебный мир экологической сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их  удивительными приключениями: «Путешествие капельки»«Родничок зовет на помощь»«Лес – полон сказок и чудес»«Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок…  В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

  В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, я предоставляю ребенку возможность  узнать тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Используя экологические сказки в работе, я учу детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на такие  вопросы: Как возник мир? Как произошли люди и животные? Какие явления бывают зимой? Что делают разные животные в зимнее время?

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка. Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей,  и может входить в другие виды деятельности: экологические занятияопытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Мы с детьми очень любим эти сказки драматизировать или показывать кукольные спектакли с использованием разных видов театра.

Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных»«Деревья в разное время года»«Как готовится природа к зиме» и другие.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, я закладываю начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Наши педагоги считают, что именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через экологические сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Для детей дошкольного возраста наиболее понятно изложение материала в форме экологических сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Дети не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу.

Среди многочисленных экологических сказок для детей существуют сказки, удовлетворяющие требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, В. Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвина - на них построены многие экологические программы для детей дошкольного возраста. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам.  Так в группе появились самодельные книжки сказок о природе.

Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях.  Хочу повториться, что  ребята очень любят сами сочинять экологические  сказки, а потом рассказывать и показывать их воспитанникам младших групп. Сочиняем сказки обычно мы в вечерний отрезок времени.  Я предлагаю детям сюжет и уже вместе с ними уточняем и узнаем в энциклопедиях, познавательных журналах данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку.

Сегодня я хочу предложить Вам одну из наших экологических сказок.

Она называется «Зимой в лесу». Это необычная сказка. В ней Вы должны будете определить, что сказано верно, а что нет. То есть, найти ошибки. И как только Вы найдете ошибку, хлопните в ладоши. Итак, сказка начинается.

«Зимой в лесу».

.Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов.

Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из нанесённого на ветки снега. Хорошо видны  следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа»,- сказал Петя.   «Нет. Это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша.

Зима в лесу любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах. Медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук .  Это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семя. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца в гнезде «Это сойка, - сказал Петя, - Давайте её поймаем».

 

 ОШИБКИ.

  1. Скворцы улетают в теплые края.
  2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают новые.
  3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
  4. Белки в спячку не впадают.
  5. Зимой появляются птенцы у клеста.
  6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут.

Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

По результатам диагностического обследования 35% дошкольников обладают высоким уровнем освоения экологических представлений, 60% средний уровень и 5% низкий.

Я планирую продолжить работу в этом направлении и надеюсь, что вовлеченный в такую деятельность ребенок вряд ли потянется сорвать подснежник, разорить гнездо, бросить мусор на полянке.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Опыт работы по теме "Комнатные растения как средство воспитания интереса и любви к природе"

   Цель:  показать значение комнатных растений в ознакомлении дошкольников с окружающей природой.  Особое внимание педагог уделяет возникновению эстетического чувства ...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинс...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников»

ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного ...

Опыт работы «Вариативность использования нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников»

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».Мы осознаем, что физическое ...

Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...